ISSN 1997-9657
       
Корепанова Т.П. "Века связующая нить..."

Корепанова Татьяна Петровна

МБДОУ "Игринский детский сад№10", п.Игра, Удмуртская Республика


Проблема: В век  всемирной глобализации, когда стираются внешние признаки принадлежности к этническим народам, очень трудно сохранить исконные традиции, быт и передавать это детям. Мне кажется, что в современной жизни необходим стержень, связующая нить между прошлым и настоящим. Я думаю, что знания, представления о льне, о его производстве и переработке, станут тем, что может перенести нас из прошлого в настоящее. К сожалению, у нас, у взрослых очень скудные знания о льне. Поэтому, информацию о льне я рассматриваю, как средство, с помощью которого смогу приобщить детей к национальной культуре.

Цель: Формирование интереса дошкольников к истокам удмуртской культуры через знакомство со льном.

Задачи: Формирование основ национального  самосознания и любви к родному краю.

-Ознакомление с культурой, традициями удмуртского народа.

-Формирование положительного эмоционального отношения к

-Создание обогащенной предметно - развивающей среды.

-Развитие наблюдательности, способности детей сравнивать, сопоставлять и делать выводы.

-Воспитание толерантного отношения, терпимости к другим национальностям.

Этапы реализации проекта

Эффективность разработки достигается в несколько этапов:

В работе на каждом этапе основное внимание уделяется стержневому вопросу – знакомству со льном. Нельзя рассказать детям о производстве льна, о его выращивании, переработке не познакомив с природными условиями нашей местности, с людьми, занимающимися этим производством, с современной техникой. А как обойти стороной народный орнамент, колорит присущий удмуртским национальным традициям украшения одежды, предметов быта.

1       этап: «Где я живу»

Ц: Познакомить детей с государственной символикой Удмуртской республики, с природными ресурсами.

2       этап: «С кем я живу»

Ц: Расширять знания детей об Удмуртии как о многонациональной республике, воспитывать уважительное отношение к людям другой национальности.

3       этап: «Как жили»

Ц: Познакомить детей с жизнью удмуртов в прошлом.

4       этап: «Когда я живу»

Ц: Формируются представления детей о явлениях общественной жизни.

Ожидаемый результат: Повышение познавательной активности и интереса дошкольников в познании культурных ценностей удмуртского народа.

-         Понимание детьми связей о явлениях общественной жизни.

-         Положительная динамика в сформированности гуманного поведения в отношении к другим национальностям, к родному краю и его природным богатствам.

Вид проекта.

Состав участников дети, родители старшей и подготовительной группы, педагог, специалисты.

Интеграция образовательных областей

Образовательная область

Содержание

задачи

Познавательное развитие

Беседа об Удмуртской республике.

Знакомство с картой нашей республики.

Занятие «Моя малая родина-Удмуртия»

Составление альбома «Если скажут слово Родина, сразу в памяти встает…» Рассматривание иллюстраций об Удмуртии.

Занятие «День рождения нашей республики»

Праздник «Давай дружить»

Рассматривание фотоальбома,

наборов открыток об Ижевске.

Знакомство с экспозицией и выставкой, рассказывающей о льне Занятие  в краеведческом музее «Сказка, сказка, открой свою тайну»

Интегрированное занятие «Путешествие по сибирскому тракту»

Знакомство с предметами интерьера.

Занятие в краеведческом музее «В гостях у Корка Кузе»

Познавательное занятие «Одежда наших предков»

Познавательное занятие «Как ткани ткут и нити прядут».

 Рассматривание  ткацкого станка в краеведческом музее,

Знакомство с обрядом «Шорт миськон»

Проведение опыта (осветление льняных волокон)

 

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о национальных традициях и праздниках, об особенностях  природы, многообразии народов республики.

Речевое развитие

Чтение художественной литературы о природе нашего края.

Чтение удмуртских народных сказок, мифов и легенд.

Чтение и разучивание детских стихотворений удмуртских авторов.

Знакомство с малыми фольклорными формами.

Беседа «Как мы ездили в Ижевск»

Разучивание считалок, пословиц.

 Экскурсия «На Родину Лопшо-Педуня»

Владение речью как средством общения и культуры; обогащение диалогической и монологической речи; развитие активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Художественно–эстетическое развитие

Встреча с фольклорным коллективом Игринского центра «Досуг» отдела культуры.

Проведение праздника артистами ансамбля «Италмас»

Аппликация «Украшение льняного фартука»

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин интерьера старинного дома.

Рисование и лепка по прочитанным произведениям.

Экскурсия на выставку в Художественную галерею.

Раскрашивание альбома «Радуга» Составление альбома (иллюстрации, репродукции картин) о природных условиях нашего региона.

 Слушание удмуртских народных песен.

Составление фотовыставки «Где мы были – мы не скажем…»

Рассматривание альбома «Удмуртское народное искусство»

Дидактическая игра «Одень куклу»

Развлечение «Сказка о храбром цветочке»

Праздник «Все народы в гости к нам»

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие

Целевая прогулка по Сибирскому тракту (ул. Советская)

Разучивание удмуртских, русских и татарских народных игр

Экскурсия в краеведческий музей.

Целевая прогулка по поселку.

Экскурсия  в художественную галерею

Экскурсия к роднику

Приобретение опыта в двигательной деятельности детей

Социально-коммуникативное развитие

Дидактическая игра  «От Алнашей до Яра»

Игра «Вокруг домика хожу…»

Дидактическая игра «Одень куклу»

Игры с макетами деревни, удмуртской избы.

Дидактическая игра « Сами ткем, сами плетем»

Дидактическая игра «Костюм для манекена». Моделирование костюма из бумажных элементов.

Работы на участке детского сада (подготовка почвы, посев семян льна)

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Составление альбома «Семья вместе, так и душа на месте.

«Мы идем в гости». Посещение дома, где хозяева сохранили традиционный удмуртский интерьер.

 

 Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Материально технические ресурсы:  экран, ноутбук, проектор, национальный уголок, макеты, художественная литература, куклы в национальных костюмах, коллекции открыток, эксперименальный уголок

Содержание проекта:

Предметом исследования является одновременное знакомство с технической культурой – лен и усвоение общечеловеческих, национальных ценностей осознание культурных ориентиров удмуртского народа.

Планируемое время на реализацию проекта

этапы

содержание

сроки

поисковый

Подбор научной информации.

Подбор литературы о льне.

Разработка теоретических мотивов.

Планирование совместной деятельности педагога, специалистов  и детей.

1 месяц

аналитический

тестовое анкетирование родителей, наблюдение и беседы с детьми, планирование деятельности, подбор научной информации, постановка проблемной ситуации,   планирование создание предметно-пространственной среды.

1 неделя

практический

Составление плана работы кружковой работы,  

 наблюдение и беседы с детьми, создание макетов деревенской усадьбы и двора, организация  мини- музея, посещение краеведческого музея, художественной галереи, проведение занятий кружка «Вейся, ниточка», разработка интегрированных занятий.

Создание культурно-пространственной и развивающей среды.

Создание мини-музея.

Изготовление макетов: деревенской усадьбы и двора, ткацкого станка,

ткацкой фабрики.

Создание экспериментальной зоны. 

 

2 года

презентационный

Выступление на педсовете в ДОУ, на семинарах на республиканских площадках, на родительских собраниях

В течение всего периода

контрольный

тестовое анкетирование родителей, наблюдение и беседы с детьми

май