ISSN 1997-9657
       
Хмелева А.С. Мама – солнышко мое

Хмелева Анна Сергеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников №113», г.Екатеринбург


     Актуальность: Из поколения в поколение для каждого человека мама – самый главный человек в жизни. Мама - это основа продления человеческого рода.  Мама - это самое дорогое в нашей жизни. Мама играет важную роль в жизни каждого человека. Образ матери - символ родного дома, тепла, уюта, бескорыстной любви. А формирование отношений между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка.

      Никто не приходит в этот мир, не соприкасаясь с мамой, поэтому феномен матери всегда был, есть и будет актуальным. Воспитывать у детей любовь и уважение к матери и членам семьи, прививать детям чувство привязанности к маме, семье и дому – наша задача.

      К сожалению, часто любовь к маме дети чаще связывают с материальными ценностями, а не духовными. По результатам бесед выяснилось, что дети не в достаточной степени имеют представление о роли мамы в их жизни, о ее занятиях дома и обязанностях на работе. У детей и родителей мало времени для общения.

      Праздник «День матери» служит, напоминаем необходимости уважительного отношения к матери не только в обществе, но и в семье. В связи с последними тенденциями в построении воспитательно-образовательного процесса в ДОУ возникло желание осуществить проектную деятельность в данном направлении. Поэтому мы решили создать творческий проект, который назвали "Мама- солнышко мое".

      Безусловно, День матери — это один из самых трогательных праздников, потому что все мы с детства и до своих последних дней несем в своей душе единственный и неповторимый образ — образ своей мамы, которая все поймет, простит, всегда пожалеет и будет любить несмотря ни на что.  И сколько бы хороших, добрых слов не было бы сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут.

     Цель проекта: Формирование у детей целостного образа матери-хранительницы домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человека.

     Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с историей возникновения праздника.
  2. Учить детей анализировать произведения о мамах, развивать грамотную речь, при составлении рассказа описательного характера о мамах.
  3. Развивать творческие способности детей через пение, чтение стихотворений, художественную деятельность: создание поделок, рисунков и т.д.
  4. Вызывать желание детей создавать подарки к празднику своими руками.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство гордости за маму.
  6. Воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое и внимательное отношение к маме.
  7. Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий.

     Предполагаемые итоги реализации проекта: в ходе проекта планируется дать возможность детям и мамам пообщаться друг с другом не в домашней обстановке, а в детском саду, проявить взаимные чувства друг к другу, заботу и уважение к маме; обогатить знания детей о роли мамы в их жизни; развивать творческие способности детей.

      Гипотеза проекта: воспитывать у ребенка любовь к маме, семье, родному дому надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что всё хорошее начинается с матери – хранительницы очага. Если детский сад будет содействовать сближению матерей и детей, то в семьях установятся близкие, тёплые, доверительные отношения.

     Практическая значимость проекта

1. Для детей: формирование доброжелательного отношения к женщине, к матери, формирование позиции помощника и защитника, развитие эмоциональной отзывчивости.

2. Для родителей: узнать больше о способностях своих детей, проявить взаимные чувства друг к другу.

3. Для воспитателей: реализация поставленных задач по теме проекта. Способствовать дальнейшему объединению воспитателей, специалистов и родителей в ходе детской проектной деятельности.

Этапы реализации проекта

Этапы

Мероприятия

Участники

Сроки проведения

1

Подготовительная работа.

Педагоги обсудили возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых. Посещали сайты соответствующей тематики.

Проблема: В современном обществе остро стоит вопрос связи поколений, поэтому в дошкольных учреждениях стало необходимо уделять внимание взаимопониманию родителей и детей. Старший дошкольный возраст в жизни ребенка является наиболее ответственным этапом в становлении личности дошкольника. Это возраст осознания детьми своих чувств, своего отношения к людям, и в первую очередь к матери. Отношения между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка. Но у современных детей преобладает, в основном, потребительское отношение к матери. Проект должен быть направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме. В ходе проекта планируется дать возможность детям и мамам пообщаться друг с другом и в домашней обстановке, и в детском саду, проявить взаимные чувства друг к другу.

Воспитатели

19-21 октября

2

Мотивы участия детей.

Воспитатели проводят беседу с детьми о праздниках в России и предлагает обратить внимание на праздник «День матери». Беседа с детьми о мамах и о том, что Указом Президента РФ в 1998г. был установлен праздник «День Матери в Российской Федерации», который отмечается в последнее воскресенье ноября. Для детей было интересным узнать о празднике «День матери», у них возник вопрос «Чем отличается этот праздник от 8 марта?». С детьми проводились ситуативные разговоры «Ласковые слова», «Какой подарок для мамы лучше». Воспитатели рассказывают детям о данном событии, проведено обсуждение, отношение к нему детей.  В ходе обсуждения дети делятся своими идеями по поводу предстоящего проекта.

Дети, воспитатели

22-25 октября

3

Идеи реализации проекта.

Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о том, как можно поздравить мам в этот праздник. Если дети испытывают трудности, воспитатель предлагает свою идею. Провести беседы с детьми о маме, ее роли в жизни детей, о предстоящем празднике. Подбор информации для реализации проекта идет и через ИКТ: песни, стихи, картинки. Совместное с детьми размышление о проведении праздника для мам.

По ходу высказываний детей воспитатель отмечает наиболее оригинальные идеи, чтобы в дальнейшем, напомнить о них.

Дети, воспитатели

26-28 октября

4

Зарисовка идеи.

Предложить детям нарисовать свои идеи проекта, как можно поздравить мам. Затем дети высказывают свои мысли по поводу того, как их идеи можно реализовать, воплотить в жизнь.

Дети

29-31 октября

5

Выбор идеи проекта.

Предложить детям рассказать о своих рисунках, какую идею они изобразили, ответить на вопросы воспитателя и сверстников о своем проекте. Обсуждение проходит в течение нескольких дней, поэтому ребенок может изменить свой проект или доработать какими-то деталями. Ребенок должен объяснить, почему он нарисовал именно эту идею. Воспитатель, с помощью голосования, предлагает выбрать проект, который детям больше всего понравился.

Дети рассуждают о том, как воплотить эту идею, что для этого необходимо. Путем голосования дети решили: организовать для мам фотоконкурс «Сердце мамы», нарисовать цветы – «Незабудки для мам», сделать поделку – подарок «Солнышко для мамы», провести праздничный концерт.

Дети, воспитатели

1-5 ноября

6

Информирование родителей.

Консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.

Консультация для родителей «История возникновения праздника День Матери»

Оформление папки – передвижки «С праздником наши мамы!»

Чтение произведений о мамах в домашнем чтении.

Участие родителей в фотовыставке «Сердце мамы».

Воспитатели, родители

6-9 ноября

7

Работа по реализации проекта.

-Подбор материала по теме «История возникновения праздника»

-Подбор и чтение детской художественной литературы о маме (Е. Благинина «Посидим в тишине», М. Родина «Мамины руки», Л. Квитко «Бабушкины руки», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», Б. Емельянов «Мамины руки», «Мама все понимает», «Мамино горе», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», Э. Мошковская «Я маму обидел»; разучивание стихов, песен, толкование пословиц, загадывание загадок по теме.

-Беседы с детьми: о маме как личности, её увлечениях, «Мои близкие», «Как беречь здоровье мамы», «Как мама меня бережёт», «Я поступаю хорошо».

-Решение проблемных ситуаций: «Мама заболела», «Чем порадовать маму»,

«Уставшая мама пришла с работы…»

-Составление описательных рассказов с детьми на тему «Моя мама лучше всех», «Подбери словечко», «Мамочка, какая?» (ласковая, добрая, милая, нежная и т. д.), «Скажи ласково».

-Прослушивание и заучивание музыкальных композиций, песен про маму («Мама, будь всегда со мною рядом» автор и композитор Анастасия Чешегорова; «Мама первое слово» муз. Б. Жерар, П. Темистокле, сл. Ю. Энтин)

Сотворчество детей и родителей в процессе создания фоторамки для фотовыставки. Рассматривание фотографий мам.

Изготовление подарка «Солнышко для мамы», рисование «Незабудки для мамы».

Дети, воспитатели, родители

10-23 ноября

8

Продумывание представления проекта.

Оформление фотовыставки «Сердце мамы»

Подготовка подарков для мам, рисунков.

Составление и разработка сценария праздника «Мамочка любимая»

Воспитатели

24-26 ноября

9

Презентация продукта проекта.

Фотовыставка «Сердце мамы»

Выставка детских работ «Незабудки для мамы»

Проведение праздника «Мамочка любимая!»

Вручение мамам подарков «Солнышко для мамы»

Дети, воспитатели, родители

27-30 ноября


Реализация проекта через разные виды деятельности

Направления работы

Виды деятельности

Физическое развитие

* Беседа о правилах поведения на кухне, в комнате

* Дидактические игры: «Как избежать неприятности дома», «Опасно – неопасно»

* Речь с движением «Мамины помощницы»

* Беседы с детьми «Как беречь здоровье мамы», «Как мама меня бережёт»

* Решение проблемных ситуаций: «Мама заболела»

* Игровая ситуация «Мы помогаем»

* Подвижные игры «Мамины бусы», «Угадай, кто я?»

Социально – коммуникативное развитие

* Сюжетно-ролевые игры «Дочки – матери», «Семья», «Мамины помощники», «Салон красоты», «Мама на работе» (мама-парикмахер, мама-продавец, мама-врач, мама-медсестра, и т. д.)

* Решение проблемных ситуаций: «Чем порадовать маму», «Уставшая мама пришла с работы…»

* Дидактические игры: «Дружная семья», «Что мама делает?», «Цветок для мамы», «Помоги мамочке», «Что такое хорошо, что такое плохо»

* Выполнение трудовых поручений в группе и дома, наблюдение за трудом взрослых

* Коммуникативные игры «Назови ласково», «Добрые слова»

Познавательное развитие

* Познавательные беседы «Расскажи про мамочку», «Мамины, бабушкины руки», «Как я помогаю дома»

* Социально-ориентированные игры «Магазин вежливых слов», «Вот какая мама!»

* Творческое рассказывание «Когда я буду мамой»

* Беседа на тему «Мамы разные нужны, мамы разные важны»

* Беседы о профессиях мам

*Словесные игры «Как зовут твою маму», «Профессия мамы».          

Художественно -эстетическое развитие

* Рисование «Цветочки для любимой мамочки», «Как я маме помогаю»

* Чтение детской художественной литературы о маме (Е. Благинина «Посидим в тишине», М. Родина «Мамины руки», Л. Квитко «Бабушкины руки», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», Б. Емельянов «Мамины руки», «Мама все понимает», «Мамино горе», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», Э. Мошковская «Я маму обидел»

* Разучивание стихов, толкование пословиц, загадывание загадок по теме.

* Прослушивание и заучивание музыкальных композиций, песен про маму («Мама, будь всегда со мною рядом» автор и композитор Анастасия Чешегорова; «Мама первое слово» муз. Б. Жерар, П. Темистокле, сл. Ю. Энтин)

Речевое развитие

* Составление описательных рассказов с детьми на тему «Моя мама лучше всех», «Мамочка, какая?» (ласковая, добрая, милая, нежная и т. д.), «Скажи ласково»

* Составление рассказов по сюжетным картинкам «Моя мамочка самая лучшая», дидактические игры «Животные и их детёныши», «Угадай настроение»

* Обсуждение стихотворения Э. Мошковской «Я маму обидел»


Итоги проекта:

     Результатом проекта является уникальное видение мира ребенком, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность, оригинальность, яркость в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Также ребенок получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.

     Праздник «День Матери» подвёл итог работы над проектом, где и дети, и родители прониклись атмосферой доброжелательности, радости, тепла, эмоционального комфорта и благополучия.

    Итогами проекта также стало обогащение знаний детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в музыке, художественной литературе; осознание детьми доброго, заботливого отношения к маме; развитие творческих способностей детей в продуктивной и в музыкально-художественной деятельности. Главный результат – дети встали на путь понимания огромного значения матери в жизни каждого человека. И это очень важно.