ISSN 1997-9657
       
Запивахина Е.М., Шилина С.В. Социально-педагогическая работа с многодетной семьей

Запивахина Екатерина Михайловна, Шили­на Светлана Валерьевна

Госу­дар­ст­венное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №1222, дошкольное отделение, г. Москва


Актуальность исследования

В последние годы существенно возрос интерес специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков к семье. В настоящее время Россия, впервые за всю многовековую историю, переживает кризис народонаселения, который не связан ни с войнами, ни с моровыми поветриями. Ежегодно страна теряет 700-800 тыс. человек, что сопоставимо с населением одного большого российского города или региона. По некоторым прогнозам демографов, население России к 2050 году может уменьшиться почти в полтора раза - до 100 млн. человек.

Чтобы предотвратить этот беспрецедентный по масштабам кризис или хотя бы минимизировать его последствия, недостаточно мер экономического и социального характера. Необходимо обратиться к той незыблемой основе, на которой издревле держалось могущество и процветание государства Российского, - российской семье, ее духовным и нравственным традициям. И прежде всего - к тем семьям, которые вносят максимальный вклад в будущее российского народа, - семьям многодетным.

Основное противоречие и проблема исследования

Основное противоречие данной темы заключается в том, что, с одной стороны многодетная семья самой своей сущностью способствует реализации личностных и общественных потребностей. В многодетных семьях создаются благоприятные условия воспитания, поскольку дети растут в тесных взаимоотношениях друг с другом в семейном коллективе и, как правило, с раннего возраста приучаются выполнять определенные обязанности и помогать друг другу; с другой стороны, в экономическом и социальном плане именно многодетная семья оказывается в наиболее сложном положении, поскольку мать, как правило, не работает, а один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования. Кроме того, отмечается негативное, и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям.

На основании данного противоречия обозначилась проблема нашего исследования: в чем заключаются основные направления работы социального работника при взаимодействии в образовательном учреждении с многодетной семьей.

Цель и гипотеза исследования

Целью нашей работы является изучение деятельности социального работника с многодетной семьей в образовательном учреждении.

Объектом исследования является социальная работа с многодетной семьей.

Предметом - содержание деятельности социального работника в образовательном учреждении с многодетными семьями.

Гипотеза исследования состоит в предположении того, многодетные семьи имеют определенные социально-психологические проблемы. Социальный работник, в рамках разработанной программы, может разрешить существующие проблемы. Проведенные исследования в начале и в конце учебного года подтверждают положительную динамику в работе с многодетной семьей.

Задачи исследования:

  • дать характеристику и определение понятиям «семья», «многодетная семья», рассмотреть проблемы многодетных семей на современном этапе развития общества;
  • выявить сущность и содержание социально- педагогической работы с многодетной семьей в образовательном учреждении;
  • изучить организацию социально педагогической деятельности с многодетной семьей;
  • провести исследование опыта работы социального работника с многодетными семьями в дошкольном учреждении.

Основные понятия

Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть, отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Основным документом федерального уровня, определяющим социальный статус многодетной семьи, является Указ Президента РФ 5.05.1992 г. №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 №250). Данный Указ устанавливает для многодетных семей льготы в области жилищно-коммунальных, транспортных, медицинских, образовательных услуг, льготы в области трудовых и земельных отношений.

Классификация семей (по Е.А.Личко)

Категории многодетных семей

Основные направления работы с многодетными семьями

Организация исследования

Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ № 1222 СП № 1.

Для исследования многодетных семей мы составили анкету для родителей, целью проводится исследование среди многодетных семей с целью выявления проблем семьи в личностном развитии подрастающих поколений. И анкету «Взаимоотношения в семье».

Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.

Для выявления особенностей внутрисемейных отношений в многодетной семье мы использовали проективную методику «Рисунок семьи» (авторы В.К. Лосева и Г.Т. Хоментаускаса)

Анализ опроса родителей многодетных семей

Анализ опроса родителей многодетных семей

Основные проблемы многодетной семьи

Программа работы с многодетными семьями на базе ДОУ

На основании проведенного обследования многодетных семей мы разработали программу и назвали ее - педагогическая гостиная «Многодетная семья».

Цель программы: Создать условия для организации эффективного взаимодействия многодетных семей и педагогов детского сада в целях развития дошкольника посредством педагогической гостиной «Многодетная семья».

Итоги реализации программы

1. Привлечено внимание общественности к проблемам многодетной семьи, распространен положительный опыт многодетных родителей на уровне дошкольного учреждения, микрорайона.
2.Осуществляется защита детства, материнства и отцовства в многодетных семьях, профилактика безнадзорности, пропаганда здорового образа жизни.
3. Организована педагогическая гостиная «Многодетная семья» в ГБОУ СОШ № 1222, СП, №1, предоставлена возможность родителям общаться друг с другом, вовлекая их в совместную, творческую и социально-значимую деятельность, направленную на развитие ребенка.