ISSN 1997-9657
       
Быстрова И.В., Бирвар С.В. Система патриотической работы ДОО "Россия - это мы!"

Быстрова И.В., Бирвар С.В. Система патриотической работы ДОО Быстрова И.В., Бирвар С.В. Система патриотической работы ДОО
Быстрова Ирина Витальевна, Бирвар Светлана Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 9 "Дюймовочка", г. Краснознаменск, Московская область


А нужен ли детям патриотизм?

Актуальность патриотического воспитания детей в настоящее время ни у кого не вызывает сомнений. Важность формирования у детей нравственного отношения к своей Родине, своему Отечеству особо подчеркивается в Законе РФ «Об образовании», государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 – 2020 гг.», национальной доктрине образования в РФ, федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Безусловно, решение задач, определенных государственными нормативными документами  является обязательным для всех образовательных организаций Российской Федерации, в том числе и дошкольных организаций, как первой ступени общего образования. Однако, планируя и осуществляя воспитательно-образовательный процесс дошкольным педагогам  нельзя забывать и своей личной заинтересованности в формировании нравственно-патриотических чувств своих воспитанников. И действительно, от того какими вырастут наши дети, какие общечеловеческие ценности интериоризуются у них в процессе взросления, личностного становления, от того, какие чувства, идеи, представления составят в будущем мировоззрение сегодняшнего дошкольника напрямую зависит как будущее нашей страны, так и наша с вами, уважаемые взрослые, безоблачная старость.

Вместе с тем, даже при высокой мотивированности педагогов, задача воспитания  патриотов России остается весьма существенной проблемой. Ведь патриотизм – это чувство, чувство любви к Родине, к Отчеству.  А «учить чувствовать — это самое трудное, что есть в воспитании».

Можно завесить все стены стендами патриотической направленности, ежедневно озвучивать различные лозунги (Мы должны любить Родину!), провести массу тематических занятий и мероприятий и не добиться поставленной цели. Раскрывая сущность патриотического воспитания в детском саду, мы часто говорим о социокультурной компетентности детей, о формировании представлений об окружающем мире, об ознакомлении со сведениями исторического характера, комплексном изучении природы родного края. Но это всего лишь знания! Говорить о формировании предпосылок гражданских качеств у ребенка возможно только тогда, когда затронуты чувства маленького человека, «когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей».  

Чтобы научить ребенка любить Родину, надо научить его уважать и любить людей, которые живут рядом с ним, восхищаться достижениями соотечественников (как современников, так и предков), любоваться заснеженным деревом и даже пожалеть червяка, выползшего на асфальт.

Можно ли научить любить? Можно! Собственным примером, собственным неравнодушием, своей любовью! Искренняя любовь педагога к своим воспитанникам и своей Родине, умение увлечь своими интересами, поделиться тем, что ему дорого и что тревожит – вот, пожалуй, главный инструмент патриотического воспитания.  

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Надо воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь — тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека». Именно переживание за другого и является центром (фундаментом, опорой, корнем) патриотического чувства. Только человек, научившийся сострадать, и «посвист журавлиный», и «как сережки, смех девичий», и «синь, упавшую в реку», и «эти три березы» действительно при жизни никому не отдаст.

Структура системы патриотического воспитания.

Разработкой проблем патриотического воспитания занимались многие педагоги, психологи, философы. На сегодняшний день определено содержание, сформулированы задачи, разработаны эффективные технологии патриотического воспитания. И в этой связи, мы не пытались  создать принципиально новую систему формирования основ патриотизма. Мы, всего лишь, отошли от знаниевой образователь-ной парадигмы к эмоционально-чувственной, а также добавили недостающие, на наш взгляд, компоненты.

Итак, структура системы патриотического воспитания в МБДОУ № 9 «Дюймовочка»  включает в себя равнозначные и взаимосвязанные блоки: 

  • Работа с кадрами;
  • Работа с родителями;
  • Оснащение развивающей предметно-пространственной среды;
  • Воспитательно-образовательный процесс;
  • Взаимодействие с социальным окружением;
  • Оперативное реагирование на значимые социально-политические события в России.

Блок «Работа с кадрами» включает в себя не только кадровое обеспечение и методическую деятельность старшего воспитателя с педагогическим коллективом детского сада, но и работу с учебно-вспомогательным и обслуживающим персоналом ДОО. В рамках данного блока трижды за учебный год проводятся психологические тренинги для всего коллектива ДОО. На этих мероприятиях сотрудники получают элементарные знания по дошкольной психологии и педагогике, психологии семейных отношений, конфликтологии, а также коммуникативные навыки. Целью психологических тренингов является следующее:

  • Установление позитивных, эмоционально комфортных взаимоотношений как внутри коллектива, так и в общении персонала с родителями и воспитанниками;
  • Формирование командного духа, мотивирование сотрудников на пути к общей цели.

На первый взгляд может показаться, что данная работа имеет весьма отдаленное отношение к патриотическому воспитанию. Однако, как мы знаем, Родина начинается «с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе», с родителей, детского садика, школы. Словом с того, что близко ребенку, с чем он сталкивается каждый день. И если сторож детского сада серьезно и по-мужски пожимает руку каждому входящему мальчику, а девочкам и мамам придерживает дверь; если дворник с любовью и азартом строит снежные городки, лабиринты, фигурки для детей; если рабочий по комплексному обслуживанию с заговорщицким видом быстро чинит нечаянно поломанную лавочку, или вставляет выбитое мячиком стекло, спасая от огорчения родителей и воспитателей, то это останется, может быть не в памяти, но в сердце.

Блок «Работа с родителями» кроме традиционных мероприятий (собраний, мастер-классов, праздников) предполагает установление партнерских связей с родителями детей, ещё не посещающих в силу раннего возраста детский сад, но проживающих на территории, закрепленной за ДОО. Для этого на подъездах близлежащих домов и интернет сайте размещаются объявления, приглашающие малышей с мамами и папами посетить массовые мероприятия, организуемые в ДОО. К таким мероприятиям относятся День Победы, День России, День народного единства, Масленица. Таким образом, родители, впервые приводя ребенка в детский сад, уже позитивно настроены и готовы к сотрудничеству.

С родителями же наших воспитанников, в результате целого комплекса мероприятий, дружественные партнерские связи установлены. Поэтому мамы и папы, бабушки и дедушки наших дошколят охотно принимают участие в подготовке и проведении массовых мероприятий, оформлении и пополнении музейных уголков, патриотических флешмобах.

Оснащение развивающей предметно-пространственной среды осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО.  Для решения задач патриотического воспитания в детском саду основан мини-музей «Уголок боевой славы», в котором собраны материалы, касающиеся Великой Отечественной войны (подробнее).

Кроме того, имеется картинная галерея со сменной экспозицией, где выставляются репродукции картин русских художников в соответствии с текущей тематикой. Также оформлена экспозиция «Москва купеческая», в которой представлены разделы: «Кукла – символ души человека», «Архитектура Москвы», «Традиции  русского чаепития», «Домашняя утварь», «Русская вышивка».

В групповых помещениях размещены музейные уголки следующей тематики «Краснознаменск – город космический», «Наша Родина - Россия», «Москва златоглавая», «Русь деревянная», «Защитники Отчества», «Глина – фигурное чудо» (использование глины в крестьянском быту) и др. (подробнее).

В коридорах и на лестничных пролетах здания детского сада оборудованы специальные стенды для различных выставок. Здесь проводятся выставки детских рисунков на темы: «Россия – родина моя» (подробнее), «Давайте будем беречь планету»,  «Профессия моих родителей», «Папа может» и др. Имеется стенд с картой России, символикой государства, интерактивным плакатом, при нажатии на который звучит Государственный гимн России.

На территории ДОО в честь 70-летия Великой Победы высажен сиреневый сад, установлены памятный камень и табличка.

Собственно воспитательно-образовательный процесс, или работа с детьми по формированию у них нравственно-патриотических чувств осуществляется по нескольким направлениям:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • расширение представлений о Краснознаменске, о Московской области;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • формирование чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • знакомство детей с героическими страницами Великой Отечественной войны;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  • формирование предпосылок участия в волонтерском движении.

Работа по данным направлениям распределена на весь учебный год и приурочена к праздничным или памятным датам. Например, накануне Дня дошкольного работника педагоги организуют занятия-экскурсии в хозяйственно-бытовые и вспомогательные помещения ДОО, знакомясь с трудом людей, работающих там. Младшая группа традиционно посещает медицинский кабинет и прачечную; средняя группа – кабинет завхоза, совмещенный с хозяйственно-бытовым складом и кухонные помещения; старшая группа – разбирается со сложной техникой пожарно-сторожевой охраны, и механизированным уборочным инвентарем в помещении дворницкой; подготовительная группа – знакомится с работой методической службы, делопроизводства и заведующего ДОО. Затем ребята, под руководством педагогов изготавливают поздравительные открытки для работников этих служб, готовят концертные номера. И уже непосредственно в день праздника, на торжественном собрании в присутствии всех воспитанников, родителей и сотрудников вручают свои поздравления. Таким образом, у детей развивается, и уважение к труду, и возникает чувство привязанности к людям, которые о них заботятся.

Каждой семье, ребенок из которой поступает в наш детский сад, мы предлагаем разработать и оформить свой семейный логотип. Изображения логотипов ежегодно выставляются в холлах ДОО накануне Дня пожилого человека, Дня матери, Дня отца, Дня семьи, любви и верности.

Расширение представлений о родном городе осуществляется в ходе проведения специальных занятий, дидактических игр, экскурсий. Для расширения знаний детей о Московской области педагогами ДОО разработана флеш-карта «Подмосковные вечера». Флеш-карта содержит специально смонтированные видеоролики о природных, исторических социально-структурных особенностях Московской области. Все видеоролики адаптированы для разных возрастных групп детского сада.

Работа по ознакомлению детей с символами государства традиционно проводится накануне празднования Дня России.

Развитие интереса к русским традициям осуществляется в ходе подготовки и проведения народных праздников. Также с этой целью широко используется  ресурсы мини-музея «Москва купеческая». Ознакомление с традиционными народными промыслами осуществляется в ходе театрализованных интерактивных бесед с использованием технических средств обучения. Для этого также разработаны флеш-карты, содержащие видеоролики, рассказывающие об изделиях народных мастеров («Слобода Дымково», «Хохломская Жар-птица», «Конь-огонь» и др.).

Отдельно хотелось бы рассказать о работе по ознакомлению воспитанников с историей Великой Отечественной войны. Основной базой для этой работы является мини-музей «Уголок боевой славы», экспозиция которого содержит несколько разделов, посвященных этапам Великой Отечественной войны. В соответствии с этим разработан план работы мини-музея, конспекты тематических экскурсий. Также в музее хранится и ежегодно пополняется лоскутное одеяло, составленное из рисунков наших выпускников, объединенных общей темой «Детям нужен мир!».

Однако, как уже говорилось выше, мы пытаемся отойти от знаниевой образовательной парадигмы. Мы полагаем, что мало рассказать детям о войне, надо хотя бы отдаленно дать им почувствовать то бедственное положение, в котором оказалась наша страна.  Отсюда и родилась идея проведе-ния проекта "Живая память". Идейным вдохновителем и руководителем проекта стала Маркелова Надежда Александровна, музыкальный руководитель ДОО.

На стадии подготовительного этапа проекта была проведена соответствующая работа с родителями и педагогами ДОУ, цель которой:

  • заинтересовать проектом;
  • дать представление о том, как можно участвовать в нем;
  • направить на совместную творческую деятельность с детьми.

В рамках основного этапа проведен цикл занятий, эвристических бесед, просмотров кинофильмов и мультфильмов, чтения художественной литературы. Дети рассматривали наиболее известные плакаты времен Второй мировой войны, придумывали собственные истории о людях, изображенных на этих плакатах. Целью данного этапа явилось накопление детьми знаний о событиях ВОВ. И наконец, на заключительном этапе проведены игры-реконструкции событий ВОВ, с использованием сюжетов, изображенных на плакатах и по мотивам придуманных детьми историй.

Результатом реализации проекта стала подборка плакатов, на которых изображены наши воспитанники, в роли героев красноармейцев.

Также собрана информация о родственниках воспитанников детского сада, участвовавших в Великой Отечественной войне, пополнен фонд мини-музея ДОО. Налажены связи с жителями близлежащего микрорайона. Дети на собственном опыте ощутили тяжесть войны (разумеется, в допустимых рамках), испытывают искреннюю гордость за своих предков, за свой народ, за свою страну. Подборка детских плакатов опубликована в книге "Краснознаменск. Помним, гордимся, сохраним.", посвященной воинам-победителям, труженикам тыла, вдовам великих солдат (подробнее о проекте).

Формирование бережного отношения к природе и всему живому осуществляется в рамках экологического воспитания. Эта деятельность многоаспектна и разнопланова, и в рамках данной работы её сложно описать. Работа по воспитанию любви к природе России и формированию экологически осознанного поведения в ней представляет собой самостоятельную систему, и относительно полно может быть представлена в отдельной статье.

Следует отметить, процесс формирования национального самосознания таит в себе определенную опасность. Необдуманное педагогическое воздействие может привести к тому, что национальное самосознание перерастет в национализм, и лишь шаг останется до нацизма и фашизма. В этой связи воспитание толерантности крайне важно. И поэтому воспитательно-образовательный процесс ДОО включает в себя игры, песни, танцы, сказки народов России и мира. Несколько раз в год проходят этнические дни, устраиваются театрализованные представления, реализуются проекты «По странам и континентам», «Откуда к нам предмет пришел?», «Кто живет в России?» и др.

Формирование предпосылок волонтерского движения также является значимым аспектом воспитательно-образовательной работы ДОО. В рамках этого направления организованы встречи с волонтерами Фонда помощи Новороссии и Донбассу «Своих не бросаем». Воспитанники и их родители привлекаются к участию в областных и городских акциях «Наш лес – посади свое дерево», «Чистый двор – чистая совесть», «Сдай макулатуру – спаси дерево», «Синичкин день», «Дерево Победы» и др.

Взаимодействие с социальным окружением включает следующие линии:

  • осуществление сетевого взаимодействия с дошкольными образовательными организациями города;
  • установление преемственных связей с организациями основного общего образования (школами);
  • сотрудничество с организациями дополнительного образования детей;
  • установление партнерских связей с производственными и общественными организациями города.

Содружество с образовательными организациями города выражается в организации совместных акций и праздников, взаимопосещениях, коллегиальном участии в общегородских и областных мероприятиях.

Наш  детский сад дружит с расположенной неподалеку воинской частью, входящей в состав военно-космических сил России. Ежегодно, в День Космических войск, День защитника Отечества, День космонавтики устраиваются совместные мероприятия. Дети, вместе с педагогами рисуют поздравительные плакаты, которые размещаются на КПП части. Офицеры и солдаты приходят в гости в детский сад, рассказывают ребятам о воинской службе, демонстрируют армейские навыки, участвуют в конкурсах и соревнованиях. В День защиты детей военные дарят детям сладости, а в преддверии Дня Победы участвуют в детском параде и возложении цветов к памятному знаку.

Налажено сотрудничество с клубом «Цветик-Семицветик» для детей с особыми возможностями, клубом «Фронтовик».

Оперативное реагирование на значимые социально-политические события в России, безусловно, включает те события, которые могут быть осмыслены ребенком дошкольного возраста. Например, Олимпиада  в Сочи, война на Донбассе, 70-летие Великой Победы и т.д.

В разгар военно-политического противостояния в Украине наш детский сад выступил инициатором проведения городской акции «Дети Краснознаменска – детям Донбасса». В рамках акции собран гуманитарный груз для детей Перевальского дома-интерната в Восточной Украине. Груз передан через Фонд помощи Новороссии и Донбассу «Своих не бросаем».  Видеоотчет здесь)

Также через частных лиц передано продовольствие, медикаменты, игрушки, канцелярские принадлежности, одежда и подгузники для детей военнослужащих Пограничных войск Донецкой народной республики, сел Степановка и Мариновка. Благодарственное письмо начальника Пограничной службы ДНР В.Б. Самодеда и разрисованные детьми Донецка гильзы от снарядов бережно хранятся в музее детского сада.

В период проведения Олимпиады в Сочи в детском саду проводились мини-олимпийские игры. В честь 70-летия Великой Победы прошли особые торжества, организованы акции «Сиреневый сад», «Мы будем помнить».

Таким образом,  система патриотического воспитания в МБДОУ № 9 «Дюймовочка»

  • строится на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия с воспитанниками;
  • имеет чувственную основу;
  • осуществляется целенаправленно, комплексно и систематически;
  • приурочена к праздничным и памятным датам;
  • проводится в тесном взаимодействии с социальными, общественными и производственными организациями, т.е. выходит за рамки ДОО.

Нравственно-эстетическое и патриотическое воспитание являются приоритетными направлениями работы нашего детского сада.

 При этом этнокультурный, патриотический  компонент образования не выносится в отдельную деятельность, а органично встраивается в педагогический процесс и осуществляется в следующих направлениях:

  • информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях как русского народа, так и других народов, специфике их культуры и ценностей и др.);
  • эмоциональное воздействие;
  • формирование национальной идентичности;
  • формирование поведенческих норм (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между людьми, между народами, правилах этикета, которые должны быть закреплены в собственном поведении).

Воспитание национальной идентичности осуществляется через:

1. интегрированное включение в непосредственно-образовательную деятельность этнокультурного компонента в содружестве всех участников педагогического процесса;

2. организацию культурно-досуговой деятельности воспитанников на основе, как русской национальной культуры, так и мировой классической культуры;

3. широкое использование фольклорного материала в бытовой деятельности и режимных моментах;

4. творческую увлеченность и преемственность в работе всех педагогов МБДОУ.

В результате реализации данной системы достигаются следующие результаты:

− ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к своей стране, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

− обладает начальными знаниями о себе, своей стране, о природном и социальном мире, в котором он живет;

− ребенок эмоционально откликается на доступные его пониманию явления социальной жизни, стремится сопереживать чужую радость и печаль;

 ребенок знаком с нравственными идеалами, требованиями общества, умеет согласовывать свое поведение с интересами других людей.

Психологический тренинг для сотрудников - одно из средств мотивации коллектива на решение задач патриотического воспитания
Фрагмент занятия «Путешествие в старую Москву»
Наследники Великой Победы
Таким образом, аппелирование к чувствам ребенка (в разумных пределах, разумеется), формирование умения соразмерять свои желания с интересами других и, безусловно, уважение ребенка, как личности, является системообразующим компонентом концепции патриотического воспитания в нашем детском саду. 
Наш детский сад стал инициатором акции «Дети Краснознаменска – детям Донбасса» среди образовательных организаций города
Фрагмент «на привале» сюжетно-ролевой игры по мотивам агитационных плакатов времен ВОВ
Мини-музей «Уголок боевой славы»
Музейный уголок «Краснознаменск – город космический»
Доброе отношение к ребенку всех окружающих взрослых и станет первым «корешком» любви к Родине.
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны
Массовое детско-родительское мероприятие посвященное празднованию Великой Победы.
Флешмоб «Мы за мир»
Мини-музей «Москва купеческая»
Творческая работа нашего воспитанника стала победителем городского конкурса.
На территории ДОО высажен сиреневый сад, установлены памятный камень и табличка в честь 70-летия Великой Победы.
Экскурсия в музей истории Краснознаменска.
Детско-родительские посиделки с мастер-классом по изготовлению народной куклы
Выставка «Семейный логотип»
Изучаем карту России.
«Россия – это мы!»
Героями известных агитационных плакатов времен Великой Отечественной войны стали наши воспитанники
Опыт работы нашего детского сада опубликован в книге «Краснознаменск. Помним, гордимся, сохраним»
Возложение цветов к Вечному огню на площади Победы
Живут в России разные народы – театрализованное представление
Акция «Наш лес – посади свое дерево»
В «Синичкин день» мы традиционно развешиваем кормушки как на территории ДОО, так и за её пределами.
Акция «Дерево Победы»
Благодарственное письмо начальника Пограничной службы ДНР В.Б. Самодеда и разрисованные детьми Донецка гильзы от снарядов бережно хранятся в музее детского сада
Лоскутное одеяло, составленное из рисунков наших воспитанников, также хранится в нашем музее и ежегодно пополняется
Часть экспозиции мини-музея «Москва купеческая»
Рождественский вертеп
В день общенационального траура 26 декабря 2016 года в детском саду прошел «Час скорби» в память о погибших.