ISSN 1997-9657
       
Павлова А.А., Шульга В.В., Зухова С.Н. Экологический декадник, посвященный Году охраны окружающей среды

Павлова А.А., Шульга В.В., Зухова С.Н. Экологический декадник, посвященный Году охраны окружающей среды
Павлова Анна Анатольевна, Шульга Валентина Владимировна, Зухова Светлана Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей", г.Красноярск


Пояснительная записка

Формирование экологических представлений и понятий - одна из сложнейших задач методики начального естествознания. Трудности связаны с усвоением характера понятий, поскольку содержание большинства из них - это причинно-следственные зависимости. Добиться успеха в решении этих сложнейших задач вербальными методами в дошкольном возрасте достаточно сложно, так как у дошкольников преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление - ребенок познает конкретику мира. В работе с дошкольниками важно проводить наблюдения за явлениями в живой и неживой природе, изменениями свойств растений от воздействий внешней среды, организовывать игровую  практическую деятельность детей в природе.

Особое значение также приобретает и  природоохранная деятельность, которая может осуществляться старшими дошкольниками. Наиболее актуальными, на наш взгляд, является экологическое воспитание в вопросах использования природных ресурсов, так как на сегодня отсутствуют социально-экономические условия, стимулирующие экономичное, бережное использование природных ресурсов.

С целью  формирования основ культурно - экологического сознания дошкольников как базиса личной культуры  в МБДОУ стало традиционным проведение экологических декадников, которые организуются в соответствии с сезонными изменениями (осень, зима, весна, лето).

Проведение декадников создали условия для обновления и расширения образовательного процесса, дети приобрели необходимые социальные навыки, стали более внимательными друг к другу, к окружающей среде.

Привлечение семей воспитанников к образовательному процессу стимулировало развитие детско-родительских отношений.  Интересы ребенка стали интересами родителей, поскольку ребенок выдвигал различные идеи, открывал новое уже в знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполнялась общим содержанием.

Важным воспитательным аспектом, на наш взгляд, является  проведение экологических акций. Проведение данных акций способствует воспитанию нового поколения, которое в дальнейшем будет хорошо понимать экологические проблемы, активно участвовать в пропаганде идей бережного отношения к природным ресурсам в собственной семье, среди сверстников, знакомых, сформирует потребность и культуру общения с различными видами промышленных отходов, что в дальнейшем повлияет на социальное развитие общества.

 

Ресурсосберегающая экологическая акция «Экосумка»

Цель акции:

привлечение  внимания семей воспитанников, сотрудников МБДОУ   к решению проблемполиэтиленового загрязнения окружающей среды.

Задачи:

- пропаганда  использования в повседневной жизни матерчатых сумок;
- информационное освещение экологических последствий использования полиэтиленовых пакетов, сумок в повседневной жизни;
- способствовать формированию основ экологического сознания.

Девиз: Как природу уберечь, незачем нам думать думку,

            Вместо разовых пакетов заведем мы экосумку!

Предварительная работа:

- проведение познавательных мероприятий (бесед, просмотр обучающих программ, видеофильмов) об экологических последствиях использования изделий из полиэтилена в повседневной жизни;

- проведение  конкурса  «Экосумка» среди семей воспитанников, сотрудников МБДОУ (предметом конкурса  являются матерчатые сумки оригинального дизайна, изготовленные участниками самостоятельно);

- объявление об условиях  проведении акции.

Условия проведения акции:

акция носит протестный характер против использования полиэтиленовых пакетов  в повседневной жизни.  Каждая возрастная группа готовит плакаты, лозунги за использование экосумок и оформляют ими групповые помещения МБДОУ. Акция может проводиться в течении определенного времени (день, неделя и т.д.) Условием  участия в  акции является замена полиэтиленовых пакетов на экосумки.

 

Ресурсосберегающая экологическая акция «Капелька»,
посвященная Всемирному дню водных ресурсов

Цель: воспитание бережного отношения к воде.

Девиз акции: «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!»

Срок проведения акции: 08.04-15.04.2013г

Предварительная работа:

  • объявление о проведении акции
  • выбор группы детей для работы в «Экологической полиции»;
  • изготовление экологических паспортов помещений дошкольного учреждения;
  • изготовление атрибутов (эмблем, повязок  «Экологической полиции»; штрафных и поощрительных талонов)

 Методика проведения акции:

  1. Проведение общей торжественной линейки, представление отрядов «Экологической полиции».
  2. Проведение рейдов Экологической полиции с целью выявления не бережного расходования воды в помещениях МБДОУ.
  3. Проведение общей торжественной линейки. Подведение итогов бережного  расходования воды по результатам  рейдов Экологической полиции. Награждение победителей.

 

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении конкурса детского художественного изобразительного творчества «Птица года-2013»

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения конкурса детского художественного изобразительного творчества «Птица года-2013 (Далее — Конкурс).

1.2. Конкурс  проводится в рамках экологического декадника, посвященного Году охраны окружающей среды.

1.3. На Конкурс принимаются детские рисунки различных птиц: домашних любимцев, хищных, исчезающих видов.

1.4. В конкурсе  принимают участие дети в возрасте от 3 до 7 лет (включительно).

2. Цель

2.1. Конкурс проводится с целью  развития познавательного интереса детей  к окружающему миру.

3. Задачи

 3.1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности;

3.2. Обогащение чувственного, эмоционального опыта детей.

3.3. Формирование представлений о жизни различных видов птиц.

4. Порядок проведения Конкурса.

4.1. Конкурс  проводится с  30 марта  по 17 апреля  2013 года (включительно)

4.2. Конкурс  проводится в несколько этапов:

07.04-14.04.13г Прием работ 

17.04.13г Работа жюри. Подведение итогов конкурса.

17.04.13г Торжественное открытие выставки детских художественных работ. Творческая презентация работ победителей.

5. Награждение.

5.1. По итогам Конкурса все участники награждаются почетными грамотами.

5.2.  Победители награждаются дипломами и памятными подарками.

 

Педагогическая деловая игра «Экологическое воспитание дошкольников»

Цель: совершенствование знаний педагогов в области экологической культуры.

Методические рекомендации по организации педагогической деловой игры:

Участники -   педагоги, специалисты МБДОУ.

Члены жюри - представители администрации, приглашенные специалисты, родители воспитанников.

Предварительная работа:

- оформление тематической выставки в методическом кабинете по вопросам экологического воспитания; экологии и  природоведения; художественной литературы, произведений изобразительного искусства и музыки.

- задание для участников: прочитать  сказку Й. Миллера и Й. Штайнера «Хочет ли медведь остаться медведем?» (Дошкольное воспитание. 1986. № 7)

- разработка: оценочных листов жюри, цифрового  ресурса  «Мир природы в изобразительном искусстве»;

- изготовление карточек с вопросами, цветных жетонов.

Оборудование:видеопроектор, CD-плеер, CD-носитель музыкальных произведений,  голосов птиц.

Ход игры:

I часть  «Блиц - опрос» по карточкам  (ведущий раздает участникам игры  карточки «Блиц-опроса»)

Материалы карточек «Блиц-опроса»:

№1

Что означает термин «экология»?

Назовите пословицы о природе, животных.

№ 2

Проблемы экологии во всем мире, нашей стране, родном городе.

Вспомните поговорки о природе.

№3

Что означает термин «экологическое воспитание дошкольников?»
Перечислите народные приметы о природе.

№ 4

Почему, на ваш взгляд, экологическим воспитанием надо
заниматься с дошкольного возраста?

Прочитайте наизусть стихотворение, о красоте русской природы.

№ 5

Каково влияние экологии на здоровье детей?

Назовите имена русских писателей, посвятивших свои произведения
животным.

№ 6

Назовите    причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к
природе?

Назовите название сказок о животных.

№7

Перечислите основные принципы экологического воспитания дошкольников.

Назовите имена художников, воспевших красоту русской природе.

№ 8

Назовите основные, на ваш взгляд, условия экологического воспитания
дошкольников.

Назовите музыкальные произведения о природе.

II часть «Знатоки».

Проводится по методу: вопрос-ответ. Жюри оценивает скорость и правильность ответа.

Вопросы к игре «Знатоки»:

1. «Вопрос на засыпку»

- У кого уши на ногах?

- Весной или летом цветет сирень?

- Зачем скворцы и галки садятся на спину коровам, лошадям?

- Все ли зайцы белы зимой?

- Отчего кошка часто умывается, а собака — нет?

- Как летом без барометра можно узнать приближение ненастья?

- Какой зверь спит всю зиму вниз головой?

- Дым столбом какую погоду предвещает?

- Лягушки расквакались к чему?

- Где летом лучше всего наблюдать следы птиц?

2. Задание к игре «Знатоки»

Участникам предлагается объяснить почему их так назвали?

Примерные вопросы: Часы - цветы? Мать -и - мачеха? Сердечник? Одуванчик? Бархатцы? Клюква? Рябина? Ежевика? Сыроежка? Моховик? Зяблик? Трясогуска? Стриж? Снегирь?

3. Задание к игре «Знатоки»

Участникам предлагается узнать и назвать авторов и название картин.

Картины демонстрируются при помощи  цифровых носителей (видеопроектор).

Примерные художественные произведения:

М. М. Левитан  «Золотая осень»; М. М. Шишкин. «Зима»; А.К. Саврасов «Грачи прилетели»;  И.К. Айвазовский «Волна»;  И.Э. Грабарь «Рябинка»;  И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»;  М. М. Левитан «Большая вода»;  Н.К.Рерих «Гималаи».

4. Задание к игре «Знатоки» -  «Угадай Мелодию».

Участникам предлагается  поочередно прослушать запись музыкальных произведений,  назвать автора и название самого произведения.

Примерные музыкальные произведения: П.И. Чайковский «Песня жаворонка»;   Л.Дакен «Кукушка»;  Вивальди «Зима» из цикла «Времена года»;  П.И. Чайковский «Подснежник».

5. Задание к игре «Знатоки»:  угадай голос птиц.

Участникам поочередно предлагается прослушать запись голосов птиц в природе: «Соловей», «Воробей», «Ворон», «Грач», «Скворец», «Синица»

III часть: «Домашнее задание»

Задание: ответить на вопрос: Какая экологическая проблема поставлена в сказке  Й. Миллера и Й. Штайнера «Хочет ли медведь остаться медведем?»

Подведение итогов. Награждение победителей.

 

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении конкурса фотографий
и видеороликов «Мы выбираем чистую планету»

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения конкурса  фотографий, видеороликов «Мы выбираем чистую планету-2013 »  (Далее — Конкурс).

1.2. Конкурс  проводится в рамках экологического декадника, посвященного Году охраны окружающей среды.

1.3 В конкурсе  принимают участие семьи воспитанников МБДОУ.

2. Цель Конкурса

2.1. Привлечение родительской общественности к  проблемам загрязнения

окружающей среды, возникновению несанкционированных свалок.

3. Задачи Конкурса

3.1. Осознание  ухудшения экологической и санитарной обстановки в родном  городе и его окрестностях.

3.2. Формирование  сопричастности, повышение ответственности за сохранение окружающей природной  среды

4. Предмет Конкурса

4.1. Предметом конкурса  являются фотографии, видеоролики  соответствующие целям конкурсной тематики.

4.2. Конкурсантам предлагается запечатлевать моменты нарушения санитарных  и экологических норм. Предметом съемки могут быть любые нарушения, которые  делают окружающую среду грязной и экологически небезопасной, а также собственные действия по улучшению санитарного состояния окружающей среды.

5. Порядок проведения Конкурса.

5.1. Конкурс  проводится с  30 марта  по 16 апреля  2013 года (включительно)

5.2. Конкурс  проводится в несколько этапов:

10.04-14.04.13г Прием работ 

15.04.13г Работа жюри. Подведение итогов конкурса.

16.04.13г Торжественное награждение участников и победителей. 

6. Награждение.

6.1. По итогам Конкурса все участники награждаются почетными грамотами.

6.2.  Победители награждаются дипломами и памятными подарками.

25 апреля  в МБДОУ №22 состоялась экологическая акция «Берегиня» под лозунгом: «Дать макулатуре вторую жизнь!».

  • 100 килограммов – это 1 спасенное дерево;
  • на каждого россиянина приходится около 25 килограммов бумажной продукции в год, то есть каждая среднестатистическая семья может сберечь 1 дерево в год;
  • макулатура составляет по весу примерно 40% всех твердых отходов.

Площадь лесных массивов на планете постоянно сокращается, следовательно, нехватка деревьев станет ощутимой проблемой в самое ближайшее время.

Воспитанники, родители и сотрудники МБДОУ приняли активное участие в спасении сибирских лесов. К акции присоединились 60 семей воспитанников.

Собрано и сдано 643 кг. 515 гр. макулатуры.

При подведении итогов акции были определены «зеленые лидеры»: среди групп – подготовительная группа (262 кг.), среди воспитанников – семья Радзих (115 кг.).

Спасибо всем участникам акции «Берегиня»!
Общими усилиями мы сохранили жизнь шести деревьям!

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА «ДВА ЛЕСА»

Цели и задачи:

  • Развивать познавательного интереса к природе;
  • воспитывать бережное, гуманное отношения к природе, чувство ответственности за все живое на Земле;
  • формировать представления детей о неразрывной связи человека с природой;
  • развивать нравственные качества личности, чувство товарищества, готовности прийти на помощь друзьям;
  • воспитывать бережное отношение к природе, понимать её значение для жизни человека;
  • воспитывать чувство единства человека и природы;
  • закреплять знания детей о правилах поведения в лесу.

Сцена первая:

(По тропинке идут Маша и Саша, находят желудь.)

Саша: Ой, что это?

Маша: Это – желудь.  Желуди - семена дуба.

Саша: Дай, посмотреть. (Нечаянно роняет желудь)

                        (Раздается гром, раздвигается занавес)

Сцена оформлена  в виде черного, голого леса. Разоренный муравейник. Вместо цветов черное пятно от костра. Везде валяется мусор.  В центре зала стоит старый  дуб.

                          (Дети с удивлением оглядываются)

Саша: Ой, куда это мы попали?

Маша: Ой, Саша, мне страшно!

Какие здесь черные, мрачные краски.

Саша: Мы значит попали в страшную сказку

Маша: И птиц здесь не слышно, цветов совсем нету,

Саша: Мы может, попали на другую планету?

Маша:  Интересно, что  здесь случилось?

              Наверное, с лесом, беда   приключилась?

Саша: Посмотри - ка, дуб стоит, его листва не шелестит

             Плохо дубу одному, в этом сумрачном лесу.

Маша: Милый дуб, нам помоги,

              Что здесь случилось, расскажи!

(Звучит волшебная музыка, в дубе открывается дупло)

Дуб: Среди леса на поляне, я сто лет уже живу.

Всё я видел, всё я знаю, одного я не пойму.

Почему  наш лес обидели?   Какой он стал сейчас - увидели?

Маша: Так что же, случилось с лесом, дедушка дуб?

Дуб: Садитесь, да послушайте, что я вам, расскажу.

                  ( Саша и Маша садятся на пенечки)

Дуб: Давным - давно наш лес был совсем другой, живой и зеленый. В нем было много цветов, грибов и ягод, жили разные звери,   пели веселые птицы. Но злые люди не берегли лес. Они рвали и топтали цветы. Исчезли из леса все цветы, и здесь стало мрачно. Нечего стало есть пчелам и они улетели. Пропали пчелы- кончился мед. Но злые люди не остановились: ломали деревья, повсюду разводили костры. Вскоре трава совсем исчезла. Черным, угрюмым стал наш лес.

Злые люди разорили все гнезда. И птицы улетели в другие края. В   лесу пропали грибы и ягоды. Голодные звери тоже покинули лес. Ты правильно сказала Машенька - наш лес стал страшным.

Маша: Дедушка дуб,  разве  ничего нельзя сделать?

Саша: Неужели нельзя спасти лес?

Дуб: Можно! Но это, очень трудно, посмотрите какая здесь грязь, сколько кругом мусора.

Саша:  Не грусти ты, дуб зеленый.

               Помощь ведь уже пришла!

               Скоро снова ты услышишь

              Утром   трели соловья!

         Вон у нас сколько помощников!

Маша: Давайте, ребята, лесу помогать !

             О нем ни на минуту нельзя  нам забывать.

              Ведь цветы, леса, поля и речки,

              Для нас останутся навечно!

(Дети - зрители помогают собирать мусор в контейнер. Убирается черная накидка с леса, появляется трава.)

Сцена вторая:

Саша: Ох, как устал. Но как здесь стало чисто.

(Звучит музыка природы, пение птиц, звон ручья.)

Маша: Саша посмотри, это кто?

(На сцену выходит муравей)

Муравей: Что за чудо, что за диво!

                   Как здесь чисто и красиво!

Эй, муравьи, друзья мои, все ко мне спешите,

Муравейник на пригорке строить помогите!

                        Танец муравьев (строят муравейник)

                         (Выбегают цветы) 

                         Танец цветов муз. Чайковского

    (Вылетает одна пчелка, увидела цветы, улетела, привела всех пчелок .  )

                      Танец цветов и пчел муз. Римского - Корсакого

                                  (Вылетает одна бабочка)

Бабочка: Ах, какие чудные цветы,

                 Какая свежая трава,

                Бабочки, подружки, спешите сюда!

                            Танец бабочек муз.Картушиной

Дуб: Спасибо вам, ребята, что лес для нас спасли,

Пчелы: А мы детям в угощенье, меду принесли.

                                 (угощают детей медом)

 ( На сцене выстраиваются все персонажи сказки, звучит музыка «Звуки природы» )

Дуб: Дерево, трава, цветок и птица,
        Не всегда умеют защититься.
        Если будут уничтожены они,
        На планете мы останемся одни

Маша:

Знают все взрослые, знают все дети,
Что вместе с нами живут на планете…

Бабочка:

Лев и журавль, попугай и лисица.
Волк и медведь, стрекоза и куница.

Пчелка:

Белые рощи, лесные дубравы,
Реки, речушки, деревья и травы!

Муравей:

Синее море, лесной ручеёк,
Все доверяют тебе, человек!

Саша:

Ты - самый умный, а значит, в ответе
За всё живое, что есть на планете!