ISSN 1997-9657
       
Красикова С.С., Филимонова О.А. Мир вокруг нас

Красикова Светлана Семеновна, Фили­монова Ольга Александровна

Муни­ципаль­ное автономное дошкольное образовательное учреждение «Верхнекетский детский сад», р.п.Белый Яр, Томская область


Проблема: сегодняшний человек в большей мере исполнитель, потому что творческие способности,  по данным психологов,  развиты лишь у 2-3% современников, поэтому стоит проблема о необходимости изменения педагогического подхода к творческому развитию детей;

слабые знания детей об окружающем мире природы родного края;

решение вопросов связанных с позитивной социализацией детей в ходе проектной деятельности.

Цель проекта:  развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе  проектной деятельности, поддержка инициативы и творчества;

продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач;

совершенствовать стиль партнерских отношений, где педагог  не учитель, а партнер,он наравне с ребенком

Задачи:

1. Создать соответствующую развивающую среду:  разнообразную, интересную, богатую стимулами, где преобладают новые  явления, ситуации, в которых у ребенка смогут  проявиться  познавательные и творческие способности.

2. Знакомить  детей с разнообразием  окружающей их  действительности, учить устанавливать связи и взаимосвязи между ней и окружающей средой. Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных исследовательских опытов.

3. Развить  умения  применять полученные теоретические знания  в практической деятельности  на приусадебном участке, в творческих лабораториях,  воспроизводить  связи и взаимосвязи  с помощью метода моделирования.

4. Расширить внешние связи дошкольного образовательного учреждения для взаимодействия  в работе по  познавательному  направлению.

Описание проекта

Наше время ставит новые задачи перед педагогами дошкольных организаций- воспитание интеллектуального человека,  способного принимать нестандартные решения, умеющего творчески мыслить. Ускорение научно ---технического прогресса будет зависеть от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства,  от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа. При организации совместной деятельности педагоги нашего детского сада широко используют проектную технологию.  Так  весь летний период каждая возрастная группа детского сада реализовывали  проекты по самым разным темам под общим названием  «Лето в Верхнекетском детском саду», затем представляли его на педсовете, родительских собраниях.

Особенностью дошкольного периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых  специальных   знаний и навыков усвоения различных видов деятельности, здесь создаются предпосылки  для реализации многих   достижений  ребенка в будущем.   Основное значение, имеют поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или совсем не возможно. Творческий и познавательный  потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления.Наиболее общей характеристикой  этого является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия), составляющая основу познавательной мотивации.Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Отсюда и вытекает  следующая  актуальность  выдвигаемой  проблемы, которая  заключается  в необходимости  как можно раньше включать ребенка в процесс самостоятельного или совместного со взрослым присвоения и поиска общественно выработанных способов овладения  умениями и навыками получения новых знании и практических умений.  

Новизна  заключается  в  разработке  последовательности усвоения  новых знаний, использования практических методов, самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого, в их расширении и углублении  в процессе  выработки  практических  умений и навыков. «Важно побуждать детей к самостоятельной умственной активности. От взрослых требуется умение вводить ребенка в мир непонятного».

Ожидаемые результаты:

-Развитие  исследовательской деятельности дошкольников в ходе  совместной практической деятельности с воспитателем;

- развитие логического мышления через осознание причинно - следственных механизмов экосистемы;

-вовлечение родителей в педагогический  процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;

-оформление картотеки  экспериментов и опытов;

-проведение выставок.

Этапы работы над проектом

I. Этап. Подготовительный

II.  Этап.  Основной

III. Этап. Заключительный

Срок реализации – 2 недели

Состоит - из 3 блоков

Срок реализации –  2 недели

Составление перспективного плана работы по возрастным  группам  для каждого блока.

Создание ситуаций, в  ходе которых дети самостоятельно приходят к формулировке исследовательских и творческих задач.

Разработка конспектов.Организация соответствующей предметно - развивающей экологической среды  как основы воспитания у детей познавательных интересов, творческих способностей и нравственных качеств

Планирование работы с семьями.

1 блок 2-я группа раннего возраста –

«Песочные дорожки-мокрые ладошки» Август.

2 блок младшая группа «Солнышко лучистое засияло весело» Июль – Август.

«Разноцветное лето»

Июнь-Июль

3 блок средняя группа – «Краски лета или творческая лаборатория» Август.

3 блок старшая-подготовительная к школе группа –

«Мой родной поселок» Июль;

Подведение итогов реализации проекта.

Обобщение результатов работы.

Трансляция работы по проекту на педагогическом совете №1.

Проведение анкетирования родителей, детей.

Презентация  «Детская сказка в таежном краю»

Проведение совместного итогового мероприятия.

 

Направления блоков:

Совместная деятельность с детьми это:

 

Самостоятельная деятельность детей  это:

Взаимодействие с родителями

  • Исследовательская деятельность - проблемные ситуации, экскурсии, целевые прогулки, посещение музея;
  •  Коммуникативная деятельность;
  •  Изобразительная деятельность;
  •  Игровая деятельность –  сюжетно-ролевые, подвижные, творческие игры;
  •  Продуктивная деятельность; 
  •  Беседы,
  •  Презентации и слайдовые показы,
  •  Физкультурные праздники и соревнования,
  •  Создание мини –лабораторий в группе.

 

Разнообразная, гибко меняющаяся предметно-развивающая     среды. Особенности:

1. Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей  образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2. Организованная воспитателем деятельность воспитанников на экологическом участке, в мини лабораториях направленная  на решение задач, связанных с интересами  других людей, животных, растений, неживой природы( благополучие других людей, животных растений, помощь  и др.).

Консультации,

 Анкетирование,

Информационные стенды,

Памятки 

Продуктивная деятельность и др.

 

«Детская сказка в таежном краю»

Согласно  федеральному  государственному образовательному стандарту содержание и организация  образовательной деятельности  должна обеспечивать «построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное  всестороннее развитие ребенка – физическое, социально –коммуникативное, познавательное, речевое, художественно –эстетическое – во взаимосвязи».

Социальная  значимость:  создание и наполнение предметно-развивающего пространства  территории МАДОУ «Верхнекетский детский сад»  микросредами и обогащение их социально значимым содержанием.

Актуальность: интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей при организации микросред в предметно-развивающем пространстве  территории ДОУ.

Новизна: создание модели предметно-развивающей среды территории детского сада; учет особенностей современных детей «дети нового времени»

Цель:  
организация  разнообразной  деятельности детей способствующей эмоционально – ценностному, социально – личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранение его индивидуальности, обеспечивающей сбалансированность физической и  продуктивной деятельности (исследовательской, творческой деятельности, проектной деятельности).

Задачи:

  • стимулирование  возникновения разных  ситуаций взаимодействия детей и педагогов;
  • предоставление  детям возможности для  принятия самостоятельных решений в процессе  практической  деятельности, умение делать ответственный выбор;
  • способствовать эмоционально – ценностному, социально –личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка;
  • создание дополнительного пространства в самореализации мальчиков ( девочек).