ISSN 1997-9657
       
Карпова О.Н., Шабалина М.Ю. «Знай и люби свой край». Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной

Карпова Оксана Николаевна, Шабалина Марина Юрьевна

МАДОУ д/с №172, г.Тюмень


Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, коренным, родным.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Цель: формирование у воспитанников целостных представлений о социальной и окружающей среде родного края и месте человека в ней, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры, любви к малой Родине.

Задачи:
• Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края.
• Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях, культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
• Обогатить знания дошкольников о городе Тюмень, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-тружениках.

Центр  граждановедения

Здесь  дети могут в условиях ежедневногосвободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Материал меняется в зависимости от изучаемых тем.

Перечень материала:

  • Карта РФ с подбором флажков, которыми дети будут обозначать знакомые города России;
  • карта мира;
  • портрет президента РФ;
  • символика  РФ (информация о происхождении и функциональном назначении, о символическом значении цвета);
  • фотографии столицы Москва
  • гербы центральных городов России: Москва, Санкт-Петербург;
  • куклы в национальных костюмах (русский, татарский, хантыйский и другие);
  • дидактические игры: «Я живу в России», «Государственные символы России», «Ярмарка», «Русские узоры»;
  • демонстрационный материал: «Российская геральдика и государственные праздники»; «Народы мира»; «Народы России и ближнего зарубежья»;
  • игра-лото «Ремёсла Киевской Руси»; игра-лото «Семья»;
  • аудиоэнциклопедии: «Как жили на Руси», «Леса России», «Московский Кремль», «Животные Сибири»;
  • познавательные материалы: кроссворды, ребусы, шарады, отражающие содержание проекта;
  • учебно-наглядное пособие Н.А. Знакомим со сказочно-былинной живописью;
  • познавательные материалы: кроссворды, ребусы, шарады о городе, зданиях, улицах, памятниках.

Серии альбомов:

  • «Древняя Русь» - информация, иллюстрации, фотографии о быте русского народа: особенности русской избы, особенности питания, особенности русского национального костюма;
  • «Москва – главный город России» – иллюстрации, фотографии с видами города (Кремль, Спасская башня Кремля, Царь-колокол, Царь-пушка, Кремлёвский дворец, Красная площадь, Большой театр и др.;
  • ·«Города-герои» - иллюстрации, фотографии с видами городов-героев: Москва, Ленинград, Новороссийск, Волгоград и др.;
  • Прикладное искусство России» - информация, иллюстрации о народных промыслах России: русская матрёшка, дымковская игрушка, гжель, хохлома, городец и др.

В центе граждановедения, обязательно находится материал по краеведению, материл,  который расскажет и познакомит  с малой Родиной.

Краеведческий уголок

Организация краеведческого уголка в нашей группе повышает качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.

Цель создания центра краеведения – всестороннее изучение родного города, края, России.

 В качестве задач определено следующее:

  • научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
  • пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;
  • воспитывать уважение к культуре других народов;
  • формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Перечень материала:

  • Герб г.Тюмени и Тюменской области (информация об истории гербов);
  • флаг Тюменской области и флаг города Тюмени;
  • портреты главы города Тюмени, губернатора Тюменской области;
  • карта г.Тюмени с указанием знакомых улиц;
  • макет Тюменской области;
  • карта Тюменской области с иллюстрациями растений и животных, которыми богат край;
  • в музыкальном уголке – текст гимна РФ, песни о России, русские народные песни и т.д.;
  • информация об истории возникновения г. Тюмени и Тюменской области;
  • иллюстрации, фотографии с видами современного города Тюмени и иллюстрациями, рассказывающими историю его развития.
  • фотоальбомы современного города и исторические фотографии, «Памятные места нашего города», (о памятниках, посвящённых Великой Отечественной войне

Серии альбомов:

  • Города Тюменской области - иллюстрации, фотографии с видами городов Тюменского региона: Ханты-Мансийск, Салехард, Сургут, Надым;
  • «История Тюменских улиц» - иллюстрации, фотографии с видами старого города;
  • «Улицы города» - иллюстрации, фотографии с видами современных улиц Тюмени;
  • «Улица, улица, улица родная…» (обозначение улиц и домов детей)
  • «Путешествие по городу: парки, театры, дворцы, музеи, кинотеатры»– иллюстрации, фотографии;
  •  «Города Тюменской области» - иллюстрации, фотографии с видами городов Тюменской области: Заводоуковск, Ялуторовск, Ишим, Тобольск….
  • «Тюменские ремёсла».

Уголок «Город мой Тюмень», в котором дети могут заниматься разными видами деятельности – смотреть, и читать книги о городе современном и старинном; решать познавательные задачи о городе; путешествовать по районам города (карта).

Уголок книги

Создана библиотека — книги о Тюмени, городах Тюменского края; картотеки: «Игры разных народов», «Загадки народов Сибири», «Пословицы, поговорки», подборка произведений и стихов местных авторов.

Создан уголок книги, в котором собраны о патриотизме, героизме и их проявлениях:

  • Русские былины как средство воспитания патриотизма;
  • русские народные сказки;
  • русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве;
  • подборка стихов, рассказов  о России, городах России, о Сибири;
  • подборка стихов, рассказов об истории развития Тюмени, о современной Тюмени, о городах Тюменской области;
  • книги тюменских писателей, энциклопедии о родном крае.
  • художественная литература (стихи, рассказы), публицистическая литература о нашем крае, подборка стихов о Тюмени.

Центр Экологии и экспериментирования, где собраны коллекции полезных ископаемых, гербарии, макеты природных зон, растения и животные; Здесь дети проводят опыты, ведут наблюдения, изучают свойства предметов и материалов и утверждаются в своих предположениях.

Перечень материала:

  • Картинки иллюстрации по краеведению (животные, птицы), фото о жизни и быте людей северных регионов нашего края
  • ребусы, кроссворды о нашем городе
  • Коллекции: «У кого какой мех», «Горные породы», «Древесина и листья», коллекция шишек.
  • Гербарий растений нашего края

Центр  творчества.  Знакомство с родным городом вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал, увидел. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

Перечень материала:

  • Центр творчества
  • Альбом «Тюменские ремёсла»
  • Альбом «Тюменские дымники»
  • Дидактический демонстрационный материал «Учимся рисовать. Урало-сибирская роспись»
  • Образцы поделок по теме, образцы изделий
  • Иллюстрации тюменских ковров

В работе с детьми используется парциальная региональная программа «Жемчужинка» авторы: Л.В. Костина, С.В. Горявина.

В данной программе через занятия по изобразительной деятельности просматривается региональный компонент, показано формирование интереса к познанию родного края воспитание искренней дружбы между людьми разных национальностей, населяющих необъятные пространства Тюменской области.

Тематические выставки

Важнейшее воспитательное значение имеет организация выставок, благодаря которым формируется познавательный интерес детей к нашей стране, городу и к памятным значимым событиям.

Фотовыставки

Изучая ту или иную тему, мы создаём тематические фотовыставки. Например, изучая семью, родители вместе с детьми создают фотоколлажи о своей семье, о хобби членов семьи. Изучая город, была проведена фотовыставка о любимых местах в родном городе.

Коллекционирование

Вместе с детьми и их родителями мы собираем различные коллекции.

Детское коллекционирование – это норма, необходимо, чтобы дети собирали «кусочки» своей страны, своего отечества. Этими «кусочками» всегда были и остаются марки, монеты, открытки, значки.

Страна издавала себя на открытках, марках, значках, а дети, их собирая, её познают и начинают любить не только потому, что в ней родились.

Это и есть естественное патриотическое воспитание.

 

Макетная деятельность.  «Тюменская область» (авторская идея)

Для создания макета потребуется: ватман, монтажная пена, гуашь, картинки животных и  растений  нашей области, надписи городов Тюменской области, рек.

Примерное планирование работы по ознакомлению детей подготовительной группы с родным краем

Содержание работы

срок

Мероприятия

Работа с родителями

«Моя улица»

Цель:

- формировать у детей интерес к своей малой Родине, улице, жилым домам;

- закрепить знание домашнего адреса, учить детей правилам безопасного перехода через дорогу;

- обогащать словарь детей словами: газон, тротуары, пешеходный переход, проезжая часть.

сентябрь

  • Видеоурок о родной улице.
  • Целевая прогулка «Поход в осенний лес: в гости к дядюшке Ау». Загадки о правилах дорожного движения.
  • Целевая прогулка к светофору.
  • Рисование «Моя родная улица»
  • Д/и «Мой домашний адрес», «Я живу на улице…»

С/р игры на дорожной разметке на участке детского сада.

Составление схемы с родителями «Моя дорога в детский сад»

Составление рассказов совместно с  родителями «Моя улица»

Исследовательские работы «История моей улицы»

 

«Золотая осень»

Цель:

- развивать у детей интерес и любовь к родной природе, её красоте,

- побуждать эстетические чувства;

- воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними;

- побуждать детей любоваться красотой осенних деревьев;

- познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени.

октябрь

  • Беседы об осенних приметах в родном городе, целевая прогулка.
  • Рисование осенних листочков, рассматривание осенних пейзажей, чтение стихотворений русских поэтов об осени.      Народные приметы об осенних месяцах, пословицы о приметах погоды. Составление осеннего букета в группе.
  • Д/и: «Когда это бывает», «С какого дерева листок», «Что нам осень принесла»

Подготовка к празднику Осени.

Участие родителей в подготовке к празднику Осени: разучивание стихов. Предложить родителям совершить прогулку семьёй в осенний лес, парк.

«Дикие животные нашего края»

Цель:

  • - расширять представления детей о животном мире родного края;
  • - учить находить необходимые им знания в книгах;
  • - объяснить, что в природе всё взаимосвязано;

- формировать основы экологического мировоззрения.

ноябрь

  • Беседы о животных родного края
  • Рассматривание иллюстраций с изображением животных, птиц, загадки про животных, решение экологических загадок,

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «У кого какой домик» и др.

   Педагоги оформляют в родительском уголке «Что мы изучаем», «Это интересно»

    Предложить родителям придумать с детьми какую-нибудь сказку, в которой героями будут дикие животные.

 

«Зимушка-зима»

Цель:

- расширять представления детей о природе родного края;

-побуждать детей восхищаться красотой родной природы;

-формировать основы экологического мировоззрения.

декабрь

  • Беседы о зиме, зимних приметах.
  • Рассматривание открыток с видами родной природы, картин зимних пейзажей; иллюстраций зимнего города.

Рисование зимнего пейзажа; «Зима в городе».

  • Наблюдение за зимними природными явлениями и погодными условиями.

   Предложить родителям вместе с детьми совершить прогулки в зимний лес, покататься на санках, лыжах, полюбоваться красотой зимней природы;

смастерить кормушки для зимующих птиц, понаблюдать за птицами.

«Путешествие по родному городу»

Цель:

- расширять и закреплять знания детей о родном городе;

 - познакомить детей с историей возникновения родного города;

- познакомить с достопримечательностями родного города;

- воспитывать патриотические чувства к малой родине.

 

январь

  • Презнтация  о родном городе
  • Познакомить с гербом г. Тюмени.
  • Рассматривание открыток с

с достопримечательностями города.

  • Познакомить детей с разными видами городских зданий, их назначением, объяснить, что дома бывают жилые и нежилые, пополнять словарь: школа, библиотека, аптека, аэропорт, банк и др.
  • Дидактические игры: «Жилое-нежилое», «Из чего построен дом», «Родные улицы» и др.

Экскурсия по городу

  • Помощь родителей в организации предметно-развивающей среды группы.
  •  Родители по возможности приносят в группу значки, сувениры, открытки, буклеты, вымпелы, представляющие историю города Тюмени. Помогают в организации выставки изделий тюменских мастериц.

Рисование совместно с родителями «Моё любимое место в городе»

«Знаменитые земляки»

Цель:

- познакомить детей со знаменитыми земляками, людьми, которые своим трудом способствуют процветанию города, участниками Вов;

- воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими;

- развивать у детей чувство гордости за достижения жителей Тюмени.

февраль

  • Беседа о знаменитых земляках
  • Чтение книги К. Лагунова «Как искали Тюменскую нефть»,

П. Ершова «Конёк – Горбунок»

  • Экскурсия в музей Машарова

Рисование по сказке

 

 

  • Помощь родителей в организации предметно-развивающей среды группы, организации экскурсии

 

«Этот день победы»

Цель:

- формировать чувство уважения к защитникам Родины.

- развивать патриотические чувства;

- расширять знания о мужестве воинов и юных героев в годы великой Отечественной войны.

май

  • Беседа о подвигах солдат во время Великой Отече­ственной войны, о детях-героях ВОв.
  • Чтение художественной литературы о подвигах наших соотечественников во время ВОв.
  • Разучивание стихов, песен, инсценировок
  • Экскурсия к Вечному огню.
  • Изготовление праздничных открыток.
  • Оформление стенда:

«Награды прадедушек, прабабушек».

Выставка рисунков: «Они сражались за Родину».

Развлечение: «Парад Победы».

Помощь родителей в организации предметно-развивающей среды группы. Родители по возможности приносят в группу значки, сувениры, открытки, буклеты, вымпелы. Вместе с ребёнком оформляют семейную историю о дедушках или бабушках, воевавших на фронтах ВОв.

    Задание для родителей: побывать с детьми на городских мероприятиях, посвящённых Дню Победы. Возложить цветы к Вечному огню.

«За что мы любим свой город Тюмень»

Цель:

- формировать понимание выражения «малая родина»;

- обратить внимание детей на красоту окружающей природы, народные промыслы, прославившие город;

- рассказать о том, что у каждого города есть свой герб;

- формировать у детей представление о Тюменском регионе, как богатом, красивом крае, славящемся полезными ископаемыми, промышленностью, культурой;

- воспитывать у детей любовь к своей малой Родине, желание познавать новое.

июнь

 

  • Внесение в предметно-развивающую среду группы: альбома «Города Тюменской области»; подборки литературных и музыкальных произведений о Сибири; гербы городов Тюменского региона; значки, сувениры, рассказывающие об этих городах; выставка изделий тюменских мастериц.
  • Рассматривание иллюстраций и фотографий альбома. Беседы по страницам альбома.
  • Беседа «Тюмень – промышленное сердце Сибири».
  • Экскурсия по родному городу.
  • Рассматривание открыток с видами города Тюмени.
  • Д/и «Что в родном городе есть»

Оформление фотовыставки «Прогулки по Тюмени»

  Педагоги оформляют в родительском уголке информацию «Тюменский Север - опорный край державы!».

Помощь родителей в организации предметно-развивающей среды группы. Помогают в организации выставки изделий тюменских мастериц.

 

 

«Заседание клуба знатоков Тюмени»

(итоговое занятие)

Цель:

- закрепить знания детей об истории родного города, его достопримечательностях

- воспитывать патриотические чувства к малой родине

июль

  • Сюжетно-ролевая игра «Мы -экскурсоводы»
  • Д/игра «Составь герб города»,

«Районы нашего города», «Какие бывают знания», «Домашний адрес».

  • Проведение викторины

Отгадывание кроссворда, ребусов, загадок.

    Задание для родителей: подобрать фотографии, иллюстрации с видами города, старинными зданиями, памятниками, музеями, театрами и побеседовать о них.

   Принять участие вместе с ребёнком в празднике «День города», побеседовать с ним о родном городе.


Формы работы с детьми по ознакомлению с родным краем

  1. Беседы
  2. Презентации
  3. Видеофильмы
  4. Викторины
  5. Музейный урок
  6. Проектная деятельность
  7. Экскурсии
  8. Целевые прогулки
  9. Коллекцианирование
  10. Моделирование
  11. Наблюдение
  12. Оформление выставок и др.