ISSN 1997-9657
       
Истранова И.В., Лавринова М.С. Приходи к нам, солнышко, в гости

Истранова Ирина Владимировна, Лав­ри­нова Мария Сергеевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №54 Колпинского района», г.Санкт-Петербург


Цель: Побуждение к активной совместной деятельности родителей и детей в приобщении к художественной литературе, развитии речи.

Задачи:

  • Пробудить интерес к проектной деятельности, заинтересовать в совместной деятельности в ходе реализации проекта.
  • Формировать начальные предпосылки поисковой деятельности.
  • Развивать мышление, воображение, речь, умение  выражать эмоции.
  • Расширять и обогащать представления об окружающем мире, как наглядно, так и через художественную литературу.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Воспитывать умение работать в коллективе, получать удовольствие от общения и совместной деятельности.

Краткое содержание проекта:

  • Детская мотивация, вызванная возникшей проблемой.
  • Развитие интереса у детей к теме, выяснение детских представлений.
  • Разработка плана проекта, привлечение родителей.
  • Сбор, накопление материалов, создание условий для проекта.
  • Домашние задание для самостоятельного выполнения.
  • Итоговое мероприятие – досуг для детей с привлечением родителей; выпуск сборника о Солнышке.

Место проведение проекта: группа, игровая площадка, спортивная площадка.

Срок реализации: среднесрочный

Состав участников: дети, родители, воспитатели.

Возраст участников: 4 – 5 лет.

Форма проведения: совместная деятельность взрослых и детей.

Ожидаемый результат:

В процессе бесед, совместной деятельности расширить знания и представления детей о народном календаре, об обычаях русского народа , персонажах русских сказок, о речевом творчестве: заклички, пословицы и др.

  • Выставка совместного с родителями детского творчества «Наше Солнышко»
  • Создание книги – сборника «сказки о Солнце»
  • Выпуск газеты для родителей «Свет наш - Солнце»
  • Заинтересованность детей и родителей в совместной работе и проектах в дальнейшем.

Интеграция образовательных областей:

Познание (формирование целостной картины мира); Продуктивная (конструктивная и исследовательская деятельность). Коммуникация;  Чтение художественной литературы; Художественное творчество; Музыка;  Социализация; Физическая культура; Безопасность.

Формы работы 

  1. Решение ситуационных задач:

Что мы знаем о солнце?

Какие сказки и стихи мы знаем о солнце?

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как мы это узнаем?

Солнце – красивое, круглое, яркое, есть лучики, светит днем, греет.

Есть стихи, песни, сказки про солнце.

В каких сказках, песнях, стихах живет солнце?

Есть ли мультфильмы про солнце?

Есть ли у солнца глаза?

Дружит ли Солнце с Месяцем?

Где живет?

Спросим у взрослых

Рассмотрим картины и иллюстрации

Посмотрим мультфильмы

Почитаем

Посмотрим в компьютере

 

2.  Беседы с детьми:

«Что такое солнце?» ( о прочитанном произведении, о просмотренном мультфильме с выводами детей).

«Что мы знаем о солнце?» « Каким бывает солнце?»

3. Чтение художественной литературы:

К.И.Чуковский «Краденое солнце»,

Ушинский «Ветер и Солнце»,

 К.Калчев «Сказка про солнце»,

Н.Хурс «Обиженное солнце»,

 Е.Соловьева «Сказка о Солнце и Луне»,

 Е.Рогозина «Солнце и Дождь»,

 Е.Фролова « Сказка про Солнышко и Облачко»,

Н.Сладков «Медведь и Солнце».

4. Моделирование ситуации.

«Встреча с солнышком»,

 «Солнышко пропало»,

 «Мы собираемся в гости»,

 «Мы встречаем гостей».

5. Настольно – печатные и дидактические игры.

«Времена года»,

 «Одень детей по сезону»,

«Найди лишнее»,

 «Что сначала, что потом»

 ИЗО:

 «Дорисуй солнышко»,

 «Разложи лучики по цвету»,

 « Укрась солнышко»,

раскраски.

 Математика:

«Сравни лучики по длине и ширине»,

 «Лабиринты»,

«Выложи солнышко по образцу».

«Собери из частей».

6.  Художественно – творческая деятельность.

Изображение солнышка разными способами и из разных материалов (гуашь, цветные карандаши, фломастеры, пластилин, акварель, восковые мелки)

Зарисовки в книгу о солнышке

Изготовление масок и атрибутов к досугу «Встреча с Солнцем»

7. Привлечение родителей

    • совместная деятельность детей и родителей.
    • сочинение «Сказки про солнышко».
    • досуг с участием родителей «Встреча с Солнцем».

8. Выпуск газеты для родителей.

«Солнце, хорошо – плохо»

9.  Выпуск книги – сборника про Солнце.

10.  Совместный досуг

Как мы работали над проектом.

Проблема.

Мы с детьми прочитали книгу Чуковского «Краденое солнце». В беседе возник вопрос, а какие еще сказки или стихи о солнышке мы знаем. Возникло замешательство, тишина – затем кто - то вспомнил строчки из песни «от улыбки в небе солнышко зажжется…», кто то вспомнил загадку и больше не чего. Я задала вопрос «ребят, мы мало знаем произведений о солнышке, а как вы думаете их много?».  Дети предположили что много, но они их не знают. Тогда возникла идея узнать как много больше произведении о Солнце, как о литературном герое.

Первый этап (подготовительный).

Начали мы с того, что ответили на три вопроса:

Что мы знаем: Солнце красивое, круглое, яркое, есть лучики, светит днем, греет. Есть стихи, песни, сказки про солнце.

Что мы хотим узнать: В каких песнях, стихах, сказках живет Солнце? Есть ли мультфильмы про солнце? Дружит ли Солнце с Месяцем?  Где живет?

Как мы это узнаем: Спросим у взрослых, рассмотрим иллюстрации и картины, посмотрим мультфильмы, почитаем, посмотрим в компьютере.

Мы определились с направлением работы, составили план, подключили родителей, рассказав им о теме проекта, предложив поучаствовать.

Подготовили наглядный материал (изображения солнышка), собрали выставку книг, родители принесли мультфильмы про Солнце,  начали изготовление масок солнышка.

Второй этап  (исследовательский)

 Мы прочитали несколько книг про солнце, посмотрели энциклопедию, поговорили о том, что дети узнали от родителей.

Беседа после просмотренного мультфильма «Бегемот и солнце» ( с модулированием )

Мы посмотрели с детьми мультфильм «Бегемот и солнце».  В котором главный герой поймал сачком солнце и раздал его другим зверятам. После чего стало очень темно, тогда они собрали солнышко обратно и отпустили его в небо.

Вопрос: « Что произошло в мультфильме и могло ли,  это случиться, в самом деле?».  Дети описали ситуацию и твердо решили, что такого случиться не могло.

Тогда я попросила объяснить, почему они так считают?  Дети объяснили, что солнце находится очень высоко и поймать его сачком невозможно, оно очень горячее и взять его в руки просто нельзя, по кусочкам солнце не ломается, а если бы такое случилось, то стало бы темно. Я предложила представить, что случилось,  если бы стало темно – дети с удовольствием представили себя спасателями и обыграли ситуации.

Мы пришли к выводу, что в этом мультфильме солнце  не живое (не разговаривает, не видит), и оно на самом деле такое, если смотреть научно. Но хотелось бы представить солнце живым и общительным, поэтому мы решили продолжить и посмотреть мультфильмы, где солнце живое, а также прочитать сказки придумать с помощью родителей свою.

Беседа после просмотра мультфильма «Солнечный каравай» (с модулированием)

Нам родители принесли мультфильм «Солнечный каравай». В котором солнце помогло бабушке испечь каравай, оказалось, что солнце очень доброе, всех жалеет и любит помогать людям и животным. Тут же вспомнили прочитанные сказки «Сказка про солнце»  К. Качева,  «Обиженное солнце» Н.Хурс и «Сказка о Солнце и Луне» Е.Соловьевой. 

Дети пришли к выводу, что солнце можно представить как живой объект, с которым можно общаться,. что хотят, чтобы солнце дружило  с ними,  и решили пофантазировать,  как бы они встретились с солнышком.

Вывод: Поиграв, посмотрев другие мультфильмы, прочитав разные произведения, в том числе и сочиненное самими детьми и родителями, мы выяснили,   что Солнце разное.  Оно  доброе, может обижаться,  радоваться,  дружить с Луной, Ветром,  Дождем, Облаками, Месяцем,   у него есть помощники  лучики и зайчики. Солнце помогает людям, может быть полезным и в то же время опасным.

Мы совместно сделали газету для родителей «Свет наш - Солнце».

Решение: Пригласить Солнышко к себе в гости.

Беседа  «Как встречать гостей» (с модулированием)

- Ребята, мы с вами будем встречать гостей, а как надо их встречать? - Дети стали рассказывать из своего личного опыта, как они встречают гостей: одеваются нарядно, заранее договариваются, говорят, как и на чем добраться, готовят подарки или небольшие сувениры, чтобы порадовать гостей, готовят праздничный стол, наводят порядок в квартире.

Вывод: Если мы встречаем гостей, нам нужно прибраться в группе, подготовить подарки, готовим угощение.

Третий этап (практический)

Результатам наших игр и бесед стало решение позвать Солнышко к себе в гости. Возник вопрос как это сделать? Мы с ребятами приготовили заклички и каждый день озвучивали их на прогулке так же написали письмо с приглашением.  И стали готовиться к встрече.

Навели порядок в группе, приготовили изображение солнышка разными способами и украсили ими группу, оформили подарки Солнышку – вместе с родителями собрали сборник сказок и рассказов о Солнце. Выучили песни «От улыбки», «Если солнце улыбается», « Песня львенка и черепахи», приготовили угощения.

Четвертый этап (заключительный)

Услышав наши заклички и получив приглашение, Солнышко пришло к нам гости.

В подготовке и проведения праздника участвовали и родители. Праздник прошел весело, задорно, дети рассказали Солнышку, что они знают про него,  какие произведения прочитали и просмотрели мультфильмы, спели для него песни, вручили подарки и провели экскурсию по группе и пригласили к праздничному столу. Солнышко поблагодарило и предложило нам продолжить наши исследования,  пообещала нам хорошую погоду.

Было принято решение продолжить в дальнейшем наши исследования, узнав больше и о других объектах: луне, ветре, дожде и др, изучая как научные факты, так и литературные произведения.