ISSN 1997-9657
       
Грибова О.П., Перадзе В.А. Секреты неживой природы. Вода

Грибова Олеся Петровна, Перадзе Вик­тория Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №13», г.Краснодар


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, одними из которых являются любознательность, наблюдательность, попытки самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, экспериментировать.

Среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, называется поддержка индивидуальности и инициативы детей в разных видах деятельности (в том числе исследовательской, проектной, познавательной и т.д.), взаимодействие с родителями посредством создания образовательных проектов.

Данные требования крайне сложно применить к детям, имеющим глубокие нарушения зрения, в силу специфики их развития.

Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение у него ряда специфических установок. Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности.

У детей с деривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов отображаемых предметов и действий.

Дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных их восприятию. У детей данной категории сужены понятия об окружающем мире, суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или искажены.

Одним из методов формирования, расширения и систематизации представлений дошкольников, имеющих нарушения зрения, является метод проектов, где ребята путем опытно-экспериментальной деятельности самостоятельно добывают знания.

Проект «Секреты неживой природы. Вода» рассчитан на месяц его реализации. Ежедневно в послеобеденное время педагоги (воспитатель и тифлопедагог) организуют с детьми познавательные игровые ситуации.

Структура проведения игр-экспериментирований следующая:

1) постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

2) выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

3) проверка гипотез;

4) подведение итогов, вывод;

5) фиксация результатов;

6) вопросы детей.

В результате реализации проекта предполагается:

- расширение представлений слепых и слабовидящих детей об окружающем мире;

- обогащение представлений дошкольников с нарушениями зрения об объектах неживой природы;

- развитие познавательной активности детей в условиях зрительной депривации;

- освоение детьми простых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

- освоение родителями дошкольников новых педагогических приемов взаимодействия с собственными детьми на основе партнерского сотрудничества.

Цели проекта:

Проект «Секреты неживой природы. Вода» организован с целью обогащения представлений слепых и слабовидящих детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении, развития у дошкольников в условиях зрительной депривации познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи проекта:

1) Создавать условия для расширения представлений детей об объектах окружающего мира, о неживой природе.

2) В процессе опытно-экспериментальной деятельности расширять представления детей о свойствах воды.

3) Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними.

4) Совершенствовать восприятие детей путем активного использования
всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).

5) Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы,
используя знакомые и новые способы.

6) Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

7) Развивать наблюдательность и любознательность.

8) Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам и родителям.

9) Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.

Оснащение – игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой:

- разнообразные совочки, ведерки, формочки, лейки, воронки;

- инвентарь для экспериментов, сделанный из бросового материала.

Этапы реализации проекта «Секреты неживой природы. Вода»:

№ п/п

Этап

Описание

1

Формулировка исследовательской задачи

На реализацию первого этапа проекта отводится 2 дня.

В первый день педагоги создают проблемные ситуации, в ходе которых слепые и слабовидящие дети приходят к выводу о том, что им не хватает знаний о неживой природе. Ребята получают задание обсудить данные проблемные ситуации дома с родителями и попытаться сформулировать исследовательские вопросы.

Во второй день происходит коллективное обсуждение с детьми сформулированных дома с родителями исследовательских вопросов, совместный выбор единой исследовательской задачи.

2

Поиск ответов на вопросы

В течение 11 дней в послеобеденное время педагоги организуют игровые ситуации, в ходе которых дети в экспериментально-исследовательской деятельности самостоятельно получают ответы на свои вопросы и формулируют результаты опытов.

3

Презентация полученных результатов

На реализацию третьего этапа отводится 2 дня.

В первый день педагоги организуют обсуждение хода реализации проекта, происходит выбор каждым ребенком опыта с водой для презентации родителям. В этот же день ребята подготавливают и репетируют проведение выбранного опыта в домашних условиях под руководством родителей.

Во второй день дошкольники показывают опыты с водой присутствующим на презентации родителям, дают научное объяснение результатам опытов.

4

Закрепление и систематизация знаний

Последующая неделя посвящена организации педагогами игровых ситуаций, в ходе которых происходит перенос ранее известного детям опыта взаимодействия с водой в новые условия.

В этот же период происходит обсуждение нового исследовательского проекта по раскрытию секретов неживой природы (звук, воздух, запах, песок, глина, камень, магнетизм и пр.).

Перспективный план работы по проекту «Секреты неживой природы. Вода»: 

Период

Этап реализации проекта

Тема и задачи игровых ситуаций, содержание деятельности

1 неделя

Понедельник

1 этап. Формулировка исследовательской задачи

1) Создание ситуации, в ходе которой дети приходят к выводу о том, что им не хватает знаний о неживой природе.

2) Обсуждение проблемной ситуации с родителями в домашних условиях, попытка формулировки исследовательского вопроса.

Вторник

1) Обсуждение исследовательских вопросов.

2) Совместный выбор исследовательской задачи.

Среда

2 этап. Поиск ответов на вопросы

«Какая бывает вода?»

Задачи: уточнить представления детей о свойствах воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы); познакомить с принципом работы пипетки; развивать умение действовать по алгоритму.

Четверг

«Какие предметы могут плавать?»

Задачи: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть предмета зависит не от его размера, а от его тяжести.

Пятница

«Водяная мельница»

 Задачи: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

2 неделя

Понедельник

«Звенящая вода»

Задачи: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Вторник

«Что растворяется в воде?»

Задачи: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Среда

«Горячо – холодно»

Задачи: научить определять температуру воды безопасными способами.

Четверг

«Вода – растворитель. Очищение воды»

Задачи: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Пятница

«Почему не тонут корабли?»

Задачи: выявить зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.

3 неделя

Понедельник

«Делаем мыльные пузыри»

Задачи: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленочку.

Вторник

«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»

Задачи: уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Среда

«Путешествие капельки»

Задачи: познакомить с круговоротом воды в природе; объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека.

Четверг

3 этап. Презентация полученных результатов

1) Обсуждение, выбор каждым ребенком опыта с водой для презентации родителям.

2) Подготовка и репетиция проведения опытов в домашних условиях.

Пятница

Показ детьми опытов с водой присутствующим на презентации родителям, научное объяснение результатов опытов.

4 неделя

Понедельник

4 этап. Закрепление и систематизация знаний

1) Организация игровых ситуаций, в ходе которых происходит перенос ранее известного детям опыта взаимодействия с водой в новые условия.

2) Обсуждение нового исследовательского проекта по раскрытию секретов неживой природы (звук, воздух, запах, песок, глина, камень, магнетизм и пр.).

Вторник

Среда

Четверг

Пятница