ISSN 1997-9657
       
Бабаринова И.И., Тегаева О.Н. День Победы

Бабаринова Ирина Ивановна, Тегаева Ольга Николаевна

Муни­ципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №75 «Сказка», с.Шеметово, Московская область


Цель проекта:

Формирование нравственных ценностей.

Задачи проекта:

1. Сообщать детям первоначальные сведения о Великой Отечественной Войне. Дать знания о защитниках Отечества, о функциях армии.

2. Активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у детей речь, воображение и мышление. Развивать умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности.

3. Воспитывать у детей гордость и уважение к ветеранам ВОВ, чувство гордости за Родину, умение слушать взрослых.

4. Активизировать словарь: Родина, герой, ветеран, победа, солдат, армия.

Предполагаемый результат:

1. Заинтересованность детей темой «День Победы», проявление их познавательной активности.

2. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество и детальность в работе.

3. С удовольствием рисуют, играют.

4. Участие в совместной деятельности родителей.

Актуальность

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Перед специалистами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально-значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками.

Проводя воспитательно-образовательную программу, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поэтому формировать гражданственность, нужно начиная с малых, понятных детям вещей.

Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи. В данном проекте мы обращаемся к теме Великой Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.

Подготовительный этап

Определение проблемы, цели и задач.

  • Изучение литературы, подбор материала, нахождение и установление эффективных связей с родителями.
  • Подбор музыкальных произведений на военную тему.
  • Подготовка цикла бесед о ВОВ.

Основной этап

Работа с родителями:

  1. Памятка для родителей «Что и как  рассказать детям о ВОВ»
  2. Создание стенгазеты «Книга памяти»
  3. Индивидуальные и групповые консультации по организации выставки «Я рисую мир»
  4. Экскурсия к памятнику погибшим землякам. Возложение цветов.

Работа с детьми:

  1. Беседы о войне.
  2. Цикл бесед о празднике День Победы
  3. Рассказы родителей о родственниках – ветеранах.
  4. Рассматривание иллюстраций, Военной техники.
  5. Изготовление рисунков на тему: «Я рисую мир»
  6. Разучивание стихов, песен о войне.
  7. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»
  8. Дыхательная гимнастика «Флажок»
  9. Лепка.
  10. Аппликация – открытка.
  11. Рисование «Праздничный салют»
  12. Трудовой десант.
  13. Прослушивание песен о войне.

Заключительный этап 

1. Выставка детского творчества (аппликация). «Георгиевская ленточка», «Цветы Победы»

2. Выставка детского творчества «Праздничный салют».

3. Оформление стенгазеты «Книга памяти».

4. Рисование  на тему: «Я рисую мир» совместно с родителями.

Виды детской деятельности в ходе реализации проекта

 Игровая-

Дидактические игры: «Найди одинаковые », «Разрезная картинка»

Сюжетно- ролевые игры: «Пограничники», «Наша армия сильна», «Моряки»

 Подвижные игры: «Найди свой цвет», игра с платочками «Найди себе пару»

Познавательно-исследовательская-

    Совместная экскурсия с родителями к Памятнику погибшим землякам.

    Сбор информации для оформления стенгазеты «Книга памяти»

     Совместное оформление выставки «Я рисую мир»

Чтение художественной литературы-

Чтение отрывка «Василий Теркин»

Заучивание стихотворения «Чтобы солнце улыбалось»

Чтение стихов «Разговор с внуком», «Город-герой», «Дозор»

Продуктивная-

Лепка «Танки»,

Рисование «Праздничный салют», «Я рисую мир»,

Аппликация «Георгиевская ленточка»,

Создание стенгазеты «Книга памяти»

Музыкально- художественная-

Прослушивание песен: «Священная война», «День Победы»,

«Синий платочек», «Мы идем с флажками»,  «Наша Родина сильна», «Песенка о войне»

Коммуникативная -

Беседы с детьми о Великой Отечественной Войне

«Праздник День Победы», «Великая Отечественная Война», «Почему Война называется Великой Отечественной»,  «Дети и война»,  «Великая Победа».

1 день

1. Беседа «Великая Отечественная Война»

2. Рассматривание иллюстраций о ВОВ.

3. Информационный стенд для родителей «Что и как рассказывать детям о войне».

4. Дидактическая игра «Найди одинаковые».

2 день

1. Лепка «Танки»

2.Рисование совместно с родителями «Я рисую мир» - Д/задание.

3.Заучивание стихотворения «Чтобы солнце улыбалось» М. Пляцковский.

4.Сюжетно-ролевая игра «Моряки».

3 день

1.Беседа «Почему Война называется Великой Отечественной»

2. Аппликация «Георгиевская ленточка»

3. Прослушивание песен «Мы идем с флажками» и «Наша Родина сильна»      4. Подвижная игра: «Найди свой цвет»,

4 день

1. Беседа «Дети и война»

2. Чтение стихотворений С. Маршака «Разговор с внуком», Е. Карасева «Город-герой».

3. Рисование «Праздничный салют»

4. Дидактическая игра: «Разрезная картинка»

5 день

1. Сюжетно- ролевая игра: «Пограничники»

2. Трудовой десант. Высадка луковиц цветов в горшки.

3. Выставка детского творчества «Праздничный салют»

4. Создание стенгазеты «Книга памяти»

6 день

1. Беседа с детьми «Праздник День Победы»

2. Прослушивание песни «День Победы»

3. Чтение стихотворений на тему «День Победы»

4. Сюжетно- ролевая игра: «Наша армия сильна»

7 день

1. Беседа «Великая Победа».

2. Подвижная игра с платочками «Найди себе пару»

3. Чтение отрывка «Василий Теркин»

4. Дидактическая игра: «Найди одинаковые»

5. Экскурсия к Памятнику погибшим землякам.

Беседы с детьми о Великой Отечественной войне

Беседа «Знакомство с праздником»

      Задачи: Дать знания детям о празднике «День Победы», о том, как защищали свою страну русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них; активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Активизация всех психических процессов путем вопросов к детям. Обогащение словарного запаса. Воспитывать уважение, любовь к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны, заботиться о них.

Ход беседы.

       Воспитатель: 9 мая – самый главный праздник, отмечающийся в нашей стране. Что это за праздник? что это за победа? Над кем? День Победы — самый великий и серьёзный праздник, как для России, так и для многих других стран мира. Не только российским солдатам и офицерам, но и всем жителям нашей Родины, взрослым и детям, было очень трудно во время войны. Армия с помощью народа победила врагов и прогнала их из России, а потом и из других стран. В День Победы люди возлагают к военным памятникам венки и цветы. А теперь послушайте стихотворение:

Сегодня праздник - День Победы!

Счастливый, светлый день весны!

В цветы все улицы одеты

И песни звонкие слышны.

Воспитатель: Это была страшная и долгая война. Ранним июньским утром фашистская Германия напала на нашу мирную страну. Весь народ поднялся на защиту Родины, и наша армия, и женщины, и старики, даже дети. (По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, показывает наглядный материал и т.д. Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. В процессе беседы педагог сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь. Используемые приемы словарной работы - объяснение воспитателем значения отдельных слов, повторение слова хором вместе с воспитателем). Наши храбрые воины не пустили фашистов к Москве, а сами перешли в наступление. Трудной, тяжелой и страшной была эта война, много людей погибло в ней. Но наступил долгожданный день Победы. Наши доблестные воины прогнали фашистов и сами пришли к Берлину. Это случилось 9 мая 1945 года. И тех пор каждый житель нашей страны, жители других стран отмечают этот праздник.

Майский праздник – День Победы

Отмечает вся страна

Надевают наши деды

Боевые ордена.

(Т.Белозеров)

      В этой войне, как я уже говорила, участвовали не только взрослые, но и дети. Много стихов и рассказов написали об их подвигах писатели и поэты. Наш народ мужественно сражался и победил. Но не все дожили до Великой Победы. Чтобы никто не забыл доблестных героев и их подвиги, по всей стране было сооружено много памятников в память о героях войны, братские могилы, в которых были захоронены погибшие в боях воины (показ иллюстрации). Мало остается участников войны: много лет прошло со дня Победы. Наше правительство заботиться о своих героях, помогает им. Вы тоже должны с уважением и благодарностью относиться к участникам войны и ко всем пожилым людям. Они защищали нашу Родину и сберегли мир на Земле. А Родина у нас одна. Чтение стихотворения: « Если скажут слово Родина…» Берегите свою Родину, растите честными и мужественными, смелым! 

Беседа Почему война называется Великой Отечественной?

Цель: продолжать знакомить детей с событиями и подвигами героев ВОВ.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.

Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.

Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называлась Великой Отечественной войной. Победа Красной Армии в этой войне — главное событие в истории России XX века!

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила эти планы!

22 июня в 12 часов дня министр иностранных дел В.М. Молотов выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии, называли красноармейцами.

Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!

Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди — люди стремились защищать свое Отечество!

По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны.

Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир. 

Консультация для родителей «Что рассказывать детям о Великой Отечественной войне»

        Много было написано песен, стихов, рассказов, повестей и романов о Великой Отечественной войне. И основная задача родителей - формировать в своих детях чувство патриотизма, воспитывать любовь и уважение к ветеранам и защитникам Родины, знакомить детей с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы России. Что будет с нашими детьми? Что будет означать для них понятие Второй мировой Войны? Как рассказать об этой Великой Войне, какие найти слова, чтобы поведать в полной мере о страданиях молодых ребят, ставших в последствии героями? Как донести суть происходившего грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма? Как рассказать ребенку о войне?

        Рано или поздно вам придется рассказать ребенку о том, что такое война, почему в России отмечают 9 мая и 23 февраля. Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с четырех - пятилетними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме. Удобным поводом для такой беседы может стать канун Дня Защитников Отечества или Дня Победы.

       Как донести правду о войне, что бы дети поняли, что бы впору им пришлась та правда. Дети мыслят как художники и поэты: детальными, до мелочей, сценками из памяти «живыми картинками», фигурами воображения. Дети мыслят ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ. Поэтому правду о войне необходимо запечатлеть в представлениях. Дети «живут по собственным часам», мыслят синкретично, то есть целостно, устанавливают сказочные, причудливые связи; существующие только в их сознании отношения. Поэтому рисовать картину войны необходимо большими мазками, акцентироваться на главном. Рассказывай суть, не путай, не перегружай, погоди с «диалогическим подходом». Чётко и точно, по существу. Зачин короткий – главная мысль, и несколько примеров – иллюстраций. Когда нарастёт «плоть мысли», накопятся первичные ассоциации (тут хорошо бы фильмы военные посмотреть, песни послушать, художественные произведения почитать, на полотна фронтовых художников взглянуть), тогда можно и индукцию вплетать. От частного – к общему.

          Несколько представлений под вашим руководством малыши пускай сравнивают, общее обнаруживают (обобщают), от пустяков абстрагируются и сами к правде прикасаются.

         Правда о войне должна исходить от любимого, авторитетного взрослого. И рассказывать о войне надо, как в первый и последний раз. Всё меньше ветеранов, участников войны, тружеников тыла. Невозможно переоценить «семейную память». Прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, никто лучше о войне не скажет. Слушайте же ветеранов, каждое слово ловите, каждую секунду цените. Свидетельское показание о войне. Глаза прозрачные, уже не здесь, почти, не с нами… А как 9 мая настанет, ордена наденут, мёда напёрсток отведают, взбодрятся, помолодеют, на грешную изверившуюся, сбесившуюся землю снизойдут. И сквозь боль, одиночество, непонимание; поверх крысиных расчетов, ссудных процентов, гламурных тусовок, фальшивых продажных «звёзд»… речь поведут. «Сначала было слово». О Серёжке с Малой Бронной. О Витьке с Моховой. О том, как страшно на войне. О бомбёжках и обстрелах. Бух. Бах. Тра-та-та-та. О «друзьях, товарищах». Всё вспомнят. Пехоту, «родную роту», отцов-командиров. Кашу из котла. Окружение. Плен. Госпиталь. Раны. Страдания. Подвиг. Победу. «Одна на всех, мы за ценой не постоим». Гнут нас, ломают – мы трещим, но несломлены. Это потому что ещё не покинул окоп последний ветеран. Обрушивают ушаты грязи, клеветы, да не пристаёт к нам грязь. Это потому что ветераны на передовой, по больницам и домам престарелых, с костылями наперевес учат молодых уму разуму. Вычёркивают нас из истории, нет, говорят энергии, энтропия, развал… Так то оно так… Но есть всё же есть ещё порох в пороховницах. Это потому что ветераны в проклятые годы развала зачерстветь нам окончательно не дозволили. Мудрые святые старики. Мудрость, она ведь наивной только кажется. Старый да малый. «Возвращайся, сделав круг». Старик и ребёнок завсегда найдут о чём поговорить, всегда услышат друг друга. И ребёнок запомнит… Навсегда. И своим детям передаст ту эстафету, тот негасимый огонь. И старик усмехнётся в бороду: не зря жил. Сменяя друг друга, идут поколения, Но память о прошлом не знает забвенья. И грозные строки взывают с гранита: "Никто не забыт, ничто не забыто. Мы никогда не должны забывать о подвиге наших воинов-защитников, отстоявших мир в жестокой войне. В этот великий праздник – День Победы - мы вспоминаем всех тех, кто отдал свою жизнь за наше будущее. Память о войне 1941-1945 года хранится в людских сердцах и передается из поколения в поколение. Много было сооружено мемориалов, памятников, посвященных героям войны.

Конспект организованной образовательной деятельности.

Художественное творчество. Аппликация. «Георгиевская ленточка»

  • Цель: Способствовать формированию военно-патриотического воспитания.
  • познакомить детей с георгиевской ленточкой;
  • сделать праздничную открытку;
  • развивать мелкую моторику рук, расширять кругозор.

Материалы: Георгиевская ленточка, картон цветной,  нарезанные полоски черные и оранжевые, красная звезда вырезанная, клей, кисточка для клея, тряпочка.

Ход занятия:

(Приветствие. Дети сидят за столами. Перед детьми стенд с готовой открыткой, георгиевской ленточкой, иллюстрациями ордена Святого Георгия.)

Воспитатель: Ребята, сегодня, мы с вами сделаем открытку для ветеранов Великой Отечественной войны.

Ребята, вы знаете, что это за ленточка? Как она называется и для чего она нам нужна? (Нет). Сегодня мы с вами поговорим о Георгиевской ленточке.

Предлагаю вам рассмотреть георгиевскую ленточку на иллюстрациях.

Георгиевская лента – это лента от ордена св. Георгия, орден за доблесть, проявленную бою. Георгиевская лента и орден св. Георгия были утверждены как символы воинской чести и доблести. Цвета ленты — чёрный и оранжевый — означают «дым и пламень» и являются знаком личной доблести солдата в бою. Орден предназначен исключительно для награждения за боевые заслуги. 9 мая - День Победы празднуют все жители России.

Физминутка «Самолёты»

Воспитатель: А теперь нам нужно немного размяться. Повторяйте все движения за мной.

Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны в стороны)

На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям)

Да и снова полетели (повторить 2-3 раза)

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат цветной картон, одна широкая оранжевая полоска, две черные узкие полоски. Сейчас мы с вами наносим клей на оранжевую полоску и приклеиваем ее наискось, а затем приклеиваем на нее черные полоски. Затем берём вырезанную из красной бумаги звезду и приклеиваем ее в левом углу.

 Наша открытка готова.

- Молодцы ребята, правильно сделали (воспитатель помогает детям доделать).

Воспитатель: Ребята что сегодня мы с вами делали? Что нового вы узнали? Вам понравилось делать открытку?

      Молодцы, ребята. Все правильно сделали и очень красиво получилось. Всем спасибо. Воспитатель вместе с детьми приводит в порядок рабочие места.

Конспект организованной образовательной деятельности.

Художественное творчество. Лепка «Танк»

  • Цель: Развивать интерес детей к лепке.
  • Учить делить кусок пластилина на нужное количество частей.
  • Пользоваться знакомыми приемами в лепке: раскатывание кругообразными движениями между ладонями, сплющивание.
  • Закреплять умение прочно соединять части предмета, прижимая их, друг к другу.

Материалы: Картинки с изображением военной техники, танка, пластилин, доска, стека, тряпочка (на каждого ребенка)

Методические приёмы: беседа, физкультминутка.

Предварительная работа: рассматривание танка на иллюстрациях,

картинках.

Материалы: пластилин тёмно-зелёного цвета, клеёнки по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель: «Ребята, расскажите, мне какую военную технику вы знаете?

(Ответы детей) А я хочу вам показать такую военную технику, пушку».

(Воспитатель с детьми рассматривают картинки с изображением

танка.)

Воспитатель: « Ребята я вам предлагаю слепить танк из пластилина. Так

как скоро праздник День Победы, мы сделаем подарок нашим дедушкам.

Ребята, а сейчас я вам предлагаю немного размять наши мышцы».

Физкультминутка:

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Воспитатель: «Ребята, а теперь предлагаю вам размять пластилин. Сначала

посмотрите, как я буду лепить танк». Воспитатель лепит танк, делит на

три части, одну большую и две маленькие. Из большой части делает

корпус – танк, из двух маленьких – кабину и дуло. Затем дети принимаются за

работу.

(Воспитатель помогает, если дети испытывают затруднения. После

выполнения работы, воспитатель хвалит детей.)

Воспитатель: «Ребята, что мы с вами сегодня делали? Вам понравилось?

Ребята подарим дедушкам наши танки?».

Воспитатель организует выставку детских работ.