ISSN 1997-9657
       
Бадикова Л.Р. Волшебница бумага

Бадикова Лейля Радиковна

Муниципаль­ное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №9 «Алан», г.Набережные Челны, Республика Татарстан


«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Сухомлинский В. А.

Актуальность проблемы: бумага – доступный для ребёнка и универсальный материал.  Широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает детей - самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использоваться в играх, инсценировках, оформлении уголка, подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.

Цель проекта: дать ребёнку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, развить творческие способности ребёнка.

Задачи проекта:

  1. Воспитательные: обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.
  2. Развивающие: развивать познавательную и интеллектуальную активность, исследовательские умения; развивать умение обследовать предмет и делать выводы на основе эксперимента.
  3. Обучающие: познакомить с происхождением, со свойствами и особенностями бумаги.

Предполагаемый результат.

Дети должны:

  • получить представления о бумаге, ее происхождение, свойства, назначение;
  • узнавать и различать виды бумаг;
  • овладеть разными техническими навыками работы с бумагой;
  • создавать композиции из бумаги;
  • научиться экспериментировать, проводить опыты, исследовать и делать выводы;
  • овладеть навыками культуры труда;
  • улучшить свои коммуникативные способности и приобрести навыки работы в коллективе.

Содержание проекта:

1. Подготовительный этап

  • Исследование проблемы
  • Ознакомление с историей появления бумаги
  • Изучение  разновидности бумаги
  • Изучение свойств бумаги

2. Практический этап

  • Проведение непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с бумагой
  • Опытно - исследовательская деятельность
  • Просмотр презентации «Деревья, их польза человеку»
  • Работа с бумагой
  • Цикл наблюдений
  • Оформление папки «Волшебница бумага»
  • Консультация для педагогов «Что такое бумага?»
  • Информация для родителей «Бумажные фантазии»
  • Домашнее задание детям и родителям (фотографии, подбор материала, изготовление альбома, изготовление поделки из бумаги).

3. Заключительный этап

Выставка детских поделок из бумаги:

  • Выставка работ детей «Цветочки из бумажки»
  • Фотовыставка «Окружение бумагой»
  • Демонстрация кукольных нарядов из бумаги

Самостоятельная деятельность детей

  1. Рисование на тему: «Ежик», «Бабочка»
  2. Пластилинография на тему: «Золотая осень»
  3. Оригами на тему: «Цыпленок», «Кораблик»
  4. Квилинг на тему: «Бабочка и цветочки»
  5. Граттаж на тему: «Аквариум»
  6. Оригами «Самолет»

Сотрудничество с родителями

  1. Консультация для педагогов «Что такое бумага?»
  2. Информация для родителей «Бумажные фантазии»
  3. Выставка работ детей «Цветочки из бумажки»
  4. Фотовыставка «Окружение бумагой»
  5. Демонстрация кукольных нарядов из бумаги.
  6. Консультация для родителей: «Берегите наши леса!»

Совместная деятельность с воспитателя с детьми.

  1. Проведение НОД на тему: «Ознакомление с историей появления бумаги» (презентация)
  2. Просмотр презентации на тему: «Деревья, их польза человеку»
  3. Исследование на тему: «Какой бывает бумага?»
  4. Беседа на тему: «Разновидности и назначение бумаги»
  5. Проведение опытов на тему: «Свойства и качества бумаги»
  6. Беседа на тему: «Из чего делают бумагу?» Беседа на тему: «Что нужно для работы с бумагой?»
  7. Проведение опыта: «Делаем бумагу из макулатуры»
  8. Беседа на тему: «Как можно беречь наши леса?

ЧТО ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?

БУМАГА

Содержание

  1. Разновидности и назначение бумаги:

а) хозяйственно-бытовая (салфетки, полотенца, туалетная бумага и др.)

б) упаковочная (фантики конфет, картонные коробки и др.)

c) для рисования и письма (тетради, альбомы, цветная бумага и картон для поделок)

2. издательская (книги, газеты, журналы и др.)

ценная (деньги, документы)

3. Свойства и качества бумаги:

  1. мнётся
  2. рвётся
  3. режется
  4. сгибается
  5. не тонет, пока не намокнет
  6. промокает, размокает
  7. горит
  8. Из чего делают и как: древесина – опилки – краска.
    Графическое изображение процесса изготовления

Формы подачи информации

  1. Экспериментирование с бумагой
  2. Выставка предметов, изготовленных из бумаги
  3. Книги, иллюстрации об истории возникновения и процессе производства бумаги

Виды деятельности для детей

  1. Эксперименты и опыты с разными видами бумаги – самостоятельно и под руководством воспитателя
  2. Творческая работа (размышление, фантазирование): чем можно заменить бумагу, нужно ли беречь бумагу?

Центры активности

Центр математики и манипуляции:

  • работа с бумагой:
  • вырезание определённых геометрических фигур
  • составление из них узоров
  • сравнение полос по ширине и длине
  • лото «Сосчитай», «Реши пример!», «Подбери пару», «Детское лото»
  • рабочие листы на закрепление умений
  • считать
  • заштриховывать
  • обводить

Центр искусства:

  • творческая деятельность детей с разными видами бумаги
  • рисование на разных видах бумаги
  • аппликация
  • оригами
  • граттаж
  • пластилинография
  • квилинг
  • Знакомство с различными способами соединения бумаги, преобразованиями поверхности листа, приёмами вырезания

Темы работ:

1. Пластилинография «Золотая осень» (рисование пластилином на картоне)

2. Рисование «Ежик», «Бабочка» (ладошками, пальчиками, монотипия) на разных видах бумаги

3. Квилинг «Бабочки в саду», «Цветочки»

4. Изготовление игрушек в технике оригами «Кораблик», «Цыпленок»

Литературный центр

  • внести книги, иллюстрации об истории возникновения и процессе производства бумаги: «Откуда книга пришла», энциклопедия «Почемучка», «Происхождение вещей», стихи С. Маршака и Л. Николаенко
  • кроссворды, задания в картинках, загадки, пословицы
  • рассматривание книг (обложка, страницы и т.д.)
  •  ремонт книг
  • рабочие листы по грамоте
  • рассматривание картин «В библиотеке», «В книжном магазине»
  • просмотр презентации «Кто придумал бумагу», «Макулатура»

Центр науки

  • внести различные виды бумаги и альбом «Виды бумаги и её свойства»
  • выставка предметов из бумаги
  • плакат «Что делают из бумаги»
  • проведение различных опытов, экспериментов (рвётся, мнётся, горит)
  • выставка материалов «Из чего делают бумагу» (опилки, древесина)
  • изготовление листа бумаги (бумага разная, вода)

Центр сюжетно-ролевой игры

  • организация игры «Книжный магазин», роли: продавец, кассир, покупатели
  • продавец должен уметь рассказывать о книге
  • покупатель должен уметь задавать вопросы и объяснять, что ему нужно купить

Ожидаемые результаты

Дети:

  • Получили представление о бумаге, ее происхождении, свойствах, назначении;
  • Научились узнавать и различать виды бумаг;
  • Овладели разными техническими навыками работы с бумагой;
  • Научились создавать композиции из бумаги;
  • Научились экспериментировать, проводить опыты, исследовать и делать выводы;
  • Овладели навыками культуры труда; приобрели  навыки работы в коллективе.

Заключение

Работа с бумагой является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных.

С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психических процессов, речевых функций, а также особо развивающее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка. Развитая мелкая моторика пальцев руки является одним из показателей интеллектуального развития ребенка.

Давайте, задумаемся?

Простая бумага, ну что в ней такого?

Каждому с детства ребенку знакома:

Газеты, журналы, книга, тетрадь –

Всех видов бумаги не пересчитать.

Обои, альбомы, коробка, пакет –

Все это неполный бумаги портрет.

Пускай, не прочна, но легка и бела,

И может хранить на себе письмена.