ISSN 1997-9657
       

Участники конкурса Я-россиянин 2016

АвторНехаенко Елена Ивановна, Шевцова Надежда Анатольевна
НоминацияСистема патриотического воспитания в образовательной организации
Название работы"Надежда России"
АннотацияСовременное дошкольное образование уже сегодня развивается в инновационных условиях. Значительно повышаются требования общества к его качеству. Обогащение детского развития, согласно принципу амплификации развития А.В.Запорожца, происходит путем участия дошкольника в специфически детских, доступных ему по возрасту, видах деятельности. Новые стандарты дошкольного образования ориентированы на «воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека». Президент Росси В.В.Путин, выступая в дискуссионном клубе «Вал-дай», сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве и даже о национальном суверенитете». В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «…система образования призвана обеспечивать воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современного детского сада, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Детский возраст является наиболее оптимальным для системы нравственно-патриотического воспитания, но реализация всех задач с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует дополнительного образования детей, его содержания, форм, методов адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельном компоненте, где главный упор отводится на жизнедеятельность, которая основывается на безопасности детей. Вложенная информация в умы дошкольников поможет им выбирать правильное поведение при различных угрозах. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, можно достигнуть успехов в этом направлении. В настоящее время необходимость обучения мерам безопасного поведения в различных ситуациях не вызывает сомнений. Подтверждением тому служит печальная статистика массовых пожаров, террористических актов, наводнений и других чрезвычайных ситуаций, происходящих в нашей стране. Крупнейшие техногенные и природные катастрофы, унесшие множество человеческих жизней, со всей отчетливостью дают понять: никто, из живущих на Земле не застрахован от беды. А значит, мы должны уметь противостоять ей. Особенно важно научить этому детей, которые всегда остаются самой уязвимой частью общества. Знакомясь с большим количеством предостережений, правил и требований, детям трудно представить степень их значимости. Они могут оказаться в любой непредсказуемой обстановке на улице и дома, поэтому они должны знать, как вести себя при возникновении опасности. Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными явлениями. В связи с этим, в настоящее время, именно этот вопрос, традиционно являющийся одной из важнейших задач педагогики, наиболее остро стоит перед педагогами и родителями. Согласно федеральным государственным стандартам основа безопасного поведения в быту, социуме, природе является важным компонентом социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Взрослые часто задают вопросы: «Как же нам воспитывать новых граждан, как научить их активной жизненной позиции, самосохранению и быть патриотами своей страны? Ведь в недалеком будущем именно им отвечать за то, какой будет Россия. Для дошкольников, пока не очень понятны слова «патриотизм» и «любовь к Родине». Детство – замечательная пора, когда все еще впереди, когда мы играем в космонавтов, врачей, пожарных и верим, что наша мечта сбудется. Главная ведущая деятельность дошкольника – это игра. Игра основана на стремлении и умении ребенка входить в воображаемые ситуации и действовать по их законам. В последние годы в нашей стране значительно оживилась работа по воспитанию патриотизма и гражданского самосознания у детей. Образова-тельными организациями предпринимаются более заметные шаги по приобщению детей к интересному и полезному делу, по воспитанию у ребят качеств гражданина и патриота. Одним из таких дел, наиболее близких своим гуманизмом, экстремальностью и романтикой, является спасательное дело или иначе - то, чем занимается МЧС России и его организации. Детям нравятся спасатели - люди мужественные и умелые, готовые шагнуть в огонь пожара и броситься в ледяную воду, подняться в заснеженные горы и отправиться далеко в тайгу, туда, где кто-то нуждается в их помощи. Они хотят приобрести такие же качества и получить соответствующие знания. Основной идеей организации кадетского движения в дошкольной организации является создание условий для дальнейшего обучения дошкольников в профильных кадетских классах МОБУ СОШ № 5 г. Зеи. Предоставления им необходимого объема знаний, формирования у них новой модели поведения – гражданина своей страны, патриота малой Родины, с целью раннего определения их способностей и склонностей. А так же подготовка ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными явлениями при возникновении опасности. В рамках работы по данному направлению наше дошкольная организация использует новую форму работы - организация кадетского движения, целью которой явилось создание образовательного пространства через установление преемственности взаимосвязей между дошкольным учреждением - МОБУ СОШ № 5 - ГЗИПБ города Зеи Амурской области «Отдел надзорной деятельности по городу Зея и Зейскому району» и привитием интереса детей к работе пожарного. Доминантной идеей проекта является идея отбора ценностно–смыслового содержания, доступного пониманию и усвоению дошкольниками, для нравственного, патриотического и духовного воспитания детей, включающая в себя следующие принципы: - личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; - регионализация нравственно-патриотического воспитания – способ-ствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой; - личностно-ориентированное общение – дети выступают как активные исследователи, а не просто пассивно перенимают опыт педагога; - доступность – доступность содержания, характера и объема материала с уровнем развития подготовленности детей; - системность представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности; - преемственность – нравственно-патриотическое воспитание дошко-льников продолжается в школе; - интеграция всех видов деятельности - реализация творческих возможностей детей: познавать, думать, обогащать словарь, петь, читать стихи, танцевать, рисовать, лепить, клеить, развивать физические качества, коммуникативные умения.
ОрганизацияМуниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №4 комбинированного вида, г.Зея, Амурская область