ISSN 1997-9657
       
Степанова Л.В., Кориш И.А., Агафонова О.В. Программа по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Степанова Любовь Викторовна, Кориш Ирина Анатольевна, Агафонова Ольга Вячеславовна

МДОУ №8 "Солнышко", г.Тейково, Ивановская область


«Русский народ не должен терять

своего нравственного авторитета

среди других народов - авторитета,

достойно завоёванного русским искусством,

литературой. Мы не должны забывать

о своём культурном прошлом,

о наших памятниках, литературе, языке, живописи…

Национальные отличия сохранятся и в 21 веке,

если мы будем озабочены воспитанием душ,

а не только передачей знаний».

Д. С. Лихачёв.

В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно - моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству.

Сущность и содержание патриотического воспитания определены в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» и в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Это систематическая целенаправленная деятельность государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» (утверждена Постановлением правительства Российской Федерации то 4 октября 2000 г. № 751) подчёркивается, что «Система образования призвана обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России;

-воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов».

Именно поэтому родная культура, как и отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Чувство Родины… Оно начинается у ребѐнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещѐ не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности.

Цели и задачи реализации Программы

Цель: формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Воспитание  у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине.

- Формирование бережного отношения к природе и всему живому.

- Развитие интереса к русским традициям и промыслам.

- Формирование элементарных знаний о правах человека.

- Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

- Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Принципы и подходы к формированию Программы

Программа сформирована с учетом следующих принципов:

- «позитивный центризм» - отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;

- адресного подхода, который предполагает учет индивидуальных особенностей воспитанников той или иной группы;

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- рациональное сочетание разных видов деятельности; адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

- интегративность программы. Реализация программы по нравственно – патриотическому воспитанию предполагает интегрированный подход – включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. При этом использование этого принципа позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности.

Воспитание ребенка успешно, если оно системно. Наша воспитательная система включает в себя воспитательно-образовательный  процесс, ориентированный на семейное и социальное окружение ребенка, носит комплексный и системный характер, охватывает три возрастных периода и ведется по следующим направлениям:

- организация работы по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми;

- организация работы с родителями по теме.

Подходы к формированию программы

Формы организации воспитания и обучения. Весь материал систематизирован и представлен в виде перспективных планов и конспектов. Работа по каждой теме включает беседы, дидактические игры, экскурсии, игры-беседы, игры-инсценировки, развлечения, которые проводятся в свободной деятельности детей. Формы проведения мероприятий могут варьироваться в зависимости от цели и условий.

Система и последовательность работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей представлена в следующих блоках:

БЛОК Описание блока, задачи работы педагогов
«Я и моя семья» Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных мероприятий и учреждений.
«Мой детский сад» Дети проводят в детском саду много времени, поэтому важно им показать, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят их и заботятся о них. Детей учат называть работников детского сада по имени отчеству, знакомят с трудом взрослых. В дни праздников вместе с детьми красочно оформляют группу, музыкальный зал, тем самым формируя у детей чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения.
«Моя Родина (Страна, ее столица, символика)» Детей знакомят со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом нашего государства. Также педагоги поддерживают и направляют интерес детей к людям других национальностей, рассказываю, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условиях, от которых зависит его быт, характер труда.
«Культура и традиции» Педагоги знакомят детей с бытом и традициями России, с видами устного народного творчества, знакомят с историей возникновения народных игрушек. Также используют в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством.
«Будем Родине служить» Педагоги рассказывают о российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину, о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Раскрывают такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Знакомят с некоторыми родами войск. Рассказывают о Великой Отечественной войне, празднике День Победы, опираясь на конкретные факты из жизни старших членов семьи.
«Мой город» Основная задача педагога – показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Внимание детей привлекают к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, церковь, почта, поликлиника, аптека. Детям объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Проводят экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый воспитанник начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знание своего дела. Также большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами, народными умельцами.
«Правила, по которым мы живем» Воспитанников учат действовать в соответствии с определенными правилами и требованиями. Формируют навыки самообслуживания, вежливого отношения к окружающим; воспитывают доброжелательность. Учат замечать добрые дела. Способствуют накоплению представлений о добрых поступках, используя беседы о реальных случаях из жизни группы и художественные произведения. У детей старшего дошкольного возраста формируют личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм, чувство долга. Большое внимание занимает подготовка ребенка к школе.

Особенности планирования работы.      

План воспитательно - образовательной работы имеет календарно-тематический вид. Этот способ планирования способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своем городе, родном крае, стране, культурных традициях. Тематика занятий сохраняется, при этом объем и содержание познавательного материала усложняется в соответствии с возрастом детей. Отдельные темы приурочиваются к конкретным событиям и праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Содержание конспектов предусматривает их интегрирование в систему воспитательно-образовательной работы по образовательной программе детского сада в следующих образовательных областях – «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Итоги работы по данной программе могут быть представлены во время праздников, семейных развлечений, КВН, интеллектуально-познавательных игр, семейных проектов, мастер-классов, выставок, конкурсов.

Планируемые результаты освоения Программы

При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится воспитателями в рамках педагогической диагностики. Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

- индивидуализации образования (построения образовательной траектории для ребенка);

- оптимизации работы с группой детей.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями:

1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Мониторинг проводится дважды в год – в ноябре и апреле.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Без дружеского взаимодействия,

без тонкого взаимопонимания педагога и родителей,

детского сада и семьи невозможно счастье

ребенка, жизнь его может лишиться

радости, а без этого нет детства.

В. А.  Сухомлинский

 

В систему работы с родителями воспитанников МДОУ по нравственно – патриотическому воспитанию вошло 3 блока: диагностический, теоретический и практический.

Диагностический блок помогает выявить запросы родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывается через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями.

Теоретический блок. Цель: повышение компетентности родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Здесь помогают такие формы работы как: общие и групповые родительские собрания, в которые включаются фрагменты занятий с детьми, игры с родителями, совместные игры-упражнения родителей и детей.

Большую роль играет наглядная информация – информационные листы, памятки, буклеты, консультации, все это привлекает внимание родителей и способствует налаживанию взаимоотношений с ними.

Ни каждый вопрос можно вынести на всеобщее обозрение (индивидуальные особенности ребёнка, решение определённой  ситуации в конкретной семье и др.) и тут на помощь приходят индивидуальные беседы и консультации. Родители чувствуют внимание со стороны педагогов, видят желание помочь им.

Практический блок. Формы работы, заявленные в данном блоке более интересны и разнообразны: Дни открытых дверей, праздники и развлечения, мастер – классы, фестивали, конкурсы совместного творчества родителей и детей, выставки.

На праздниках родители не просто гости и зрители, они полноправные участники. В ходе подготовки к праздникам  родители  вместе с педагогами и детьми делают декорации и атрибуты, шьют костюмы.  Также родители участвуют в совместных театральных постановках, играх, праздниках: «Капустники», «Масленица», «День матери», «Новогодний карнавал» и другие. Такие виды совместного досуга объединяют детей и взрослых.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд педагогов, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от лишних эмоций, не поддаваться пораженческим настроениям. И верить в светлое, разумное, вечное.

Реализация данной системы работы ДОУ по взаимодействию с семьёй дала определённый результат: родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса, верными помощниками педагогов.

Отчеты о проделанной работе по нравственно – патриотическому воспитанию, можно увидеть на сайте детского сада в разделах «МЕРОПРИЯТИЯ», «НОВОСТИ», «КОНКУРСЫ», «РАБОТЫ», «Родителям».

Также для родителей уже четвертый год работает газета «Карусель», в которой наши педагоги печатают консультации, рекомендации по проблеме нравственно-патриотического воспитания. Выпуски газеты «Карусель» также можно посмотреть на сайте детского сада.

 Организационный раздел

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания:

  1. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В.  Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 192 с.
  2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Средняя группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.
  3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.
  4. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 160 с.
  5. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6 – 7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с. – (Растим патриотов России).
  6. Кочнева С.Б., Пчелинцева Е.В., Хорькова Л.А. Мы встречаем день Победы: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – Иваново.: АУ Институт развития образования Ивановской области, 2010. – 102 с.
  7. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе: методическое пособие / М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Дрофа, 2010. – 156 с.
  8. Наследие. И быль, и сказка... : пособие по нравств.-патриот. воспитанию детей дошк. и мл. шк. возраста на основе традиц. отечеств. культуры/Е.В. Соловьева, Л.И. Царенко – М.: Обруч, 2011. – 144 с.
  9. Новицкая М.Ю. Патриотическое воспитание в детском саду. -  М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.
  10.  Формирование опыта духовно – нравственного поведения детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря / авт.-сост. Э.А. Халикова, Н.В. Колебошина. – Волгорад: Учитель, 2014. – 95 с.
  11. Шорыгина Т.А. Детский сад. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.- (Детям  о самом важном).
  12.  Шорыгина Т.А. Моя семья. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.- (Детям  о самом важном).
  13.  Шорыгина Т.А. Наша Родина - Россия. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 96 с.- (Детям  о самом важном).
  14.  Шорыгина Т.А. Сказки для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.- (Детям  о самом важном).
  15. Шорыгина Т.А. Стихи и сказки об именах. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 96 с.- (Серия «Вместе с детьми»).

Наглядно – дидактические пособия:

  • Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. – 4-е., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 64 с. + Вклейка.
  • Никонова Е.А. Чудо – богатыри земли Русской. Учебное пособие. – СПб.: «Паритет», 2005. – 48 с., ил. + цв. вкл.
  • Шипунова В.А. Великая отечественная война. Беседы с ребенком. – ООО Издательский дом «КАРАПУЗ», 2013. – 12 ил. карточек.
  • Шипунова В.А. Великая отечественная война. Тематический уголок для ДОУ. - ООО Издательский дом «КАРАПУЗ», 2014.

Банк Электронных образовательных ресурсов

Банк Электронных образовательных ресурсов включает 2 каталога:

Каталог образовательных ресурсов для совместного использования родителями и детьми.

В него входят:

- консультации;

- информация об интернет-конкурсах для дошкольников (ссылки на сайты);

- познавательные альбомы.

Каталог образовательных ресурсов для реализации программы по нравственно – патриотическому воспитанию

Каталог содержит:

- презентации;

- конспекты занятий;

- сценарии развлечений;

- перспективное планирование по возрастам;

- папки с демонстрационным материалом по определенным темам.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Материал для ознакомления с социальным окружением
  • тематические папки с иллюстрациями,
  • дидактические игры по теме «Взрослые люди» (родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид);
  • тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, внешний вид);
  • фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению);
  • тематические папки с иллюстрациями, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей;
  • тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так – нельзя»).
Пополняется материал по ознакомлению с социальным окружением
  • элементы государственной символики (флаг и герб);
  • материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.
Пополняется материал по ознакомлению с социальным окружением
  • семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо»;тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города», «Промышленность города», «Достопримечательности города»;
  • карта города. Символика города (герб, флаг);
  • карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах;
  • символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны.
  • тематические папки с иллюстрациями: «Наши предки – славяне», «Богатыри земли русской», «Война 1812 года», «Велика Отечественная война», «Российская армия».
  • фотоматериал «Памятники воинской славы».
  • тематические папки с иллюстрациями, рассказывающими о жизни людей в других странах.
Материал по ознакомлению детей с «Малой родиной»
  • макеты (группа, детский сад, улица, где расположен детский сад),
  • тематические папки с фотографиями и иллюстрациями,
  • открытки,
  • альбомы.
Материал для ознакомления детей с «Малой родиной»
  • макеты (группа, детский сад, улица, где расположен детский сад);
  • тематические папки с фотографиями и иллюстрациями;
  • открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям города, городской флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города.
Материал для ознакомления детей с «Малой родиной»
  • макеты (улица, микрорайон, древняя крепость, военная техника и т.п.),
  • тематическая папка «Мой край»: карта и символика Ивановской области, материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края;
  • художественная литература и дидактические игры по теме.
Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры
  • предметы старины;
  • русские игрушки (куклы-закрутки из соломы, ткани, кожи и т.д.);
  • куклы из деревянных чурбачков, обереги;
  • предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.).
Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры
  • предметы старины;
  • русские игрушки (куклы-закрутки из соломы, ткани, ниток, кожи и т.д.);
  • куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.);
  • различные макеты (крестьянская изба, комната-горница, крестьянское подворье и т.п.);
  • дидактические игры.
Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры
  • тематические папки и иллюстрации «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники», «Народный календарь»;
  • предметы старины, русские игрушки (куклы-закрутки из соломы, ткани, ниток, кожи и т.д.);
  • куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.,
  • макеты (крестьянская изба, комната-горница, крестьянское подворье и т.п.);
  • дидактические игры;
  • материал, дающий детям первоначальное представление о православии: подборка иллюстраций с изображением храмов, набор открыток «Русская икона», макет храма, детская Библия и т.д.