ISSN 1997-9657
       

Участники конкурса Я-россиянин 2016

АвторКулакова Светлана Петровна
НоминацияПатриотическое воспитание в группе детского сада
Название работыДосуг "Мы в славном поселке живем"
АннотацияАннотация. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения своей истории. Поэтому в настоящее время приоритетной задачей является изучение родного края, его истории, традиций, культуры. В воспитании гражданина и патриота своей Родины – особенно важная роль принадлежит дошкольному детству. Именно там закладывается «фундамент» настоящего патриотизма, раскрываются способности и таланты юных граждан. С возрастом у человека любовь к малой родине перерастает в любовь к большой Родине. Таков многоуровневый характер патриотического чувства. Досуг «Мы в славном поселке живем» – это обобщение знаний детей подготовительной группы о своей малой родине – поселке Зайково, его прошлом и настоящем. Игровая форма проведения образовательной деятельности стимулирует познавательную и творческую активность детей и отвечает педагогике сотрудничества. Дети очень любознательны по своей натуре. Их интересует новое, неизвестное. Для возбуждения любознательности используется элемент сюрпризности – «учатие в телепередаче», где дети демонстрируют знания о своем поселке, совершают экскурс в его прошлое, сравнивают прошлое с настоящим, размышляют о современных экологических проблемах и предлагают свои решения этих проблем. Что трогает, предлагают серьезно, не по – детски. Помогает всем «окунуться» в прошлое картина самобытного зайковского художника Никишина А.В. «Семен Зайко – основатель поселка Зайково». Дети «видят», как все начиналось: бескрайний цветущий луг, полноводная река Ирбит, вдали виднеется лес. Семен Зайко с женой, обнявшись, мечтательно смотрят вдаль… Рядом шалаш, очаг, сруб нового дома, начатая пашня, пасется конь. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт. Использование картины я считаю большой удачей, и очень благодарна художнику. Она помогает формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. На предложение «телеведущей» рассказать, как начинался поселок, одна девочка первым делом заметила, что природа очень красивая. И это так: милый каждому русскому человеку пейзаж. Потом уже дети размышляли, что давали людям река, лес, луг, обращали внимание на особенности быта наших предков, их одежду. Без этой картины их представления не были бы такими яркими. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Еще один фактор, способствующий формированию любознательности и воображения - предложение детям представить, что Семен Зайко на «машине времен» оказался в нашем времени и подумать, чему бы он порадовался, очень удивился, а от чего бы огорчился. Снова помогала картина, дети сравнивали и делали выводы, отмечали положительное, интересное: поселок стал большим, появился различный транспорт, техника, перечисляли достопримечательности. Без труда дошкольники предположили, от чего бы наш предок огорчился: река Ирбит обмелела, на берегах много мусора… Презентация «Экология села – наше здоровье» познакомила всех участников мероприятия с другими важными проблемами: вырубкой лесов, загрязнением воздуха и с необходимостью беречь родную природу. В ходе досуга дети объясняют правила поведения в природе, демонстрируют умение выполнять их в различных играх и конкурсах. Воспитанию любви к своей малой родине способствуют стихи о Зайково, веселые зайковские частушки, песня «С чего начинается Родина?», которую исполняют все участники: дети, педагоги, родители. Итогом досуга становится вывод «телеведущей», что Семен Зайко порадовался бы, что дети так любят свою малую родину, страну Россию, знают, как беречь природу и растут настоящими гражданами. Для старших дошкольников характерна потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых и сверстников. На память об участии в «телепередаче» все участники награждаются медалями «Я – патриот России». О признании зрителей свидетельствуют их улыбки и аплодисменты. По мнению А.Г. Асмолова, руководителя рабочей группы по разработке стандарта дошкольного образования, «задача стандарта – позитивная социализация и индивидуализация личности…». В ходе досуга каждый ребенок может проявить себя, показать свои способности. Несомненно, это способствует позитивной социализации и индивидуализации личности каждого участника игры. Таким образом, происходит амплификация развития - максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. Это один из основных принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. Досуг «Мы в славном поселке живем» был разработан и проведен с детьми подготовительной к школе группы. Он способствует выполнению требований к результатам освоения Программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования (социально-нормативных возрастных характеристик ВОЗМОЖНЫХ достижений детей на этапе завершения уровня дошкольного образования) и формированию у них предпосылок универсальных учебных действий на пороге школы. Дошкольники проявляют любознательность, самостоятельно пытаются объяснять явления природы и поступки людей, активно проявляют свои умения и навыки во всех образовательных областях: познавательному, речевому, социально – коммуникативному, художественно – эстетическому, физическому развитию. Досуг способствует проявлению интереса и чувства сопричастности детей к своей малой родине, развитию у них интереса к родному краю как части России, бережного отношения к родной природе и культуре, воспитанию любви к Родине. Корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны. Досуг побуждает родителей обратить внимание на необходимость патриотического воспитания в семье. Российский академик Д.С. Лихачев отмечал, что только «любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
ОрганизацияМАДОУ Зайковский детский сад №4, п.Зайково, Свердловская область