ISSN 1997-9657
       
Кукина В.Г. Спешите делать добро

Кукина Виктория Геннадьевна

Муни­ципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №2 «Рябинка» комбинированного вида», г.Волхов, Ленинградская область


«Доброта- это солнце, которое согревает душу человека.
Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека».

 (М.Пришвин)

I этап. Целеполагание.

Проблема: На сегодняшний день проблема жестокости и равнодушия в детской среде становится все более очевидной. Она проявляется в отсутствии терпимости, сопереживания к окружающим, чрезмерной агрессии. Первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, усвоение моральных норм общества ребенок приобретает именно в дошкольные годы. Поэтому наша задача, как взрослых, научить детей быть добрыми, заложить основы нравственного поведения.

Цель проекта: формирование у детей положительных качеств характера, развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками, мотивирование детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:

  • уточнять представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей; формировать умение оценивать поступки окружающих; закреплять знания правил вежливого общения;
  • совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей);
  • поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;
  • воспитывать отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу;
  • содействовать формированию у родителей убежденности и потребности строить взаимоотношения с детьми на основе принципов нравственности;
  • привлекать родителей к совместной творческой деятельности – создание стенгазет, коллажей, книжек-малышек;
  • дополнить теоретическую информацию по проблеме толерантности у педагогов;
  • предложить педагогам практические материалы, способствующие воспитанию нравственных качеств у дошкольников;
  • смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения.

Форма проведения проекта – неделя добра, дружбы и согласия.

Методы и приемы:

  • занятия;
  • беседы, психотренинги;
  • чтение художественной литературы;
  • развивающие, словесные, настольно-печатные игры и другие;
  • рисование, раскрашивание;
  • проигрыванием этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?» и др.)
  • презентации;
  • театрализованные постановки с участием детей.

Ожидаемые результаты:

    дети -  у детей сформируются представления о добре и зле, знания о способах выражения доброты друг к другу, родным и окружающим людям; дети узнают и смогут называть пословицы, поговорки о доброте, дружбе, смогут использовать «мирилки» в конфликтной ситуации;

    педагоги – повысится  уровень профессиональной компетентности и мастерства среди педагогов по формированию основ нравственной культуры у дошкольников;

    родители - усилится взаимосвязь в вопросах воспитания нравственных качеств между семьей и детским садом; родители приобретут знания в области межличностного общения с ребенком и что важнее всего, претворят их в жизнь.

II этап. Разработка проекта.

Самообразование педагога-психолога:

    Подбор методической литературы / интернет- ресурсы.

- Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2006.

- Коломийченко Л.В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. ТЦ.: Сфера, 2015.

- Семенака С.И. Уроки добра. М.: АРКТИ, 2002.

- Семенака С.И. Учим детей сочувствовать и сопереживать. М.: АРКТИ, 2014.

-Андреенко Т.А., Алекинова О.В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. Спб.: Детство-пресс, 2014.

-Шипицина Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. М.: Детство- пресс, 1998.

- Меттус Е. Турта О. Портфолио дошкольника. Я учусь общаться. В.: Учитель, 2015.

- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.

-Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Спб.: Детство-пресс,2012

    Подбор наглядных и дидактических материалов, художественной литературы, музыки, пропагандирующих нравственные ценности.

- Фесюкова Л.Б.Уроки доброты. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений. ТЦ Сфера, 2013.

-Фесюкова Л.Б.В мире мудрых пословиц. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений. ТЦ Сфера, 2013.

-Фесюкова Л.Б.Чувства и эмоции. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений. ТЦ Сфера, 2013. 

    Работа с семьей и с педагогами детского сада.

- Довести до участников важность данной темы.

- Обсудить план проекта с педагогическим коллективом.

- Информировать родителей о плане мероприятий тематической недели добра, дружбы и согласия.

- Создание информационной базы для родителей (папка-передвижка «Уроки добра»; буклет «Как воспитывать у детей толерантность» и др.)

- Провести консультацию для педагогов «Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников».

    Использование ИКТ в работе над проектом.

-Создание презентации для детей «Всемирный день приветствий».

-Освоение программы для видеоролика «Спешите делать добро».

III этап. Реализация проекта.

План мероприятий тематической недели добра, дружбы и согласия

Дата проведения

Название мероприятия

Понедельник

16.11.

  • Психологическая игра «Цветок настроения»
  • Театрализованное представление «Хвастливое яблоко» (для детей младших групп)
  • Оформление уголка для родителей «Уроки добра»
  • Семейный клуб «Общаться с ребенком. Как?»
 
 
 

Вторник

17.11

  • Психологическая акция «Дерево дружбы»
  • Акция «Оч. умелые ручки»
 

Среда

18.11

  • Выставка семейных творческих работ на темы: «Мои добрые поступки»,
  • Викторина «Спешите делать добро»
  • Театрализованное представление «Осенний теремок» (для детей младших групп)
 
 

Четверг

19.11

  • Акция «Поможем малышам»
  • Деловая игра для педагогов «Страна толерантности»
  • Буклет для родителей «Как воспитывать толерантность»
 
 

Пятница

20.11

  • «Путешествие на остров дружбы»
  • День приветствий
  • Акция «Солнышко признаний»
 
 

В течение недели:

  • Беседы с детьми на темы: «Что такое доброта, дружба?», «Доброе сердце, добрые дела. О добрых поступках и делах», «Как заботиться о близких», «С кем любят дружить», «Давайте никогда ни ссориться», «Какое доброе дело я сделал сегодня?»
  • Ситуативная игра-история с элементами театрализации: «Котик и ежик на качелях» и др.
  • Знакомство с пословицами и поговорками о добре и дружбе.
  • Чтение художественной литературы про добро и дружбу: В. Осеева «Волшебное слово», А. Барто «Вовка – добрая душа», В. Катаев «Цветик-семицветик».
  • Дидактические игры: «Добрые приветствия», «Мост дружбы», «Вежливые слова», «Мешок добрых дел».
  • Разучивание мирилок.

В течение недели воспитатели вместе с детьми беседовали о добре, милосердии, дружбе, справедливости. На конкретных примерах — поступках окружающих людей, героях художественной литературы педагоги формировали представление о честности, доброте, воспитывали отрицательное отношение к таким качествам личности как жестокость, трусость, лживость. В играх учили детей считаться с мнением и интересами других людей, защищать слабых, помогать товарищам, справедливо разрешать возникающие споры и конфликты.

В рамках проекта были проведены следующие мероприятия:

    Выставка семейных творческих работ на тему: «Что такое добро, счастье?», «Мои добрые поступки», «Как хорошо иметь друзей» и др. Были сделаны не только стенгазеты, но и книжки-малышки.

  

    Театрализованные представления - воспитанники подготовительной группы «Оленёнок» подготовили для детей средних групп сказку «Хвастливое яблоко». Очень интересную сказку «Осенний теремок» показали дети подготовительной группы «Золотая рыбка». Зрители и артисты получили получили эмоциональный заряд и хорошее настроение на весь день.

  

    Акция «Поможем малышам» - позволила старшим дошкольникам проявить заботу о малышах. Они ходили к ним в гости, помогали одеваться на прогулку.

 

    Акция «Оч.умелые ручки» - совместно с воспитателями ребята подготовительных групп мастерили игрушки и дарили их детям младших групп. А воспитанники группы «Золотая рыбка» испекли печенье для малышей и их угощали.

 

    Акция «Дерево дружбы» - родители и дети дома выбирали и заучивали пословицу или поговорку о добре и дружбе и приносили в детский сад. В музыкальном зале мы оформили эти пословицы на дереве дружбы.

 

    Всемирный день приветствий – дети посмотрели увлекательную презентацию «Всемирный день приветствий». Приветствие - первое правило этикета. У разных народов на протяжении тысячелетий оно принимало разнообразные формы. Дети узнали об истории возникновения праздника, приняли участие в играх: «Давайте поздороваемся», «Словарь вежливых слов», показывали, как приветствуют друг друга жители Японии, Индии и других стран.

 

    Психологическая игра «Цветок настроения» - утром при входе в детский сад родители и дети выражали свое настроение при помощи кружочков. А вечером могли прочесть характеристику каждого цвета.

 

    Акция «Солнышко признаний» - для родителей и детей в группе засветило солнышко. На лучиках родители написали добрые и позитивные пожелания для воспитателей, младших воспитателей, специалистов или друзей по желанию детей и взрослых.

    Викторина «Спешите делать добро» - воспитанники подготовительных групп с радостью и с хорошим настроением участвовали во всех предложенных конкурсах. Все присутствующие получили огромное количество положительных эмоций, впечатлений. Итогом данной викторины стал общий танец «Доброта».

 

    Итоговое занятие «Путешествие на остров Дружбы» - дети оказались на острове дружбы. Его жители – звери и птицы- принимают гостей по-разному, в соответствии с особенностями своего характера, поведения. Путешествуя по сказочному острову и знакомясь с его жителями дети учатся общаться с разными людьми, учатся вежливости и доброжелательности. И в заключении дети конструируют из живого песка свой «Остров дружбы» заселяют туда разных животных.

 

IVэтап. Рефлексия

Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод, что тема проекта выбранная с учетом программы и возрастными особенностями детей, положительно повлияла на формирование нравственных качеств у детей. Считаю, что данная неделя являлась сильным   воспитательным мероприятием для всех субъектов образовательного процесса. Мы стремились создать единый творческий союз детей, родителей, педагогов на основе свободы выбора и поиска сотрудничества, педагогической компетентности, доверия друг к другу, искренности и доброты.

Продукт проекта: презентация «Спешите делать добро».