ISSN 1997-9657
       
Королева Е.В., Вершинина К.В., Гильфер М.Е., Данилова Н.Г., Дмитриева В.В., Фефилова В.Г., Чиркова Е.Ю., Яговкина Н.Х. Проект "Путешествие в прошлое"

Королева Елена Владимировна, Вершинина Кристина Викторовна, Гильфер Марина Евгеньевна, Данилова Наталия Геннадьевна, Дмитриева Вера Владимировна, Фефилова Вера Григорьевна, Чиркова Екатерина Юрьевна, Яговкина Нурия Хайдаровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 17", г.Глазов, Удмуртская республика


Национальное богатство – это не только природные и материальные ценности, но и духовное достояние народа. Поэтому, если мы хотим быть по настоящему «богатой» страной, то ни в коем случае нельзя забывать про сохранение культурных особенностей и истории родного края. К сожалению, в Удмуртской Республике, несмотря на старания различных учреждений культуры, с трудом удается сохранить национальное самосознание среди большей части населения региона. Это проявляется, например, в том, что рейтинг удмуртского языка стремительно падает даже среди чисто удмуртского населения, которое в большей части проживает в сельской местности. Также тревогу вызывает то, что наше современное поколение становиться оторванным от своей родной национальной культуры, не может полноценно приобщиться к русской культуре. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы сформировать  в детях любовь к малой Родине и стране, уважение к их культурному наследию и истории.

Дошкольный возраст – это время наиболее интенсивного развития ребенка. Именно в этом возрасте у ребёнка, при правильной организации его познавательной деятельности и среды, в которой это происходит, начинает формироваться чувство гражданской идентичности. Неотъемлемой частью осознания своей гражданской принадлежности является знание истории малой Родины. Патриотическое воспитание невозможно организовать без систематического знакомства детей  с историей и культурными особенностями региона и страны. В связи с этим возникает проблема отсутствия в детских садах занятий, посвящённых знакомству с историей и материально-духовной  культурой  Родного Края.  Одним из приемов работы, позволяющим решить данную проблему является проектная деятельность.

В нашем детском саду над данной проблемой мы работаем четвёртый год. Проект называется «Путешествие в прошлое», рассчитан на старший дошкольный возраст. Работа над проектом заключается в комплексном знакомстве детей старшего дошкольного возраста с историей и культурными особенностями региона  посредством создания макетов памятников культуры и мест исторических событий. Данная работа проводится в совместной деятельности взрослых с детьми.

Моделирование макетов как средство воспитания выбрано потому, что:

  • дети являются непосредственными участниками процесса создания моделей, что обеспечивает системно-деятельностный подход;
  • дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, следовательно, одним из эффективных средств познания являются разного рода наглядные модели, схемы и планы;
  • исследования отечественных психологов – А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина показали, что развитие способностей ребенка происходит наиболее полно в присущих ему видах деятельности: конструировании, изобразительной деятельности, в игре. В процессе создания макета предусмотрены все перечисленные виды деятельности;организуется совместная деятельность воспитателей, волонтёров, воспитанников и родителей;
  • макеты, созданные совместно с детьми могут быть использованы в оформлении предметно-развивающей среды. Дети на наглядном примере увидят, что их труд преобразовался в материальный объект, а это в свою очередь будет способствовать воспитанию трудолюбия и чувства уважения к чужому труду.

Перечисленные пункты соответствуют основным принципам, которые провозглашаются в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от 17 октября 2013 г. и программе «Развитие» Л.А. Венгера, по которой работает наш детский сад.

Результаты  анкетирования родителей и детей по данной проблеме также способствовали выбору темы проекта.

Использование проектной деятельности как средства воспитания патриотизма наиболее эффективно в работе с дошкольниками при условии, что активными участниками педагогического процесса являются не только педагоги, но и родители детей. В нашем детском саду родители активно сотрудничают с нами и оказывают необходимую помощь при создании макетов. 

В работе над проектом нам помогают студенты-волонтёры историко-лингвистического факультета ГГПИ им. В.Г.Короленко, которые в рамках своего клуба «Эгат»,  организуют работу с детьми по созданию макетов исторических событий.

Цель: Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством конструирования и моделирования макетов памятников культуры и мест исторических событий.

Задачи:

  • Изучить литературу по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
  • Составить перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного города и его окрестностей.
  • Создать условия для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности детей дошкольного возраста.
  • Реализовать перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного города и его окрестностей.
  • Подобрать эффективные методы работы с детьми по развитию коммуникативных и конструктивных способностей детей-дошкольников.
  • Определить эффективность проводимых занятий.

Исходные теоретические положения. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский считал, что «необходимо развивать у детей чувство местности», то есть обладания знаниями о своем непосредственном окружении. Это необходимо для того, чтобы «не быть иностранцем посреди своей родины». Современные  педагогические исследования М.И. Богомолова, С.А. Козлова, С.Т. Федотовой также утверждают о важности организации краеведческой работы, так как это начальный этап развития у детей дошкольного возраста патриотического, гражданского чувства. 

Целью краеведческого образования в детском саду является познание своей малой родины, развитие ценностного отношения к природному, социальному и культурному окружению. Перед педагогом, стоить не простая задача, привить детям неравнодушное отношение к окружающей их действительности. Наиболее успешно эту задачу можно решить с помощью личностно-деятельностного подхода. Он предусматривает возможность реализации содержания краеведческого образования в разных организационных формах и видах деятельности (конструктивной, игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, художественной).

Использование моделирования как основного метода способствует качественному усвоению краеведческого материала, воспитанию нравственно-патриотических чувств. Эффективность данного вида деятельности объясняется тем, что у детей старшего дошкольного возраста развита образная форма познания. Следовательно, создание наглядного образа (макета) облегчает процесс осознания и запоминания изучаемого материала. В процессе моделирования дети имеют возможность развивать логическое мышление, воображение, художественные, игровые, коммуникативные способности, умение находить нестандартные решения. Также макеты могут быть использованы в оформлении предметно-развивающей среды, в этом случае краеведение может стать повседневным явлением в жизни детей.

Как известно, развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи, памяти, воображения и других творческих способностей ребенка. Моделирование макета дает детям дополнительные возможности развивать мелкую моторику рук, так как во время занятий они занимаются аппликацией, лепкой, конструированием, рисованием, вырезанием мелких деталей из бумаги и картона.

Исторические знания, полученные детьми, способствуют формированию чувства принадлежности к семье, детскому коллективу, своему народу и стране, что в свою очередь является надежной основой воспитания чувства патриотизма в старшем дошкольном возрасте. Проведение дополнительных занятий по изучению истории родного края и страны посредством моделирования макетов памятников культуры и мест исторических событий имеет огромный обучающий, воспитательный и развивающий потенциал.

Методы и механизмы реализации проекта: По результатам анкетирования мы выявили, что знания детей об истории родного города и его окрестностей слабые, так как в детском саду нет систематических занятий, посвященных  истории родного края. Исходя из этого, мы решили  организовать проектную  деятельность  по ознакомлению детей с историей города, в проекте  используется  метод конструирования (создания) макетов совместно с детьми старшего дошкольного возраста. По ФГОС  продолжительность одного занятия составляет 25-30 минут, поэтому при составлении планов занятий учитывались данные временные рамки. На итоговом занятии проводится проверка полученных знаний. Узкая направленность, изучаемых тем позволяет не только воссоздать исторический вид, но и увидеть его современный облик.

В процессе реализации проекта предполагается использование следующих форм  и методов работы:

1.        Словесный:

• Рассказ об историческом месте (необходим для воссоздания более полной картины исторического прошлого).

• Беседа по теме занятия (на предварительную работу выносятся темы сложные, требующие толкования, объяснения).

2.        Наглядный. Демонстрация фотографий, репродукций картин, рисунков, презентаций с использованием средств мультимедиа, макетов, фильмов, книг.

3.        Практический. Создание макета совместно с детьми.

4.        Игровой. Обыгрывание макета (использование макета в игровой деятельности).

Этапы проекта и прогнозируемые результаты

1  этап Подготовительный

Содержание  деятельности

Ожидаемые  результаты

Определение проблемы

Формулировка цели и задач проекта

Анкетирование по данной теме

Результаты анкетирования показали  слабые знания детей.

Изучение  литературы по данной проблеме.

Создание библиотеки (публикации по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом и его окрестностями)

2 этап Теоритический

Содержание  деятельности

Ожидаемые  результаты

Изучение  литературы,  интернет источников, практик других педагогов  по данной проблеме.

Создание библиотеки (публикации по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом и его окрестностями)

Разработка методологической основы работы с детьми, составление плана работы над проектом

В итоге мы подобрали эффективную на наш взгляд форму работы с детьми – кружковая работа, которая подразумевает совместную деятельность детей и взрослых.

 

3 этап Практический

Содержание  деятельности

Ожидаемый   результат

Разработка планов кружковой работы

Планы кружковой работы (старшая и подготовительная к школе группы).

Разработка конспектов занятий по созданию макетов в работе с детьми дошкольного возраста

Конспекты занятий по созданию макетов исторических событий.

Разработка интерактивных дидактических игр и занятий для проведения мониторинга

Интерактивные дидактические игры и занятия для проведения мониторинга.

Создание банка иллюстративного материала исторических мест родного края

Иллюстративный материал исторических мест родного края (электронные книги и т.п.).

Создание макетов исторических событий совместно с детьми

 

Расширение знаний детей-дошкольников по истории родного города и его окрестностей в процессе создания макетов.

 

Выезд детей совместно с родителями на место воссозданного макета

Вовлечение всех участников педагогического процесса (детей, родителей и педагогов) в совместную деятельность

4 этап Аналитический

Содержание  деятельности

 Ожидаемые  результаты

Подведение итогов проекта

 

Дети рассказывают о макетах и истории их создания перед детьми других групп, родителями и студентами исторического факультета ГГПИ.

Проведение мониторинга освоения полученных знаний и навыков детей

Дети многое узнали об истории родного города и его окрестностей.

Технология Н. А. Коротковой «Путешествие по «реке времени» может стать ещё одной важной составляющей нашей деятельности.

Она поможет упорядочить представления о временных отношениях, символизируя линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.

Предполагаем расширить возрастные рамки участников проекта и привлечь детей 4-5 лет (среднего возраста).

Изготовление и презентация «Семейного древа» и макета «Моя любимая комната».

В результате анализа достигнутых результатов с 2016-2017 учебного года разработан план кружковой работы для детей 4-5 лет.  Д.С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Кружковая работа в этом возрасте строится на воспитании патриотических чувств, уважения и любви  к своей семье, к месту, где они живут, к детскому саду посредством создания макетов мест ближайшего окружения.

Так же в этом учебном году мы включили технологию Н. А. Коротковой «Путешествие по «реке времени» для более качественной реализации кружковой работы в подготовительной к школе группе.

Таким образом, предполагаемый общий результат:

Для педагогов:

  • Вовлечение всех участников педагогического процесса в совместную конструктивно-творческую деятельность.
  • Обобщение и распространение опыта работы по созданию макетов памятников культуры и мест исторических событий.
  • Разработка новых методов работы с детьми дошкольного возраста по развитию коммуникативных и конструктивных способностей.
  • Совершенствование навыков работы с компьютерными технологиями.

Для детей:

  • Формирование основ исторических знаний о своей семье, детском садике, родном городе и его окрестностях.
    • Воспитание патриотических чувств, любви к родному городу.
    • Повышение интереса к конструктивной деятельности.
    • Развитие мелкой моторики рук, внимания, усидчивости.
    • Формирование умения работать сообща.

Для родителей:

  • Проявление интереса к совместному поиску информации по истории семьи, детского сада, родного города.
  • Формирование представления о ценности продукта детской творческой деятельности.

В результате реализации проекта на данный момент появились методические разработки:

•      Планы кружковой работы (средняя, старшая и подготовительная к школе группы).

•      Конспекты занятий по ознакомлению детей с историей родного города.

•      Иллюстративный материал исторических мест родного города и его окрестностей.

•      Электронные книги.

•      Интерактивные дидактические игры.

•      Методические рекомендации по созданию макетов: Гора «Иднакар», «Площадь Свободы».

Данный проект вошёл в вариативную часть Основной образовательной программы нашего ДОУ.

Мы надеемся, что он будет интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений, которые знакомят детей с историей родного города.