ISSN 1997-9657
       
Сизова О.В. Правила нашей группы

Сизова Ольга Васильевна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №38 Калининского района», г.Новосибирск


Правило…представляет собой точное
предписание … поведения в определённой ситуации.
Википедия.

В  процессе ошибки – создалось правило, несоблюдение
правил, приведет к очередным ошибкам.
Неизвестный автор 

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

Детский сад - это первая ступенька социализации в обществе для ребёнка, ребёнок попадает в новые  условия жизни: в коллектив таких же, как он, детей и    педагогов. Ребёнок в  повседневной жизни  постепенно накапливает опыт общественного поведения: отстаивает свои желания и уступает желаниям других детей, договаривается, избегает конфликтных ситуаций  и т.д.  Он вынужден вступать в сложную систему взаимоотношений, тем самым развивать коммуникативные навыки, вырабатывать моральные нормы поведения, правила.

Ребёнок оказывается в условиях, где много таких же детей, как он, где необходимо иметь достаточный уровень развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Если данные навыки не развиты, ребёнку приходится ждать помощи от взрослых, - эта зависимость негативно влияет на эмоциональное состояние ребёнка: маленький ребёнок не понимает, почему  не ему оказывают помощь в первую очередь.

Для родителей детей, поступающих в детский сад, это новый социальный  опыт: общение с сотрудниками детского сада, от которых во многом зависит, как их ребёнок будет чувствовать себя без родителей; осознание, что ребёнок уже не просто малыш, а подрастающая маленькая личность, требующая образования и воспитания в образовательном учреждении.

Для родителей это адаптация к новым условиям: расставание со своим малышом на длительное время и осознание, что «чужой» человек теперь заботится о нём. Переживания о состоянии ребёнка во всех смыслах этого слова. Режим, под который приходится перестраивать свою жизнь.  Совместная с педагогами воспитательно-образовательная работа, а в группе компенсирующего вида для детей с нарушением зрения это ещё нелёгкий труд по коррекционным мероприятиям.

Воспитатели, работающие с вновь поступившими детьми в детский сад, сталкиваются с многочисленными проблемными ситуациями. Каждый ребёнок, поступающий в группу – это маленький незнакомец, к которому необходимо за очень короткий промежуток времени найти подход, чтобы облегчить период адаптации, определить уровень развития для создания индивидуального образовательного маршрута (в  соответствии с зоной ближайшего развития). Это новый коллектив родителей  с разным уровнем   педагогической образованности, со своим сложившимся характером и с каждым из них  необходимо наладить межличностное отношение.   

Наша группа- это ежегодный набор трёхлетних детей, имеющих глазную патологию, адаптация их  к условиям детского сада, с учётом возрастных особенностей (кризис 3-х лет). Анализ проблем, возникающих в начале учебного года, показал, что у детей не в достаточной степени сформированы культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно пользоваться мылом,  полотенцем, нет навыков безопасного поведения (держаться  за перила, ходить шагом, а не бегать по группе и т.д.), в игровых ситуациях часто возникают конфликты из-за неподелённой игрушки, не совпадения желаний, у детей также  не сформирован навык обращения с очками и окклюзиями: очки могут бросить на пол, скамейку, носить на кончике носа и т.д. В начале года также в нашу группу приходят новые родители: каждый со своими представлениями о дошкольном учреждении, со своим уровнем педагогической образованности и запросами. Найти подход к каждому, привлечь к совместной деятельности, укрепить взаимодействие с семьёй- это нелёгкая задача.

Исходя из перечисленных проблем, возникла необходимость в системе работы по созданию и внедрению правил группы, которые будут понятны детям и родителям, которые улучшат период адаптации и помогут сформировать у детей культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, безопасного поведения и правильного обращения с очками и окклюзиями.

Цель проекта: Создать  благоприятные условия воспитательно-образовательной работы с детьми и взаимодействия с семьёй средством создания и внедрения определённых правил группы.

Задачи:

Дети:

  • Создать и внедрить правила поведения в повседневную жизнь детей группы (культурно-гигиенические, самообслуживания, безопасного поведения, правильного обращения с очками и окклюзиями, культурного поведения).
  • Создать дидактическое пособие «Правила группы» с иллюстрациями к правилам поведения детей в различных ситуациях.
  • Создать фотоматериал правил обращения и ношения очков и окклюзий.
  • Создать наглядный материал по самообслуживанию («Выворачиваем носки», «Снимаем футболку правильно».
  • Формировать  у детей положительное отношение к правилам.

Родители:

  • Обогатить опыт совместной деятельности  родителей и детей путём привлечения к участию в проекте «Правила нашей группы», путём создания мини проектов по теме проекта.
  • Формировать доступность понимания правил организации работы группы, средством создания «Памятки для родителей».
  • Укрепить взаимодействие между ДОУ и семьёй.

Педагоги:

  • Формировать чёткость слаженность (оптимизация) работы педагогического коллектива группы средством создания правил единых требований.

Вид проекта:

По продолжительности: краткосрочный (1 месяц).

Практико-ориентированный

По количеству участников: групповой (дети, родители, воспитатели).

По возрасту детей: младшая  группа.

Особенности: адаптация детей с глазной патологией.

Этапы работы:

1 этап – этап подготовительный

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Изучить опыт по созданию и внедрению правил группы других педагогов. Повышение уровня компетентности воспитателей по данной проблеме.

Анализ литературы, материалов из интернета

1 неделя

Воспитатели

2

Выявить уровень развития культурно-гигиенических, навыков самообслуживания, навыков безопасного поведения

Наблюдение за детьми во время гигиенических процедур, одевания. раздевания

1 неделя

Воспитатели

3

Определить уровень сформированности навыков обращения с  очками и окклюзиями

Наблюдение за детьми во время обращения детей с очками, окклюзиями

1 неделя

Воспитатели

4

Определить уровень сформированности коммуникативных навыков, моральных норм поведения

 

Наблюдение за детьми в игровой деятельности

1 неделя

Воспитатели

5

Информировать родителей о проекте «Правила нашей группы»

Объявление на сайте, размещение информации на стенде в приёмной комнате

1 неделя

Воспитатели

6

Выявить знания родителей об уровне овладения их ребёнком КГН, навыков самообслуживания

Анкетирование родителей.

1 неделя

Воспитатели

7

Определение рабочего плана проекта, распределение ответственных за каждое мероприятие

Проведение круглого стола для воспитателей группы

1 неделя

Воспитатели

2 этап – основной этап (планирования проектной деятельности)

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Скоординировать работу для достижения оптимального результата

Воспитатели:

Разработать план совместной работы с детьми, родителями, воспитателями группы

2  неделя

Воспитатели

2

Скоординировать работу для достижения оптимального результата в воспитательно –образовательной и коррекционной работе

Воспитатели:

Разработать правила взаимосвязи воспитателей

2 неделя

Воспитатели

3

Формировать элементарные понятия о  правилах, в частности о правиле Дружбы

 

Дети: Создать стенд «Дружная группа» - солнце и лучики (ладошки детей); девиз « Я, ты, он, она – вместе лучшие друзья»

Чтение стихов о дружбе: «Про дружбу» Ю. Энтин; «Подружки» А. Кузнецова

Беседа с детьми о дружбе с опорой на картинки: правильно ли поступают дети, как бы ты послужил

Создание правил дружбы.

2 неделя

Горбачёва Т.Г.

4

Формировать понятие о правилах безопасности.

Дети: Беседа с детьми о правилах безопасности, обыгрывание различных ситуаций игрушками (не бегать по группе, не забегать на веранду, держаться за перила и т.д.)

2 неделя

Сизова О.В.

5

Формировать понятие о правилах  опрятности

Дети:

Разучивание потешек, применение их воспитателем при проведении гигиенических процедур.

Чтение «Мойдодыра» с иллюстрациями, «Маша-растеряша».

Игровые ситуации «Посмотри в зеркало», «Кукла-грязнуля».

Рассматривание картинок: с кем из девочек (мальчиков) приятно общаться и почему? Создание правил опрятности.

 

2 неделя

Горбачёва Т.Г.

6

Формировать правило последовательности действий при одевании и снятии футболки (платья)

Дети: Правило «Как одеть и снять футболку (платье)». «Мастер-класс» от Ярослава М. (создание фотографий последовательности действий).

2 неделя

Сизова О.В.

7

Формировать правило последовательных действий

выворачивания носочков на лицевую сторону.

Дети: Правило выворачивания носочков на лицевую сторону. «Мастер-класс» от Ани А. Создание книжки-раскладушки.

2 неделя

Сизова О.В.

8

Формировать правила поведения за столом.

Дети: Правило поведения за столом

Рассказ сказки «О ноже, ложке и вилки»

Сравни картинки и выбери, где дети ведут себя правильно

Знакомство с правилами на примере поведения воспитателя

 

3 неделя

Горбачёва Т.Г.

9

Формировать правила вежливого поведения.

Правило вежливого поведения. Знакомство с вежливыми словами: чтение стихотворений А. Кондратьевой «Добрый день», «Спасибо», «Пожалуйста» и другие

Обыгрывание игровых ситуаций «Мы пошли в гости», «Уложи куклу спать» и другие.

Составление правил.

3 неделя

Горбачёва Т.Г.

10

Формировать правила игры.

 Правило игры

Чтение стихов А. Барто «Игрушки», «Мои игрушки» З. Петрова, «Гости» А. Ахундова, «Берегите игрушки» Э. Успенский

Расскажи о своей любимой игрушке

Разучивание считалок, развитие умения распределять роли в игре

Создание правил.

3 неделя

Горбачёва Т.Г.

11

Формировать правила «Хорошие и вредные привычки».

«Правило хорошие и вредные привычки»

Беседа с опорой на картинки «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Просмотр мультфильмов «Сестрички-привычки», «Смешарики – путь в приличное общество» (рекомендации родителям)

Создание правил.

 

3 неделя

Горбачёва Т.Г.

12

Формировать правила обращения с очками и окклюзиями.

Оформить фотоальбом с фотографиями «Правило обращения с очками и окклюзиями».

3 неделя

Сизова О.В.

13

Пополнить дидактические пособия  по теме.

 Прививать навыки культурного общения.

 

Оформить дидактическое пособие «Правила нашей группы» для детей.

 

3-4 недели

Горбачёва Т.Г.

14

Обогатить опыт совместной деятельности  родителей и детей.

Создание мини-проектов родителями и детьми «Правила нашей группы».

 

4 неделя

Воспитатели

15

Обогатить знания детей о правилах группы, формировать положительное отношение к правилам и желание их соблюдать.

Дети:

Проведение развлечения «Посвящение в дошкольники»: беседа на тему  мини-презентаций правил группы, подготовленных детьми и родителями.

4 неделя

Сизова О.В.

16

Формировать положительное отношение родителей к группе, желание участвовать в последующих мероприятий группы.

Дети: Оформить выставку  мини-проектов «Правила нашей группы».

4 неделя

Воспитатели

17

Информировать родителей о правилах группы для родителей.

Родители:

Создание и ознакомление с правилами для родителей («Памятка для родителей») .

Согласовать содержание памятки в заведующей Скурихиной С.А.. старшим педагогом Гохвайс И.В.. старшей медсестрой Упольниковой И.В.

2 неделя

Сизова О.В.

18

Формировать у родителей понятие о взаимосвязи воспитательно-образовательного процесса между родителями и детьми.

Родители: Создание правил для родителей от имени детей.

4 неделя

Воспитатели

3. Заключительный (аналитический) этап

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Выявить качество проведённых мероприятий по повышению уровня развития культурно-гигиенических, навыков самообслуживания, навыков безопасного поведения.

Наблюдение (повторное) за детьми во время культурно-гигиенических процедур

4 неделя

Воспитатели

2

Выявить качество проведённых мероприятий по повышению уровня сформированности навыков обращения с  очками и окклюзиями.

Наблюдение (повторное) за детьми во время обращения с очками и окклюзиями

4 неделя

Воспитатели

3

Выявить качество проведённых мероприятий по повышению уровня сформированности коммуникативных навыков, моральных норм поведения.

 

Наблюдение (повторное) за детьми в игровой деятельности.

4 неделя

Воспитатели

4

Выявить изменение знаний родителей об уровне овладения их ребёнком КГН, навыков самообслуживания.

Анкетирование родителей (повторное).

4 неделя

Воспитатели

5

Обобщить опыт по проделанной работе по данной теме проекта.

Обработка и анализ материалов проекта.

4 неделя

Воспитатели

6

Написать проект «Правила группы»

Написание проекта.

4 неделя

Воспитатели

7

Облегчить восприятие данного проекта.

Создать презентацию проекта.

4 неделя

Сизова О.В.

8

Обмен положительным опытом по работе над проектом среди воспитателей ДОУ.

Семинар для обмена опытом педагогов ДОУ.

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта

 

Воспитатели

9

Распространение положительного опыта.

Сайт, СМИ.

 

Воспитатели

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты:

Исходя из проведённой работы в рамках проекта, можно предположить следующие результаты:

  • В целом улучшатся условия для  адаптации  у детей, их родителей и сотрудников группы.
  • Будут созданы благоприятные условия для организации более слаженной чёткой работы  в  младшей группе для детей с нарушением зрения.
  • У детей будут сформированы:

культурно-гигиенические навыки (содержание в чистоте лица, рук, одежды, причёски), культуры еды, согласно возрастным и индивидуальным особенностям детей).

навыки  безопасного поведения (ходить шагом по группе, держаться за перила, не забегать на веранду, не отходить от воспитателя и т.д.) и культурного поведения  (пользоваться вежливыми словами, быть дружелюбными с детьми и взрослыми),

культура обращения с игрушками и вещами, в том числе очками.

  • Укреплено взаимодействие между ДОУ и семьёй.
  • Сформирована более чёткая и слаженная (оптимизация) работа педагогического коллектива группы средством создания правил единых требований.

Оценка качества реализации проекта: Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по трём направлениям: дети, родители, воспитатели. 

Дети: Анализ данных наблюдений в начале и конце внедрения проекта «Правила группы».

Родители: Анализ данных анкеты для родителей, проведённых в начале и конце реализации проекта.

Воспитатели: Коллективная оценка  результатов  проекта на защите проекта.

Бюджет проекта:

Распечатка цветных иллюстраций, приобретение дидактического материала на тему правил в детском саду, папка, маленький фотоальбом, ламинирование. Итого:  800 рублей.

Практическая значимость результатов проекта:

Первостепенная задача детского сада - это жизнь и здоровье детей. Данный проект ориентирован на формирование у детей навыков безопасного поведения, культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и правильного обращения с очками и окклюзиями. Всё это в целом способствует укреплению здоровья и повышает уровень профилактической и коррекционно-педагогической работы. Данный проект предусматривает различные мероприятия, которые будут интересны детям и вызовут положительный эмоциональный отклик. В проекте разработаны мероприятия, которые улучшат взаимодействие с семьёй, что должно улучить отношение родителей к группе и к ДОУ в целом. При минимальных материальных затратах проект даст ощутимый практический результат.