ISSN 1997-9657
       
Логинова И.М. От глиняной таблички к печатной страничке

Логинова Ирина Михайловна

Муни­ци­пальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №2 «Рябинка» комбинированного вида», г. Волхов, Ленинградская область


Вид: исследовательско-творческий
Длительность: 2 месяца
Участники проекта: дети подготовительной группы компенсирующей направленности, педагоги и родители

План проекта

1 этап. Целеполагание.
2 этап. Разработка проекта.
3 этап. Работа над проектом.
4 этап. Презентативный.

1 этап. Целеполагание.

Проблема:
Дети не знают, когда и где появились первые книги, какими они были; люди, каких профессий трудятся над созданием книги.

Цель:
Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей, познавательных интересов, коммуникативности в процессе исследования истории возникновения книги; развитие детского творчества.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей создания книги, проследить развитие книги в прошлом, настоящем и будущем; показать её значимость в современном мире.
  • Развивать навыки исследовательской деятельности в процессе практического определения свойств и качеств материалов, используемых для изготовления книг (камень, глина, воск, шёлк, береста).
  • Обогащать словарный запас детей: «свиток», «береста», «папирус», «пергамент», «печатный станок», «переплёт», «типография»
  • Развивать связную, доказательную речь.
  • Закреплять произношение звуков, поставленных логопедом на отработанном лексическом материале.
  • Развивать у детей интерес к совместной творческой и исследовательской деятельности, развивать творческое мышление. Развивать умение совместно с родителями находить оригинальное решение при создании страничек книги, сделанной своими руками.
  • Формировать бережное отношение к книгам, уважительное отношение к трудовой деятельности людей, которые их создают.

2 этап. Разработка проекта.

Самообразование воспитателя:

  • чтение энциклопедии: Д.Эллиот и Колин Кинг «Детская энциклопедия», ООО «Издательство «Росмэн»,2004.
  • изучение книги: С. Прудовская «История книги своими руками».
  • в интернете найти ответы на вопросы:-на чём писали в древности?
    -чем раньше писали?
    -как создавались первые книги?
    -какой была первая печатная книга, кто её создал?
    -как делают книги сегодня?
  • толковый словарь В.И.Даля.

Подбор наглядных и дидактических материалов, ИКТ:

  • картинки и иллюстрации с изображением предметов и материалов для письма, старинных книг, печатных станков разной временной эпохи;
  • игровой дидактический материал: математический планшет «Учимся грамоте»;
  • мультимедийная презентация «От глиняной таблички к печатной страничке»;
  • просмотр мультфильма «Гутенберг и книгопечатание»;
  • подбор музыки к презентации: Г.Гладков, Ю.Энтин «Ковёр-самолёт» (из фильма-сказки «После дождичка в четверг»);
  • электронная книга;
  • для организации исследовательской деятельности: материалы - глина, береста, воск, камень, шёлк, бумага; стеки, деревянные палочки - писало , тушь, кисточки для письма по шёлку, кусочки древесного угля для рисования на камне;
  • сделать жетоны для участия в исследовательской деятельности;
  • сделать презентацию «От глиняной таблички к печатной страничке»;
  • придумать ребусы «Допечатай пословицу», «Расшифруй слово».

Подбор литературы:
Методической:

  • Н. Рыжова, Л.Логинова, А.Данюкова. «Мини-музей в детском саду», М.:Линка-Пресс,2008.
  • О. Д. Смирнова «Метод проектирования в детском саду», М.: Издательство «Скрипторий2003», 2011.
  • О.В. Дыбина «Из чего сделаны предметы», М: Творческий центр, 2007.
  • О.В. Дыбина «Рукотворный мир», М.: Творческий центр, 2011.

Познавательной для детей:

  • Энциклопедии: «Большая книга знаний для самых маленьких/ Науч.-поп.издание для детей, М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2006.
  • «Моя самая первая энциклопедия»/Науч.-поп. Издание для детей, М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС».2010., журналы из серии «Колобок», «Классный»; детский иллюстрированный атлас мира.

Работа с семьей:

  • познакомить родителей с темой познавательного проекта «От глиняной таблички к печатной страничке»;
  • привлечь родителей к сбору материала об истории создания книги;
  • принять участие родителям в организации и проведении экскурсий в типографию, книжный магазин, библиотеку;
  • изготовить восковые, глиняные дощечки, палочки для письма; организовать сбор бересты для исследовательской деятельности;
  • организовать и оформить выставки в книжном уголке: «Мои любимые книги», « Старые книги желают познакомиться».
  • провести анкетирование среди родителей: «Книжка в вашем доме»;
  • оформить консультации в уголке для родителей: «Воспитывайте будущего читателя», «Что и как читать ребёнку дома?»
  • создать в группе книжную полочку «Читаем сами» на основе изучения интересов детей;
  • организовать мастерскую «Книжкина больница» по ремонту книг.

3 этап. Работа над проектом.

Образовательная область «Познавательное развитие»

- беседа после просмотра мультимедийной презентации
- экскурсии в библиотеку, типографию, книжный магазин
- исследовательская игра «Почемучка»
- дидактические игры «Грамота на математическом планшете»
- опыты с бумагой, глиной, воском
- дидактические игры «Шифровальщик», «Печатники»

Образовательная область «Речевое развитие»
- беседа по теме: «Какие бывают книги»
- речевые игры «Что будет, если…», «Да - нет», «Родственные слова», «Назови признак» и др.
«Подбери слово», «Доскажи словечко»
- игра-фантазия «Чудо-книга»
- заучивание пословиц и поговорок о книге
- отгадывание загадок
- составление творческих рассказов к рукописной книге: «Если мы подумаем, то рассказ придумаем»
- игра-интервью «Откуда пришла к нам книжка?»
- литературный досуг « По сказкам К.И.Чуковского»
- чтение рассказа А.Баркова и Р.Сурьянинова «Откуда пришла книга», стихотворения С.Я.Маршака «Как печатали книгу».
- чтение и рассматривание книг и иллюстраций в книжном уголке в рамках организации выставок

Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»

- беседы с детьми о профессиях печатника, переплётчика, продавца
- работа в мастерской «Книжкина больница» по ремонту книг
- сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин»
- разговор с детьми о правилах поведения в общественных местах

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

- изготовление книги «Чудо-азбука» с использованием различной техники в рисовании, аппликации, лепке.
- зарисовки на свитках «Расскажи сказку»
- ручной труд по изготовлению рукописной книги «Все профессии нужны, все профессии важны».

В типографии:

В детской библиотеке:

Экскурсия в школьную библиотеку:

Выставки в книжном уголке:

Любимые стихи и сказки К.И.Чуковского:

Развлечение «По сказкам К.И.Чуковского»:

4 этап. Презентативный.

Проведение непосредственно образовательной деятельности:
«От глиняной таблички к печатной страничке».

Путешествие в прошлое книги на ковре-самолёте:

Первая остановка «Стоп-слайд»:

Игра «шифровальщик». Дети отгадывают слово, используя шифр (слово «книга»):

Остановка «Маленькие исследователи» *опыт с берестой. Дети делают вывод: береста ломается, она хрупкая; свитки из бересты занимали много места в книгохранилище:

*опыт с глиной. Дети делают вывод: глина легче, чем камень. Писать на сырой глине легче; при засыхании она твердеет и становится хрупкой, легко ломается, трескается. Глиняные книги тяжёлые, на глиняных дощечках неудобно писать:

*опыт с шёлком. Дети делают вывод: на шёлке писать трудно: ткань растягивается, буквы расплываются:

*опыт с камнем. Дети делают вывод: камень жёсткий, твёрдый, на нём неудобно писать; тяжёлый – неудобно хранить; уголь на камне смывается водой:

*опыт с воском. Дети делают вывод: записи на восковых дощечках можно стереть, загладить. Они недолговечны. При высокой температуре нагревания воск плавится:

Возвращаемся на ковре –самолёте в настоящее книги:

Игра «печатники». Дети дописывают буквы и читают пословицу: «Кто много читает, тот много знает»:

Мастерская «Ребятишкина книжка». Совместное изготовление книги «Чудо-азбука»:

Мастерская «Ребятишкина книжка»:

Презентация рукописной книги «Чудо-азбука» для детей старшей группы компенсирующей направленности: