ISSN 1997-9657
       
Минеева К.А. Наше дерево

Минеева Кристина Араратовна

Госу­дарственное казенное образовательное учреждение «Волгоградский детский дом», г.Волгоград


Исследовательский проект «Наше дерево» апробирован на занятиях с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей ГКОУ «Волгоградский детский дом» с подготовительной к школе группой.

Участники проекта:

  • группа-семья №1 (подготовительная к школе);
  • помощники из старших групп – Даниил Л., Рома Ч..

Продолжительность проекта: долгосрочный (8 месяцев).

Проблема: нуждаются ли деревья в нашей любви и помощи?

Выбор темы: большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общается с природой [Рыжова, 2005]. Тоже касается и детей-воспитанников детских домов. По предварительно проведенной диагностике был сделан вывод о том, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно. А ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день [Рыжова, 2005].

Цель проекта:  ввести воспитанников в природу, научить  видеть, понимать и чувствовать ее красоту и сформировать экологическую культуру.

Задачи проекта:

- Формировать у детей элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе;

- Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед;

-  Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года;

- Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой);

- Изучать влияние деятельности человека на жизнь дерева;

- Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- Прививать навыки самостоятельной работы.

Проект включает 3 этапа:

I этап –  подготовительный (февраль-март):

постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми, выбор оборудования и материалов;

II этап –  поисково-исследовательский (март-сентябрь):

поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

III этап- заключительный (сентябрь):

обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Подготовительный этап

1. Методика "Ранжирование" позволила выявить представления детей подготовительной группы о компонентах экологической культуры человека. Был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до " Я и природа". Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.

2. На данном этапе проводилась беседа о деревьях, цель которой - выяснить представление детей о растениях, об отношении  к ним. Для этого использовались такие вопросы:

– Какие вы знаете деревья?
– Какие деревья растут на участке детского дома?
– Для чего сажают деревья?
– Зачем пилят деревья?
– Кому нужны деревья в лесу?
– Что будет, если исчезнут деревья?
– Как продлить жизнь дереву?

 По окончании беседы дети сделали вывод о том, что дерево- главный источник жизни человека и животных, и дерево очень нуждается в помощи людей.

3. Так же подготовительный этап включает в себя групповой опрос  «Какое дерево тебе больше нравится?»  с целью определения наиболее любимого дерева у каждого ребенка. Здесь были прослушаны устные суждения детей о наиболее привлекательных деревьях на участке детского дома. Большинство детей рассказывали о сирени, о ее красоте и несравненном аромате. Например, Дима Ш.: «Мне нравится, когда цветет сирень. У нее очень приятный запах. И цветет очень красиво». В ходе беседы все дети начали соглашаться с тем, что действительно, сирень - самое красивое дерево на участке. В итоге опроса все дети выбрали наиболее интересным и привлекательным - сирень.

Исследовательский этап

1. В марте на деревьях только начали появляться почки. И естественно, что сирень в это время не цвела, и по этой причине для детей не была так привлекательна.  Поэтому весной на начальных этапах мы вели наблюдение за всеми деревьями: закрепляли знания о времени года - весне; учились устанавливать взаимосвязи в природе; знакомились с весенними явлениями. В дальнейшем, выбрав нашим растением сирень - дети уже знали о том, какие изменения происходят с ней ранней весной.

2. Итак, мы выбрали сирень! Так как наш проект носит название «Наше дерево», нам с детьми нужно определить, является ли сирень деревом. Для этого с детьми устраиваем поход в библиотеку в нашем детском доме. Библиотекарь Вера Ивановна провела беседу «Дерево или кустарник?» о признаках деревьев и кустарников. Дети активно участвовали в беседе, задавали вопросы, выдвигали свои предположения.

В конце беседы дети сделали вывод о том, что

- у кустарников тонкие стволы и их много, у дерева один ствол;

- ствол кустарника начинает разветвляться уже от самой земли, а у дерева ствол растет прямо и только наверху образует крону;

- деревья высокие, а кустарники низкие.

Из этого следует, что сирень- это кустарник.

3. Так как на территории детского дома посажено много кустарников сирени, то детям необходимо было выбрать свое дерево. С этой целью была проведена экскурсия по участку детского дома. В ходе проведения экскурсии дети активно участвовали в определении наиболее привлекательного кустарника, и, наконец, сделали свой выбор. Мы остановились на сирени, которая находится под окнами нашей группы-семьи №1. Всей группой дети решили, что именно эта сирень нуждается в их помощи и заботе.

4. На одном из воспитательских часов проводим беседу «Цветок дворянских гнезд». Детям интересно узнать о дворянских усадьбах, где в садах непременно цвели кусты сирени; о Леониде Алексеевиче Колесникове- русском селекционере, который создал питомник сирени, на базе которого был основан Сиреневый сад; и о дальнейшей судьбе Сиреневого сада- уникальной коллекции сирени.

5. После того, как мы выбрали объект нашего исследования, нам необходимо придумать имя сирени. Посовещавшись, дети решили, что ее будем называть Света. Аргументировали это тем, что наша сирень «светлая, красивая, поэтому такое имя ей очень подходит».

6. Знакомство со Светой. Даем детям задание: во время прогулки  познакомиться со Светой поближе - подойти к ней, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они знают свою сирень? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у нашего кустарника? Для чего они ей нужны?

У детей есть знакомые: друзья, одноклассники, а у сирени? Кто бегает рядом с ней? Растет рядом с ней? Прилетает к ней? Предложить детям понаблюдать за окружением нашего кустарника, порассуждать: нравятся ли дереву такие соседи? Почему?

Пусть погладят кору, прижмутся к ней щекой. Какая она- теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Кора для кустарников как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает. Пусть дети обнимут сирень. Посмотрят, что держит дерево в земле? Видны ли корни? Пусть дети представят, как они растут в земле – уходят в глубину или располагаются в стороны?

Сколько звездочек в цветке? Какой формы эти цветы и их листья? А на чем крепятся листья и цветы?

В ходе знакомства с сиренью, у детей сформируются представления о кустарниках. Благодаря этому знакомству дети узнали всю уникальность и неповторимость нашей сирени по имени Света.

7. С детьми проводим  наблюдение, целью которого  является определить, какие насекомые «дружат» с нашей сиренью и бывают у нее в гостях. В процессе наблюдения дети заметили, что всех друзей мы не сможем сразу увидеть, так как они могут гостить у нашего кустарника в совершенно разное время. Решили с детьми систематически наблюдать за сиренью и отмечать их приход.

 В итоге за все время наблюдения дети могли  видеть прилетающих к сирени бабочек, жуков, паука и даже ящерицу, ну а самыми частыми гостями, как заметили дети- были муравьи. Некоторых из насекомых детям удалось сфотографировать.

Дети делали вывод о том, что сирень манит своим ароматом не только людей, но и насекомых и животных.

8. После того, как дети хорошо узнали сирень Свету, то начинается сбор информации о кустарнике.  Это нужно для того, чтобы у детей складывался не только свой «образ сирени», а чтобы дети ознакомились с трудами ученых и тех людей, которые много времени посвятили этой работе. Для этого дети посещают школьную библиотеку, библиотеку в нашем детском доме, пользуются книгами, интернетом, просят помощи у взрослых.

В результате данной работы дети собрали информацию о кустарнике- происхождение, описание, нашли данные о том, как правильно за ней ухаживать.

Со всей собранной информацией дети были ознакомлены- зачитывали свои доклады на групповом собрании. Итог – все дети владеют общей информацией о данном кустарнике.

Следующий шаг- рассматривание известных картин, с изображением сирени. Провели беседу «Сирень в живописи». Здесь дети видят, что на протяжении всех веков сирень привлекала к себе внимание, что известные художники восторгались ее красотой.

Благодаря данному занятию дети упражнялись в составлении короткого описательного рассказа с использованием опорных схем, формировали пространственно-временные представления и воспитывали интерес к пейзажной живописи. Так же дети научились выделять средства выразительности, используемые художниками.

9. После обсуждения известных картин художников разных эпох, дети создают свои шедевры- рисуют картины на ту же тему.

Целью данного занятия было: научить детей понимать жанровые особенности натюрморта и пейзажа, учить передавать характерные особенности цветов сирени, развивать цветовосприятие и чувство композиции. Цели были достигнуты. В конце занятия обсуждаем рисунки, создаем галерею, делаем выводы о том, что в каждом из детей «живет художник».

10. Дети так же должны знать, что не только художники восторгались красотой сирени, а так же известные поэты посвящали свои стихотворения. Детям дается задание, найти произведения известных поэтов и писателей, в которых они восхваляют сирень. Дети отлично справились с заданием. Посетив библиотеку детского дома, ребята пользовались литературой и сетью интернет, нашли известные стихотворения, которые распечатали для нашего проекта.  А Настя М. понравившееся стихотворение переписала на лист бумаги, объясняя тем, что таким образом она справится с заданием лучше всех.

Таким образом, воспитанники детского дома учатся искать нужный им материал и  познакомились с новыми произведениями известных писателей.

11. После знакомства с литературными произведениями, детям предлагается самим придумать сказку о сирени. Цель: учится придумывать сказку на предложенную тему. Задачами являются: учить давать описание внешнего вида персонажей, их действий, переживаний; развивать монологическую речь; ну и, конечно же, воспитывать чуткое, внимательное отношение к природе. Некоторые дети прекрасно справились с этим заданием.

12. Во время сбора информации дети узнали о том, что сирень поливают часто только во время цветения и роста побегов, а летом- только в жару. Каждую прогулку мы с детьми наблюдали, нуждается ли Света в поливе. Дети очень заботились о ней, в поливе участвовали все. 

13. Знакомство детей с легендой о происхождении сирени, после чего у детей сформируется представление о легенде, о жизни и традициях различных народов на протяжении веков.

14. После того как дети познакомились с легендами, предлагается поработать самостоятельно - найти пословицы, поговорки и загадки о сирени. Для этого дети посещают библиотеки, находят нужный материал. Когда дети подготовили весь материал, то начали  поочередно выступать со своими работами: зачитывать пословицы и поговорки, пытаясь объяснить их переносное значение, и загадывать загадки. Так же детям предлагалось выучить по одной наиболее понравившейся загадке.

В ходе данной работы, дети учились понимать образный язык, развивать внимание, память, речевые умения; продолжили формировать навыки выразительного чтения, воспитывали любознательность, интерес к малым жанрам фольклора.

15. В процессе поиска информации о сирени, дети нашли в интернете сирень, сделанную из бисера. Так как в свободное время в детском доме ребята любят плести из бисера, им стало интересно сделать такую же. По их инициативе мы начали плести кустарник сирени из бисера. Так как это работа долгая и кропотливая, решили, что работа будет коллективной- каждый ребенок сплетет ветку, в дальнейшем соединим – и получим в результате целый кустарник.  Смастерили настоящий кустарник  из бисера. Дети были в восторге!

Благодаря данной работе, они научились  плести сирень из бисера на проволочной основе, закреплять умения собирать из полученных заготовок ствол и формировать крону.

16. Во время сбора информации о сирени, Олег Г. вычитал, что после окончания цветения, необходимо обрезать отцветшие побеги сирени, так как на них образуются семена, которые забирают много питательных соков у сирени, куст становится ослабленным, и цветение в следующем году будет не столь обильным. Ребенку очень захотелось обрезать отцветшие соцветия. Он нашел необходимые инструменты у дворника, и задал пару вопросов о том, как правильно это сделать. Узнав обо всем, Олег принялся за работу.

17. Одно из музыкальных занятий посвящаем сирени. Музыкальный руководитель рассказывает детям о том, что сирень вдохновила Чайковского на создание редкого по красоте балета-сказки «Спящая красавица». Дети прослушивают танец Феи Сирени. После чего педагог рассказывает:  «Умна и великодушна фея Сирени, и каждый шаг ее смягчает тревогу перед силами зла. А мстительная колдунья Карабос предсказывает юной принцессе Авроре вечный сон после совершеннолетия. Не под силу фее Сирени разрушить злые чары колдуньи. Но зато она может сделать так, чтобы Аврора заснула только на сто лет и проснулась от поцелуя прекрасного принца. И когда этот час наступил, добрая волшебница Сирень предвещает Авроре счастье».

Дети прослушивают фрагменты из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица». После прослушивания музыкальной композиции,  рассматриваем фото одноименного спектакля, Постановка- русского балетмейстера М. Петипа, г.Самара. В ходе занятия дети знакомятся с сюжетом сказки, музыкой вступления, в котором сопоставляются образы добра и зла, лежащие в основе драматургии балета.

18. Во время наблюдений мы с детьми разучили игру, которая служила нам физкультминуткой на занятиях в группе и игрой на свежем воздухе на прогулке.  Игра «Если бы я был деревом...» [Рыжова, 2005].

Предложили участникам проекта изобразить своего нового друга- сирень (эту игру мы всегда  видоизменяли- показывали не только сирень, но и другие кустарники и деревья).
У ребенка есть части тела, которые можно сравнить с частями растения: ноги похожи на корни, туловище — на ствол, руки — на ветки, пальцы — на листья. Так, изображая старый дуб с большими, толстыми корнями, ребенок широко расставит ноги; показывая плакучую иву, опустит руки. Пусть дети вспомнят, как шумела листва в ветреную погоду, и воспроизведут эти звуки; представят, что на ветви садятся птицы, идет дождь (или светит солнце), пришел человек и сломал ветку. Ситуации можно придумать самые разнообразные, главное, чтобы они были связаны с проводившимися наблюдениями. Главная задача детей — так или иначе, отразить особенности дерева в предлагаемых педагогом ситуациях.

В начале игры дети с трудом могли изобразить указанные растения, но со временем игра становилась все интереснее - дети без стеснения начали показывать деревья, кустарники, иногда играли самостоятельно, без воспитателя.

19. На одном из последних занятий дети получили задание - так как мы уже много знаем об этом растении, то необходимо найти ту информацию,  которая не освещалась в нашей работе. Рома Ч. И Дима Ш., поработав в библиотеке, с помощью библиотекаря нашли статью на тему «Лекарственные свойства сирени». Воспитательский час мы посвятили этой теме, юные докладчики рассказали всем ребятам о том, как сирень лечит.

20. В конце осуществления проекта, мы с детьми решили создать коллаж на тему: «8 месяцев из жизни Сирени». Наш коллаж показывает жизнь нашего дерева с начала знакомства с группой-семьей № 1. Как говорилось выше, наблюдение мы начали с февраля, последний же месяц нашей проектной работы- сентябрь. Цель данной работы:  исследовать, как меняется сирень в зависимости от времени года.

Заключительный этап

  1. Для подтверждения необходимости описанного выше проекта для детей и выявления степени ее эффективности мы повторно  провели методику «Ранжирование». Результаты показали выраженный прогресс детей-  ребята достигли высокого уровня экологической культуры в условиях  детского дома.

Рекомендации:

  • Привить желание участвовать в проекте- заботиться о дереве, трудиться, искать необходимую информацию- необходимо с помощью одобрения и психологической поддержки, что особенно важно на начальных этапах работы.
  • Работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок заинтересовался проектом. Зная  интересы и увлечения каждого ребенка, продумать задания так, чтобы каждому  нашлось «дело по душе».
  • Необходимо предоставить детям свободу выбора. Выполняя задания проекта, ребенок вправе отказаться, если ему не интересно. Ведь из всей группы найдется именно тот ребенок, который с удовольствием выполнит поручение за товарища.
  • К любым наблюдениям, выводам и размышлениям детей необходимо относится серьезно! При неправильном понимании, осторожно поправить, навести на нужные мысли. Ребенок не должен бояться ошибаться.
  • Необходимо помогать детям видеть красоту в природе. В процессе работы над проектом, на прогулках, по дороге в школу, показывать детям птиц, насекомых, замечать изменения в погоде, одним словом, воспитывать любознательность и внимательное отношение к природе.

Рекомендации детей по уходу за сиренью

  • Сирень необходимо поливать.
  • Нельзя обрывать ветки и листья.
  • Часто поливать сирень нельзя.
  • Нужно гладить ей листья.

Нельзя играть рядом с ней в мяч, чтобы не поранить.