ISSN 1997-9657
       
Макаева Н.И., Романова О.Е., Фортушнова Л.С. Творчество Евгения Ивановича Чарушина

Макаева Наталья Ипполитовна, Романова Ольга Евгеньевна, Фортушнова Людмила Сергеевна

Муниципальное автономное до­школьное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Улыбка», г.Балаково, Саратовская область


Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Воспитатель — организует НОД по произведениям детских авторов, оформление фотовыставки по итогам проекта, размещение проекта на сайте детского сада.

Дети — участвуют в познавательной  деятельности, создают творческие работы.

Родители совместно с детьми —  ищут произведения, читают, делают поделки своими руками.

Обеспечение проектной деятельности:

Материально — техническое:

Аудиозаписи, мультфильмы, подборка книг Е. Чарушина с иллюстрациями, игры и игрушки, материал для творчества.

Цель проекта: Воспитание правильного отношения к книге, как к объекту получения знаний и удовольствия.

Обобщить знания детей о творчестве Е.И. Чарушина.

Задачи:

  1. Дать детям знания о художнике, писателе, иллюстраторе  Е.И. Чарушине.
  2. Закрепить знания о жанровых особенностях книг.
  3. Формировать у детей и взрослых устойчивый интерес к чтению художественных произведений, вырабатывать навыки грамотного читателя.
  4. Развивать творческие способности дошкольников и их родителей.
  5. Формировать понимание значения иллюстрации в книге через творчество Е.Чарушина.
  6. Активизировать влияние семейного воспитания на развитие дошкольника. Приобщение родителей к проблеме детского чтения.
  7. Воспитывать представление детей о мире живой природы, воспитывать бережное отношение к животным.

Задачи по взаимодействию с родителями:

1. Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе.

2. Формировать интерес родителей к чтению детской литературы.

3. Способствовать укреплению семьи, формированию семейных традиций: семейного чтения по вечерам и выходным дням, посещения библиотек.

Формы реализации:

1. Обучение в повседневных бытовых ситуациях;

2. Игры-драматизации;

3. Образовательная деятельность (коллективная):

- чтение худож. литературы;

- художественное творчество;

- познание.

4. Свободные беседы о жизни и творчестве писателя, о связи литературы и вида искусства – книжной графики;

5. Индивидуально-творческая деятельность;

6. Игровая деятельность:

- игры - головоломки,

- загадки,

- кроссворды,

- мини-викторины,

- пословицы и поговорки,

7. Акции

Методы и приемы:

- практические (игровые);

- моделирование;

- пересказ;

- конструирование;

- аппликация;

- сюжетно – ролевая игра;

- игра – драматизация;

- рисование;

- лепка;

 - беседа;

- рассматривание иллюстраций;

- чтение произведений;

Актуальность проблемы:

« Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к

 книге, если  чтение не стало его духовной  

 потребностью на всю жизнь  в   годы отрочества,

душа подростка будет пустой, на свет божий      

выползает, как будто неизвестно откуда

 взявшееся плохое»

     В.А. Сухомлинский.

Не секрет: интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Вот почему вопросы формирования интереса у детей к художественной литературе требуют повышенного внимания.

В настоящее время современные дети очень редко видят своих родителей с книгой в руках(читающими какое-нибудь произведение). Да и любовь к книгам и желание читать можно привить именно в детстве. Именно поэтому, считаю, что проект «Творчество Е.И.Чарушина» будет актуален для современного ребёнка дошкольника, а так же его родителей. Возможно для родителей – проект будет ещё одним «мигом из детства», что позволит им окунуться в мир воспоминаний своего детства, т.к все мы- взрослые, как говорится, «выросли на произведениях и иллюстрациях Е.И.Чарушина».

Ожидаемый результат проекта.

По завершении проекта дети старшей группы будут интересоваться книгами (и в частности иллюстрациями в них) не только Е.И.Чарушина, но и других известных художников и иллюстраторов. А в семьях наших воспитанников появиться добрая традиция семейного чтения по вечерам или выходным дням. Дети и их родители будут регулярно посещать библиотеку нашего города.

Реализация проекта

1 Этап – Подготовительный

Мероприятие

 

           Цели

Отв.

Сроки

проведения

1.

Анкетирование родителей : «Что мы читаем детям дома»

Выявить, читают ли родители детям книги, что предпочитают слушать дети.

Воспитатели

12.10.15

3.

Подбор библиотеки.

Развивать у детей интерес к произведениям Е.И. Чарушина.

Воспитатели

родит.

13.10.15

4.

Акция «Подари книгу детскому саду»(произведения о природе).

Пополнить библиотеку книгами о природе.   Продолжать формировать у родителей   и детей желание принимать участие в   проведении мероприятий.

Воспитатели родит.

С 12.10.15-23.10.15

5.

 

Оформление родительского уголка «Мир Чарушина»: размещение статей, рекомендации по теме проекта. (в виде настенной газеты).

Сформировать интерес к книгам, иллюстрациям, творчеству Е.И. Чарушина в целом

Воспитатели

С12.10.15-16.10.15

6.

 

Подбор наглядно- дидактических пособий, демонстр. материала для занятий, наборов игрушек животных, птиц, насекомых.

Создавать условия для демонстрации произведений Е. И. Чарушина.

 

 

 

Воспитатели родит.

 

 

 

12.10.15-13.10.15

7.

Составление карточек (загадки, пословицы, поговорки, народные приметы, наблюдения).

Формировать поисковую деятельность при работе с литературой.  

Воспитатели родители

 

14.10.15

8.

Создание уголка развивающих игр, мини-викторин, кроссвордов, загадок.

Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса.

Воспитатели

родители

15.10.15

Создание проблемной ситуации: Исчезли все книжки из книжного уголка.

Проводится беседа с детьми:

1.    Что можно почитать;

2.    Где можно взять книгу;

3.    Каких писателей и иллюстраторов знаете;

9.    Кто нам поможет помочь узнать о творчестве писателей; и т.д.

2 Этап – Основной (планирование и организация деятельности).

  1. Создание предметно развивающей среды.
  2. Организация деятельности детей.
  3. Организация работы с родителями.

Мероприятие

 

           Цели

Отв.

Сроки

проведения

1.

Выставка книг, иллюстраций по произведениям Е. И. Чарушина. Оформление книжного уголка.

Развивать интерес к книгам о животном мире. Создать условия для реализации проекта. Развивать интерес к книгам.

Воспитатели

С12.10.15-23.10.15

2

Беседа «Творчество Е.И.Чарушина»

Познакомить детей с краткой биографией жизни Е.И. Чарушина.

Воспитатели

12.10.15

3

Беседа о диких животных

сформировать обобщенное представление о зверях (это животные, имеющие четыре ноги, тело которых покрыто кожей, шерстью или иголками, есть пасть с зубами; звери рождают своих детенышей живыми и вскармливают их молоком – млекопитающие).

Воспитатели

13.10.15

4

Чтение произведений Е.И.Чарушина: «Что за зверь?»,

«Страшный рассказ»,

«Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Тюпа маленький», «Почему Тюпа не ловит птиц»,

 «Лисята»,

«Про зайчат»,

«Воробей»,

«Медвежонок», «Еж»,

«На нашем дворе», «Волчишко»

Побуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о   животных. Дать детям научно – достоверные знания о жизни животных в природе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности.

Воспитатели

Ежедневно

С 12.10.15-23.10.15

5

Целевая прогулка в парк.

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатели

14.10.15

6

Лепка «Тюпа».

Учить детей передавать характерные особенности животного в лепке. Закрепить умение лепить фигуру животного по частям, используя разные приемы.

Воспитатели

22.10.15

7

Вечер загадок «Угадай, кто это?».

Развивать у детей мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес.

Воспитатели

14.10.15

8

НОД художественно-эстетическое развитие. Тема: «Е.И. Чарушин – художник-анималист».

Продолжать знакомить дошкольников с  творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина; формировать умения всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства (движения, фактура шерстки животного, выражение глаз и др.), рассказывать о них; воспитывать доброе отношение к животным.

Воспитатели

15.10.15

9

НОД развитие речи «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Ёж»

Учить детей отвечать на вопросы фразой из 3-х и более слов; Развивать слуховое и зрительное внимание, формировать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием; Воспитывать бережное отношение к природе. 

 

Воспитатели

12.10.15

10

НОД развитие речи «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя; Учить придумывать загадки: подбирая по смыслу названия качеств (прилаг.) и действий (глаголы); Учить пользоваться восклицательной интонацией.

Воспитатели

19.10.15

11

Подвижные игры: «Мышеловка», «Совушка», «Перелет птиц», «Хитрая лиса»,   «Охотники и зайцы», «Медведи и пчелы».

Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в отображении образов разных птиц.

Воспитатели

ежедневно

12

 «Книжкина больница» - ручной труд.

Учить   детей умению «лечить» порванные книги. Воспитывать аккуратность, бережливость.

Воспитатели

13.10.15

13

Аппликация по произведению Е.И. Чарушина «Наш любимый мишка».

Закрепить произведение Е.И. Чарушина в аппликации. Учить детей создавать изображение любимой игрушки из частей, правильно передавая их форму и относительную величину.

Воспитатели

15.10.15

14

НОД рисование «Чарушинские медвежата» методом тычка

Продолжать учить рисовать животных, передавая их характерные особенности. Продолжать работу по обучению детей рисования «Методом тычка».

Воспитатели

14.10.15

15

НОД рисование «Еж»

Уточнить и систематизировать знания детей о различных видах штрихов, что они могут быть короткие и длинные, наклонные и ровные.

Воспитатели

21.10.15

16

Проведение цикла наблюдений за домашними питомцами в семье.

С помощью родителей развивать у детей исследовательские навыки.

Воспитатели

родители

12.10.15-23.10.15

17

Проведение игр: настольно - печатных, дидактических, словесных творческих. («Кто как говорит», «Что ты будешь делать», «Кто, чем питается», «Третий – лишний», «Животное домашнее или дикое», «Любимые детки», «Чья это мама», «Найди общее».

Закрепить образные обороты речи из произведений Е.И. Чарушина в играх.

Воспитатели

в ходе реализации проекта

12.10.15-23.10.15

18

Сюжетно – ролевая игра «Библиотека».

Расширять знания детей об окружающей жизни; показать социальную значимость библиотек. Научить детей диалоговому общению через игру.

Воспитатели

21.10.15

19

Домашнее задание изготовления книжек – самоделок по произведениям Е. И. Чарушина

Способствовать развитию поисково- исследовательской деятельности , сотрудничества педагогов с родителями и детьми.

Воспитатели родители

в ходе реализации проекта

12.10.15-23.10.15

20

Выпуск газеты

«Лесная газета».

Развивать совместное творчество воспитателей и детей.

Воспитатели

22.10.15

 

1.

 

 

Выставка книжек – самоделок «На нашем дворе».

Воспитатели

Родители

дети

23.10.15

2.

Фото выставка «Мои домашние любимцы»

Воспитатели

Родители

Дети

23.10.15

3.

Физкультурное развлечение ««В гости к деду Егору»»

Воспитатели

Родители

22.10.15

3 этап – заключительный

Решение поставленных задач с родителями:

      1. Оформление уголка для родителей о Чарушине.

      2. Консультация  «Зачем читать детям книги?»

Консультация «Роль книги в развитии ребенка».

      3. Привлечение родителей к оформлению книжного уголка – Акция 

«Подари книгу о природе детям»

      4. Участие в спортивном празднике ««В гости к деду Егору»».

      5.Изготовление книжек – самоделок «На нашем дворе».

      6. Чтение рассказов Е. И. Чарушина дома.

      7. Фото - выставка «Мои домашние любимцы»

Литература об Е.Чарушине:

1.      Е.И. Чарушин /Сост. И.Бродский и К.Вишняк. - М.;1947.

2.      Г. Гроденский. Е. Чарушин: Критико-биографический очерк. - Л.,1962.

3.      В.Петров. Евгений Чарушин.-Л.,1965.

4.      Мир Чарушина./ Сост. И.Бродский и Н.Е. Чарушин. - Л.,1980.

5.      Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. М.;1983.