ISSN 1997-9657
       
Костригина Т.М. Воздух

Костригина Татьяна Максимовна

Муни­ципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №9 «Алан», г.Набережные Челны, Республика Татарстан


Через нас проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый и всё же,

Без него мы жить не сможем.

Цель проекта: раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и  растения), роль воздуха в жизни человека,  животных и растений.

Актуальность и эффективность проекта заключается в том, что внедрение проектной деятельности в образовательном процессе поможет детскому саду накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс воспитание и обучение детей и их родителей. Непосредственно ребёнку предоставляется возможность не только проявить себя, но и пополнить знание, при этом развивая творческие способности и коммуникативные навыки, формируется начальные предпосылки проектной деятельности, а так же  обеспечивается индивидуальная траектория развития, где предоставляется возможность участия в проекте в соответствий с его способностям и интересам.

Таким образом, наши действия состоят в том, чтобы вовремя сформировать каждому ребёнку  элементы начальных ключевых компетенций, помочь поверить в свои силы, создать ситуацию успеха, оценить свои возможности, заложить основы интеллектуального образования.

Задачи проекта:

  1. Познакомиться с богатством природывоздухом, расширить и углубить знания о воздухе.
  2. Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека других живых организов.
  3. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно экспериментальной деятельности.
  4. Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, указать важнейшй меры по его охране.

 Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:

Что такое воздух?

Зачем он нужен людям и растениям?

Как можно увидеть воздух?

Предполагаемый результат: познавательный досуг совместно с родителями, 

оформление проектной папки.

Результат проекта

  1. Дети будут иметь представление о воздухе
  2. Могут рассказать о том,  какую пользу приносит воздух растениям, животным, человеку
  3. Приобретут знание о том, что воздух нужно беречь от загрязнения

Занимательные опыты для детей.

1 опыт

«Где спрятался воздух?»

Показать ребёнку пустой прозрачный пакет и спросить ребёнка « Что в па­кете?» Конечно же, они скажут, что в пакете ничего нет. Тогда отвернитесь и рас­кройте пакет, наберите в него воздух и закрутите край пакета так, чтобы воздух из него не мог выйти. Пакет станет упругим. Повернитесь к детям и покажите ему, что стало с пакетом, спросите, что в пакете. Пусть дети потрогают пакет. Поставьте один палец вниз, а остальные пальцы вверх и сожмите пакет. Станет понятно, что в нем, что-то есть. Пусть и дети попробуют сжать пакет, после этого вместе с детьми откройте пакет.  Воздух выйдет, а пакет перестанет быть упругим. Что же такое было в пакете? Это был воздух. Почему же его не было видно?

Потому что он невидимый, прозрачный бесцветный.

 

2 опыт

«Как увидеть воздух?»

Дать детям трубочки для коктейля  и стаканчик с водой. Попросите подуть через трубочку  на свою ладошку. Что почувствовала ладошка? Ребёнок почувствует- движение воздуха- ветерок. Расскажите что, воздухом мы дышим через рот и нос, а потом его выдыхаем. Можем ли мы увидеть воздух, которым мы дышим? Давайте попробуем. Пусть  дети погрузят трубочки стакан с водой и подуют. На воде появились пузыри? Откуда взялись пузырьки? Это воздух который мы выдыхали. Куда плывут пузырьки - поднимаются вверх или отпускаются на дно? Воздушные пузырьки плывут  вверх. Когда весь воздух выйдет, пузырьков  не будет.

Потому что воздух легкий, он легче воды.

 

3  опыт

«Воздух при нагревании расширяется»

Поставьте открытую пластмассовую  бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в  миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спуститься, так как воздух при охлаждении сжимается.

Воздух при охлаждении сжимается.

 

4 опыт

«Ветер – это движение воздуха»

Для этого опыта используйте веера. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется  и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха.

 

5 опыт

«Подпрыгивающая монета.»

С помощью расширяющегося воздуха можно заставить монету подпрыгнуть. Поставь бутылку с длинным горлышком в глубокий таз. Намочи ободок горлышка и положи сверху большую монету. Теперь налей в таз тепой воды. Теплая вода нагреет воздух внутри бутылки. Воздух расширяется и толкает монету вверх.

 

6 опыт

« Отчего получаются мыльные пузыри?»

Когда будете пускать мыльные пузыри, спросите малыша, что находится внутри них? Откуда в мыльных пузырях берется воздух? (Мы его выдыхаем). Почему мыльные пузыри получаются разного размера — то больше, то меньше? (Чем больше воздуха попало вовнутрь мыльного пузыря, тем больше сам пузырь).

Понаблюдайте, отчего лопается мыльный пузырь. 1) Летящий мыльный пузырь лопается,   когда задеваешь его. Оболочка пузыря рвется, и воздух из него выходит. 2) Когда надуваешь пузырь, он тоже может лопнуть, если воздух не помещается в капле.

 

Способы охраны воздуха (рисунки) фильтры на заводах и фабриках;

  • Посадка растений,
  • Использование невредных  видов транспорта, топлива
  • Создание организаций по охране окружающей среды.

День защиты окружающей среды- 5 июня.

Тема: Воздух - «Невидимка».

Цели:

  1. Познакомить детей  с некоторыми свойствами воздуха. Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения.
  2. Сформировать конкретные понятия о свойствах воздуха. Вызвать интерес к исследовательской деятельности; развивать способы его обнаружения, способность устанавливать простейшие причинно-следственные
  3. Научить детей выполнять элементарные опытные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
  4. Расширить представления о значимости воздуха в жизни человека, растений, животных. Формировать начальные экологические представления. Воспитывать интерес к окружающему, любознательность.

Материалы и оборудования:

сундучок с кубиками, полиэтиленовые пакеты по количеству детей, ёмкость с   водой, стакан, бумажная салфетка, кусочек кирпича, кусочек губки, комок земли, вертушки.

Ход занятия

Организационный момент

В-ль: 

(Звучит лёгкая приятная музыка).

Сделайте глубокий вдох, выдох.

Вдохните здоровье, выдохните болезни!

Вдохните добро, выдохните неприятности!

Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!

Нам легко и приятно.

- Дети, внимание! Начнём с небольшого эксперимента. Одной рукой закроем нос и хорошо, плотно закроем рот. Ни нос, ни рот нельзя открывать.

- Почему вы открыли? Что произошло? Что почувствовали? Какое у вас было ощущение? (Ответы детей).

В-ль: Я загадаю загадку и, возможно, вы найдёте ответ на ваше состояние.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь,

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем! (Ответ детей - воздух).

Основная часть занятия

В-ль: Сегодня мы узнаем много нового и интересного о воздухе, вы будете делать опыты и, придя домой расскажите родителям и друзьям о том, что узнали на занятии. Я приглашаю вас подойти к этому столу. (Под салфеткой находится сундучок). Чтобы его открыть, давайте все вместе скажем волшебные слова: “чок-чок-чок открывайся сундучок” (дети повторяют слова). Воспитатель открывает сундучок, достаёт оттуда полиэтиленовые пакеты, кубики.

В-ль сначала рассматривает пакет и спрашивает детей: Что находится в пакете? (Он пустой, плоский). А теперь давайте наполним его кубиками.

(Дети выполняют, по мере того, как пакет наполняется кубиками, воспитатель обращает внимание детей на то, как меняется форма пакета).

В-ль: Что сейчас в пакете?

Дети: Кубики.

В-ль: Какой стал пакет?

Дети: Большой, выпуклый, он раздулся.

В-ль: Почему? (Ответы детей).

(Вместе с детьми делается вывод, выпуклость пакета зависит от количества, содержащегося в нём вещества).

В-ль: А теперь высыпайте кубики обратно в сундучок. Что осталось в пакете?

Дети: Ничего.

В-ль: Сейчас проверим. Возьмите каждый в руки пакет и делайте как я. Скручиваем пакет со стороны отверстия (дети выполняют действия вместе с воспитателем). Почему пакет снова стал выпуклым? Что его раздуло? Когда пакет может быть выпуклым? Вот загадка, вот сюрприз, кто догадался, что же в пакете?

Дети: Воздух!

В-ль: Сейчас я вот тут сдавлю пакет, а вы прислушайтесь, что происходит. Что вы слышите?

Дети: Шипение, так выходит воздух.

В-ль: А воздух вы видите? Что можно о нём сказать?

Дети: Невидимый.

В-ль: А какой он по цвету?

Дети: Бесцветный.

В-ль: А по запаху?

Дети: Без запаха.

В-ль: Хотя воздух невидим, бесцветен и не имеет запаха, всё-таки его можно обнаружить и кое-что о нём узнать. Я приглашаю вас пройти в нашу “лабораторию”. Дети садятся к столам.

Практическая часть занятия

Опыт 1. “Обнаружение воздуха”

В-ль: Дети возьмите в руки пустой стакан. Что в нём? (Ответы).

Сейчас мы проверим, действительно ли в стакане ничего нет. Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в воду. Держать стакан нужно очень ровно. Попала ли вода в стакан? (Ответы детей: да, нет.)Достаньте стакан из воды и посмотрите.

Дети: стакан внутри сухой.

В-ль: Почему вода не попала в стакан? (Гипотезы детей).

Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Повторить опыт, поместив на дно стакана бумажную салфетку. Что будет с салфеткой, намокнет она или нет? (Предполагаемые ответы детей).

Дети выполняют опыт, как в первом случае. Бумажная салфетка осталась сухой, вода её не намочила. Подтвердить вывод: В стакане есть воздух, который не пускает воду.

В-ль: А теперь ещё раз погружаем стакан в воду, но уже в наклонном положении. Что появляется в воде?

Дети: Пузыри.

В-ль: Откуда они взялись?

Дети: Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

Опыт 2. “Как увидеть воздух”

В-ль: Дети, но воздух мы всё-таки можем увидеть, а как это сделать я вам сейчас покажу. Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот. Осторожно подуйте в трубочку. Что происходит? Что вы увидели?

Дети: Пузырьки.

В-ль: Мы выдыхаем в трубочку воздух и в воде он виден в виде пузырьков. Воздух лёгкий, он легче воды и всегда поднимается вверх. Если в воде появились пузырьки, значит, в ней появился воздух.

Опыт 3. “Как почувствовать воздух”

В-ль: А ещё мы можем ощутить, почувствовать воздух. Возьмите веер и помашите им перед лицом. Что вы чувствуете? (Ветерок). Помашите веером над водой. Почему появились волны? (Ответы детей).

В-ль: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер - это движение воздуха. Когда воздух перемещается над землёй с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер. Перемещаясь, воздух заставляет двигаться и другие предметы. Когда дует ветер, колышутся ветви деревьев, начинает перемещаться вода, образуются волны в морях, озёрах и океанах. Ветер может быть разным, лёгким и приятным. А может быть сильным, порывистым, как ураган. Давайте вспомним стихотворение о ветре, которое мы учили.

Ребёнок читает стихотворение:

Осторожно ветер из калитки вышел; 

Постучал в окошко, побежал по крыше. 

Поиграл немножко ветками черёмух, 

Пожурил за что-то воробьев знакомых. 

И расправив бодро молодые крылья,

Полетел куда-то вперегонку с пылью.

Опыт 4. “Воздух есть во всех предметах”

В-ль предлагает рассмотреть губку, кусок кирпича, деревянный брусок, комочек земли.

Как вы думаете, есть ли воздух в этих предметах?

Дети: да, нет (мнения разделились).

В-ль: Давайте рассмотрим губку. В ней есть дырочки, отверстия. Как вы думаете, что находится в этих дырочках?

Дети: Не знаем, воздух.

В-ль: Сейчас мы это проверим. Опустите губку в стакан с водой. Дети погружают губку в воду и наблюдают, что появились пузырьки воздуха. В губке тоже есть воздух.

- А есть ли воздух в кусочке кирпича? (Ответы детей).

Проделать опыт с кусочком кирпича, а также с деревянным бруском и комочком земли. По наличию пузырьков в воде делается вывод о том, что в кусочке кирпича, комочке земли, в деревянном бруске есть воздух.

Вывод: Воздух есть везде, во всех предметах, которые нас окружают.

Физкультурная минутка. Проводится игра “Четыре стихии”.

Дети стоят полукругом. По команде выполняют следующие движения.

Земля - опускают руки вниз.

Вода - вытягивают руки вперёд.

Огонь - прячут руки за спину.

Воздух - поднимают руки вверх. (Повторить игру 3-4 раза).

Усложнение. Воспитатель даёт одну команду, а сам делает другое движение, дети должны выполнить то движение, о котором слышат.

Дети возвращаются на свои места.

Опыт 5. “Запахи воздуха”

В-ль: Сейчас я познакомлю вас ещё с одним свойством воздуха. В начале занятия вы сказали, что воздух не имеет запаха. И это правильно. Чистый воздух действительно не имеет запаха. Но воздух может присваивать запахи других веществ. У меня на столе стоят закрытые баночки. Что в них находится?

Дети: Ничего, пусто, воздух.

В-ль: Я открою вам небольшой секрет. Утром я разложила в эти баночки некоторые вещества, а перед занятием я их вынула. Давайте попробуем по запаху определить, что же было в каждой из баночек.

1 - чеснок, 2 - лимон, 3 - духи, 4 - чистый воздух (возможны варианты на усмотрение воспитателя).

Дети определяют по запаху, что находилось в баночке.

Вывод: Чистый воздух запаха не имеет, но может присваивать запахи других веществ.

Заключительная часть занятия

Беседа с детьми.

В-ль: Сегодня на занятии вы узнали много интересного о воздухе. Воздух- это удивительная оболочка вокруг нашей земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, всё живое погибло бы в палящих лучах Солнца днём и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землёй холодный воздух на юг, тёплый – на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. Для чего нужен воздух?

Дети: Мы им дышим!

В-ль: Правильно, воздух нужен всему живому на земле. Если бы не было воздуха, что было бы со всеми нами? (Ответы).

Какой воздух нам нужен?

Дети: Чистый, свежий!

В-ль: Где можно встретить чистый воздух?

Дети: В лесу, в парке, в горах, на море.

В-ль: А что значит чистый воздух?

Дети: Это когда легко и свободно дышится.

В-ль: Всегда ли нам воздух друг?

Дети дают разные ответы.

В-ль: А где бывает грязный воздух?

Дети: Рядом с заводом, где из трубы идёт дым, где много машин, где сильный ветер поднимает пыль и трудно дышать и т.д.

В-ль: А что значит грязный воздух?

Дети: Это когда трудно дышать, когда кашляешь и задыхаешься.

В-ль: Что нужно делать, чтобы воздух был чистым, и легко дышалось людям, животным, растениям?

Дети: Сажать больше деревьев, беречь леса, парки и скверы, поливать асфальт водой от пыли и т. д.

В-ль: У меня есть интересный кроссворд (на доску вывешивается плакат с пустыми клетками кроссворда). В красных клетках зашифровано слово, которое вы должны отгадать. Я загадаю вам загадки о явлениях природы, в пустые клетки вы впишите отгадки и узнаете зашифрованное слово.

Загадки

  1. Я берёзку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать,

Кто я? Можешь угадать? (Ветер)

  1. Кто это такой садовник,

Полил вишню и крыжовник,

Полил сливу и цветы,

Вымыл травы и кусты? (Дождь)

  1. Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

  1. С горы сбегая без труда

Она гремит, как гром.

В морозный день она тверда,

Руби хоть топором.

Нагрей её и к облакам,

Она взлетит тогда.

Теперь ты мне ответишь сам –

Зовут её (Вода)

  1. Подходила, грохотала,

Стрелы на землю метала,

Нам казалось, шла с бедой.

Оказалось, шла с водой.

Подошла и пролилась,

Вдоволь пашня напилась. (Туча)

  1. Ветер дует “ух-ух-ух”…

С тополей сбивает (Пух)

Дети отгадывают загадки и вписывают их в пустые клеточки кроссворда. Затем читают зашифрованное слово – воздух.