ISSN 1997-9657
       
Гладышева Н.Д., Мякшина Н.В., Щукина М.Ф. Проект по патриотическому воспитанию "Под мирным небом Родины моей"

Гладышева Надежда Дмитриевна, Мякшина Наталья Владимировна, Щукина Маргарита Фёдоровна

МБОУ "Октябрьская средняя общеобразовательнаяшкола №1" СП "Детский сад" Ручеёк", п.Октябрьский, Архангельская область


Исторически сложилось так, что любовь к  Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен всё более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания  патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано ознакомлением окружающего нас мира.

Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Под мирным небом Родины моей» - своеобразная дань памяти защитникам Отечества – отцам, дедам, прадедам, погибшим на войне.

Известный педагог В.Н. Вишневская отмечает: «Весьма важно, чтобы патриотические чувства, душевные отклики на жизнь углублялись, обогащались поэзией, музыкой, живописью, обогащая ум и сердце, сохраняясь надолго, возможно, на всю жизнь».

Все воспитатели (родители, педагоги) должны помочь детям увидеть нашу Отчизну и почувствовать себя частью России.

Основные цели и задачи проекта

Цель. Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к родному краю, гордости за свой народ, победивший в Великой Отечественной войне, уважения к защитникам Отчизны.

Задачи:

  1. Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
  2. Расширять и обогащать знания детей о Российской армии: родах войск, военной техники, военных профессиях.
  3. Активизировать работу с родителями по пропаганде патриотического воспитания в семье.
  4. Создать условия по обмену опытом для педагогов ОУ по данной проблеме, формировать кейс методических материалов.
  5. Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет.
  6. Воспитывать личностные качества детей (сострадание, сочувствие, отзывчивость, справедливость, смелость), потребности совершать добрые дела и поступки.

Основные целевые группы, на которые направлен проект

Для более эффективного решения поставленных задач  предлагается  вести  работу  в  трёх  целевых  группах.

1 целевая  группапедагоги ОУ:  заведующий детским садом, старший воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, воспитатели.

Алгоритм работы:

  • Изучение методической литературы, ресурсов сети Интернет по патриотическому воспитанию;
  • Организация и проведение деловой игры с педагогами «По страницам великой Победы» с целью расширения и закрепления знаний о событиях Великой Отечественной войны;
  • Консультирование педагогов по вопросам организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста и их родителями;
  • Планирование и проведение открытых мероприятий с детьми и родителями;
  • Оформление фотовыставки «Это наши герои»;
  • Представление опыта работы по проекту на итоговом педсовете ОУ, на районном методическом сообществе.

2  целевая  группа – дети ОУ (6-7лет)

Алгоритм работы:

  • Экскурсии в музей, библиотеку, к памятным местам;
  • Восприятие художественной литературы, проведение этических бесед;
  • Организация дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр;
  • Конкуры, праздники, развлечения;
  • Продуктивные виды деятельности;
  • Разучивание стихов, песен, танцев с детьми.

3  целевая  группа – родители воспитанников

Алгоритм работы:

  • Оформление для родителей наглядной агитации по теме проекта;
  • Проведение консультаций;
  • Участие в конкурсах, выставках;
  • Создание «библиотеки» в группе;
  • Пополнение предметно – пространственной среды;
  • Мини-проекты для создания книги «Вот наши герои»;

Совместное участие в презентации проекта «Под мирным небом Родины моей».

Механизм и календарный план реализации проекта (основные этапы и сроки реализации проекта)

Разработка и реализация проекта осуществлялась в три этапа:

1. Подготовительный  (сентябрь – октябрь).

- Выбор творческой группы

- Составление плана мероприятий по теме проекта.

- Подбор программно-методического материала, художественных произведений о событиях Великой Отечественной войны

2. Основной (ноябрь 2014г. – апрель 2015г.). 

Реализация запланированных мероприятий с участниками образовательного процесса

3. Заключительный  (май 2015г.)

- Итоговое мероприятие «Под мирным небом Родины моей».

- Представление опыта работы по проекту- Формирование «кейса» методических материалов по патриотическому воспитанию

Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершении и в долгосрочной перспективе:

Расширение знаний детей о ВОВ

Понимание детьми и родителями важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека

Создание Книги памяти «Вот наши герои»

Пополнение «кейса» методических материалов по патриотическому воспитанию

Показатели эффективности деятельности по проекту:

Знания детей по теме проекта

Полученные знания отражаются в самостоятельной деятельности детей (в играх, рисунках и т.д.)

Положительные отзывы родителей о проделанной работе (написание статьи в районную газету)

Методы оценки успешности / эффективности проекта:

Опрос детей

Анкетирование родителей

Наблюдение за деятельностью детей

Результативное участие в конкурсах всех участников образовательного процесса

Дальнейшее развитие проекта:

Продолжение работы по данному направлению.

- Посещение музея Розы Шаниной в д.Едьма Устьянского района.

- Сотрудничество с родителями по созданию Книги памяти «Вот наши герои» 

 

Под мирным небом Родины моей.

 

Выходит ведущая.

 

Ведущая.  Тот самый длинный день в году

 

                   С его безоблачной погодой

 

                   Нам выдал общую беду

 

                   На всех, на все четыре года.

 

                   Она такой вдавила след

 

                   И столько наземь положила,

 

                   Что двадцать лет и тридцать лет

 

                   Живым не верится, что живы.

 

Ведущая.  Дорогие дети! Дорогие гости! Сегодня мы собрались вместе, чтобы отметить великий праздник – День Победы, который будут праздновать не только россияне, но и жители других государств.  9того  мая 70 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Она оставила след в судьбах каждой семьи в нашей стране.

 

Так что же такое День Победы?  Об этом вам прочитает стихотворение Савелий П.

 

«Что такое День Победы?» Андрей Усачёв.

 

Что такое День победы?

 

Это утренний парад:

 

Едут танки и ракеты,

 

Марширует строй солдат.

 

     Что такое День Победы?

 

     Это праздничный салют:

 

     Фейерверк  взлетает в небо,

 

     Рассыпаясь там и тут.

 

Что такое День Победы?

 

Это песни за столом,

 

Это речи и беседы,

 

Это дедушкин альбом.

 

     Это фрукты и конфеты,

 

     Это запахи весны …

 

     Что такое День Победы –

 

      Это значит – нет войны.

 

За всё, что есть сейчас у нас,

 

За каждый миг, за каждый час.

 

Спасибо армии Российской,

 

Спасибо доблести солдат!

 

Ведущая.  Сейчас мы увидим наших «Солдат России».  Встречайте! (маршировка)

 

Ведущая.  70 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не сотрёт из памяти народа Великую Отечественную войну – самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины.

 

Ведущая.  Давайте послушаем стихотворение Светланы Винокуровой «В честь героев», а прочитает его нам Заруднев Виталий.

 

Вдруг, ты слышишь – пушки бьют,

 

В небесах костры пылают.

 

Майским вечером салют

 

Всю Россию озаряет.

 

     Искры с высоты летят,

 

     Новые за ними следом,

 

     Яркие, как жизнь солдат,

 

     Что сражались за Победу.

 

Кто в смертельные года

 

Одолел и страх, и голод,

 

Бил врага – и навсегда,

 

На века остался молод.

 

     Был на фронте прадед мой.

 

     В небо я смотрю и знаю:

 

     В честь героев над страной

 

     Пушки бьют в начале мая.

 

Ведущая.  В сердцах людей война жива, потому что до сих пор ещё не залечены раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за великую победу. Тех, кто выжил в этой   войне, с каждым годом остаётся всё меньше. Посмотрите, вот эти герои !!! (презентация слайдов с фотографиями прадедушек).

 

Ведущая.  «Героям Победы – спасибо!» стихотворение Ольги Масловой прочитает Настя Воропанова.

 

Спасибо героям,

 

Спасибо солдатам,

 

Что мир подарили,

 

Тогда – в сорок пятом !!!

 

Вы кровью и потом

 

Добыли победу.

 

Вы молоды были,

 

Сейчас – уже деды.

 

Мы эту победу –

 

Вовек не забудем !!!

 

Пусть мирное солнце

 

Сияет всем людям !!!

 

Пусть счастье и радость

 

Живут на планете !!!

 

Ведь мир очень нужен –

 

И взрослым, и детям !!!

 

Ведущая.  В исполнении педагогов детского сада прозвучит песня «Маки».

 

Вокальная группа педагогов исполняет песню «Маки» (И. Корнелюк)

 

Ведущая.  Победный май 1945 года принес свободу не только нашей стране, но и народам других стран Европы. Поэтому в каждом из этих государств есть памятники советским войнам-освободителям, где захоронены известные и безымянные солдаты, ценой своей жизни защитившие от фашизма местный народ.

 

Ведущая.  Юрий Коринец  «Неизвестный солдат» читает Настя Новосельцева

 

Ярко звезды горят,

 

И в кремлёвском саду

 

Неизвестный солдат

 

Спит у всех не виду.

 

     Над гранитной плитой

 

     Вечный свет негасим.

 

     Вся страна сиротой

 

     Наклонилась над ним.

 

Он не сдал автомат

 

И пилотку свою.

 

Неизвестный солдат

 

Пал в жестоком бою.

 

     Неизвестный солдат

 

     Чей-то сын или брат, -

 

     Он с войны никогда

 

     Не вернётся назад

 

Ведущая.  Война – не детское дело. Но в суровые годы войны рядом со взрослыми вставали дети. Они зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи, выступали в госпиталях перед ранеными, уходили в партизаны. Многие из них отдавали жизнь за победу.

 

Стихотворение Александра Твардовского «Рассказ танкиста» читает Кузнецова Светлана Альбертовна

 

Ведущая.  Над кораблями реет наше знамя,

 

А за кормой – лазурная волна.

 

Мы подрастём и станем моряками,

 

Защитой станем мы тебе, страна!

 

            Танец «Яблочко» (дети исполняют танец «Яблочко»)

 

Ведущая.  Никогда этот день, 9мая, не забудут люди. За то, что мы сейчас вместе с вами радуемся, смеёмся, танцуем, мы обязаны нашим дедушкам и бабушкам. В жестоких боях и сражениях они отстояли нашу родину и попросили нас никогда не забывать об этом.

 

«День победный»  Елены  Шаламоновой,  читает Березина Эля.

 

Был день победный, день весенний,

 

Мы вышли с папой на парад.

 

Глядим на улице – веселье,

 

Шары и флаги у ребят.

 

     И ветераны с орденами

 

     У обелиска собрались.

 

     Стоят герои рядом с нами,

 

     Те, что за Родину дрались.

 

Держали крепко автоматы,

 

Когда фашистов гнали прочь.

 

России верные солдаты

 

Могли сражаться день и ночь.

 

     Салюты в праздник не смолкают,

 

     И радость воинов светла.

 

     Они ребят благословляют

 

     На мир и добрые дела.

 

Ведущая.  Сценка «Мы - военные» по стихотворению Сергея Михалкова.

 

Телефонист (с телефоном)

 

Алло, алло, Юпитер, я Алмаз.

 

Почти совсем не слышно вас.

 

Мы с боем заняли село,

 

А как у вас, алло, алло?

 

          Моряк (смотрит в бинокль)

 

            Вот я забрался на чердак.

 

            Быть может, здесь таится враг.

 

            За домом очищаем дом,

 

            Врага повсюду мы найдем.

 

Автоматчик

 

Вот я забрался на чердак.

 

Быть может, здесь таится враг.

 

За домом очищаем дом,

 

Врага повсюду мы найдём

 

            Рядовой (в пилотке, с орденом)

 

             Я пехотинец молодой.

 

             С фашистом дрался под Москвой.

 

             Не раз в разведку я ходил,

 

             Меня полковник наградил.

 

Летчик (с картой) Пехота здесь, а танки тут.

 

Лететь осталось семь минут.

 

Понятен боевой приказ           

 

ВСЕ (вместе) Противник не уйдёт от нас.

 

Ведущая.  Стихотворение  Тимофея Белозерова «День Победы» читает Выморков Максим.

 

Майский праздник  - День Победы

 

Отмечает вся страна.

 

Надевают наши деды

 

Боевые ордена.

 

     Их с утра зовёт дорога

 

     На торжественный парад,

 

     И задумчиво с порога

 

     Вслед им бабушки глядят.

 

Ведущая.  Уважаемые зрители, для Вас звучит песня «Наследники  Победы»

 

(дети подготовительной группы исполняют песню «Наследники победы»)

 

Ведущая.  Война началась неожиданно. Мужчины уходили на фронт воевать, а женщины продолжали работать на фабриках и заводах. И порой, самое дорогое, что оставалось у женщин от своих мужей – это письма с фронта.

 

Вот строки одного письма:

 

«Здравствуй, милая моя Аннушка! Шлю тебе, родная, привет, горячо целую и обнимаю. Привет дорогим моим милым деткам. Я пока жив, здоров, воюю. С каким бы счастьем и радостью побыл бы с тобою вместе и расцеловал бы наших деток. Вспоминаю прошлую счастливую жизнь и ругаю себя за то, что мог ещё лучше жить. Это ведь так бывает, что ошибки в жизни очевидными становятся только после. Целую тебя горячо и обнимаю близко к сердцу. Пиши, буду ждать твоего ответа».

 

Ведущая.  Эти письма многие хранят и по сей день. Послушайте стихотворение  Виктора Турова  «Дедушкин портрет» читает Юля Платицына.

 

Бабушка надела ордена

 

И сейчас красивая такая!

 

День Победы празднует она,

 

О войне великой вспоминая.

 

Грустное у бабушки лицо.

 

На столе солдатский треугольник.

 

Дедушкино с фронта письмецо

 

Ей читать и нынче очень больно.

 

Смотрим мы на дедушкин портрет

 

И разводим ручками с братишкой:

 

- Ну какой, какой же это дед?

 

Он же ведь совсем ещё мальчишка!

 

Ведущая.  Танец «Синий платочек»

 

Ведущая.  Наши солдаты отличались не только удалью, весёлым характером, но и безмерной храбростью, героизмом, смекалкой. А какие стали их внуки, правнуки? … Ребята понимают, что они наши будущие защитники.

 

Стихотворение Алексея Старикова «Ищу пилотку» читает Чесноков Никита

 

Я в «Детском мире» побывал,

 

Все обошел отделы:

 

Пилотку со звездой искал –

 

Купить её хотел я.

 

     Игрушек разных столько

 

     Расставлено на полках,

 

     Что разбегаются глаза …

 

Вот ярко-рыжая лиса,

 

Вот куклы, медвежонок,

 

Посуда для девчонок,

 

Вот газовая печка,

 

А вот и дом с крылечком.

 

     Нет лишь пилотки со звездой,

 

     Как та, в которой прадед мой

 

     Фашистов бил

 

     И в дом родной

 

     С войны пришел с победой.

 

Скорей, скорей бы подрасти

 

И стать, как дед, героем!

 

Ну а пока – где мне найти

 

Пилотку со звездою?!

 

Ведущая.  Какими тяжелыми были эти 1418 дней войны. Кровопролитные сражения, голод, изнуряющий труд и вера, что победа близка. Наш народ с честью выдержал испытание войной. Он совершил подвиг, которому нет равных в истории.

 

Ведущая.  «Девятое мая» Пётр Синявский. Читает Засухина Ангелина.

 

Праздничный флаг в небеса поднимая,

 

Входит на площадь Девятое мая.

 

Город в парадную форму одет

 

Даже у солнца торжественный цвет.

 

     Этот святой героический праздник

 

     Поровну делят прадед и правнук.

 

     Воинов хочет обнять вся страна,

 

     С гордостью глядя на их ордена.

 

И марширует в шеренгах парада

 

Мужество Бреста и Сталинграда.

 

Ратная доблесть наших полков

 

Не потускнеет во веки веков!

 

     Прадеды –деды, солдаты Победы,

 

     В бронзе отлиты, в песнях воспеты!

 

     Слава погибшим! Слава живым!

 

     Всем полководцам и всем рядовым!

 

Выше голуби взлетают

 

Майским утром на заре.

 

В синь взлетают, всем желают

 

Счастья, мира на земле!

 

                                                  Танец «Тучи в голубом»

 

Ведущая.  Солнце светит так красиво,

 

Солнце ярко светит нам!

 

Детям нужен мир счастливый,

 

Нужен мир для пап и мам!

 

                                      

 

Ведущая.  Игорь  Мазнин  «Давайте дружить»

 

Давайте будем дружить друг с другом                Ангелина

 

Как птица - с небом,                 Диана

 

Как травы -  с лугом,                 Настя В.

 

Как ветер – с морем,                 Настя Н.

 

Поля -  с дождями                     Никита

 

Как дружит солнце

 

Со всеми нами! ..                       Юля

 

 

 

Давайте будем  к тому стремиться           Ангелина

 

Чтоб нас любили и зверь, и птица

 

И доверяли повсюду нам,                          Настя Н.

 

Как самым верным   своим друзьям!        Юля

 

 

 

Давайте будем беречь планету            Никита

 

Во  всей Вселенной похожей нету:     Диана

 

Во всей Вселенной совсем одна          Настя В.

 

Что будет делать без нас она?              Настя Н.

 

Ведущая.  Песня «Тише дети спят» в исполнении коллектива.

 

Ведущая.  День Победы празднует вся страна. Сегодня, так же, как и семьдесят лет назад, в далёком сорок пятом, этот праздник остаётся радостным и трагическим. Это гордость за великую победу и память о тех, кто не вернулся домой.

 

Помните! Через века, через года –

 

Помните!

 

О тех, кто уже не придет никогда –

 

Помните!

 

Не плачьте!

 

В горле сдержите стоны. Горькие стоны.

 

Памяти павших будьте достойны!

 

Вечно достойны!

Звучит песня «День победы» муз. Д.Тухманова, сл. В. Харитонова.