ISSN 1997-9657
       
Алексеева Н.Н. "Путешествие по Рязанскому краю"

Алексеева Надежда Николаевна

МБДОУ Детский сад №154, г.Рязань


В настоящее время в обществе ощущается «дефицит нравственности». Характерным проявлением духовной опустошённости и низкой культуры выступает утрачивание  патриотизма. 

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, независимо от  профиля, является патриотическое воспитание детей.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося в рамкам конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей природе, культуре, быту своего народа.

Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды. Это воспитание гражданственности в широком смысле слова, и для развития данного качества личности дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности.

В своей работе по воспитанию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста  мы избрали путь краеведения, так, как знакомство детей с малой Родиной формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.  Основным же методом нашей работы стала проектная деятельность.

Мы предположили: если систематически  посредством проектной деятельности  знакомить детей с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями  родного края, то у них сформируются четкие знания о родном городе, разовьются такие качества, как уважение к традициям, культуре, жителям города, привязанность и стойкий интерес к своей малой Родине.

Определяя задачи по воспитанию гражданственности, мы проанализировали качество работы ДОУ, и пришли к выводу, что работа по воспитанию и образованию детей в таком проявлении малосостоятельна:

- Уровень представления детей о родном городе был невысокий;

- Работа с родителями по данному вопросу не велась.

Основной нашей задачей стало проведение специально организованной работы по ознакомлению с родным городом детей 6-7 лет  в следующих направлениях: с детьми, с семьями воспитанников с педагогами ДОУ, с учреждениями дополнительного образования, и музеями города.

Работу проводили по следующим блокам:

  1.  Символика (герб, флаг, девиз). Цель – воспитание уважения к своему народу, любви к Родине, гордости за нее, уважительного отношения к государственным символам;
  2.  История (возникновение, крупные  события, история защиты отечества). Цель: формирование у дошкольников основ национального самосознания и исторической памяти;
  3.  Великие земляки (выдающиеся люди, прославившие свой город, славные подвиги защитников родной земли). Цель: Воспитание чувства  уважения и благодарности к землякам, создателям, хранителям, и защитникам духовного и материального наследия;
  4.  Достопримечательности (музеи, памятники, театры и другие места культурного отдыха). Цель: Вызвать гордость за красоту родного города, уважение к людям, создающим эту красоту. Познакомить дошкольников с местами отдыха жителей города,  расширять представления детей о культурно-досуговых учреждениях;
  5.  Культура (культурное наследие жителей города, обычаи, традиции). Цель: Воспитывать чувство уважение к родной культуре, самобытности ее обычаев и традиций;
  6.  Природа (флора, фауна, Красная книга, заповедники и полезные ископаемые Рязанской области). Цель: Дать детям знания о природных богатствах Рязанского края. Вызвать желание беречь и охранять природу;

Районы города (улицы, площади, объекты, представляющие наибольший интерес, промышленность (на примере труда родителей и др. взрослых). Особое внимание уделить поселку Приокский, в котором находится детский сад, и проживают семьи воспитанников). Цель: Дать детям представление о происхождении названий некоторых улиц. Знакомить с улицами родного поселка, и  находящимися на ней объектами.

Воспитывать чувство уважения к людям труда. Учить детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте. Учить ориентироваться на улицах родного поселка.

Все темы перекликаются, поэтому завершение одного проекта должно стать проблемой (побуждающей силой)  для другого.

Данные мини-проекты (блоки) рассчитаны на разные промежутки времени. Каждый проект осуществлялся поэтапно:

1) постановка проблемы;

2) работа над проектом;

3) презентация.

Работу начали с педагогического просвещения родителей, так как воспитание и обучение детей без их участия малоэффективно.

Проводились собрания, консультации, оформлялись папки – передвижки, так же выпускались буклеты, информационные листы, внутрисадовская газета “Подсолнушек”.

Постепенно мамы и папы стали непосредственными участниками педагогического процесса: Они активно участвовали в подборе материала и создании презентаций для занятий с детьми.

Помогали составить рассказы, на темы, выбранные самим ребенком. Участвовали в различных мероприятиях, вместе с сотрудниками ДОУ сопровождали детей в музеи, походы, экскурсии.

В беседах родителям предлагались «маршруты выходного дня». Для совместных развлечений, досугов приглашались не только мамы и папы, но и бабушки и дедушки.

С самого начала дети проявили заинтересованность, задавали множество вопросов.

Ребята с удовольствием участвовали в познавательных беседах, просмотрах видеофильмов, театрализованной деятельности, экскурсиях, прогулках, встречах с интересными людьми.

Особенно нравились детям дидактические игры подвижного характера и опытно-экспериментальная деятельность.

Полученные знания и впечатления ребята отображали в изотворчестве. Так как дети, интересуясь, задавали разнообразные вопросы, были проведены дополнительные беседы, такие как “Правила поведения в общественных местах”, “В какие игры играли наши предки?” и пр.

При чтении художественной литературы детей интересовали такие вопросы, как: проявление героизма, разные  профессии, происхождение народных праздников, были и легенды. В связи с этим приходилось более подробно останавливаться на освещении этих вопросов.   

Так же велась работа с педагогами по данному вопросу. Проводились семинары и консультации, выступления на педсоветах и тематические  презентации, выпускались информационные листы и памятки  для воспитателей нашего детского сада.  Вся работа в группе строилась в тесном контакте с сотрудниками ДОУ.

Результат работы не заставил себя ждать. Интерес детей к родному городу возрос. Ребята стали проявлять инициативу в изучении нового материала, с удовольствием делиться новыми впечатлениями. А главное – они научились замечать интересное, новое, полезное. Дети стали ощущать сопричастность к жизни своей малой Родине.