ISSN 1997-9657
       
Рощепий Е.Н. Экологический мониторинг окружающей среды в детском саду

Рощепий Е.Н. Экологический мониторинг окружающей среды в детском саду
Рощепий Евгения Николаевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №709, дошкольное отделение, г.Москва


Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля. Человечество подошло к порогу , за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства нужно учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Задача дошкольного учреждения состоит не только в том, чтобы формировать  навыки культуры поведения в природе, расширять представления о взаимосвязях в природе, но и способствовать приобретению навыков исследовательской деятельности. Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, предоставляют ему возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

В ходе исследовательской деятельности происходит непосредственное общение дошкольников с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность. Примером такой исследовательской деятельности является мониторинг экологической среды. Данные мониторинга могут составить основу экологического паспорта территории образовательного учреждения. Для детей такой вид деятельности – это первая проба сил в исследовательской работе. Это большой, творческий труд, в процессе которого вырабатывается характер, настойчивость, кропотливость, вырабатываются навыки природоохранной деятельности.

Экологический мониторинг в детском саду – это часть системы экологического образования, предназначенная для формирования экологических знаний, умений, навыков и мировоззрения  на базе практической деятельности, включающей программные наблюдения за состоянием среды своей местности.

Целями дошкольного экологического мониторинга являются:

  • формирование экологических знаний и культуры дошкольников в ходе практической деятельности; 
  • обеспечение учета показателей экологического состояния территории на уровне биогеоценозов.

Проведение экологического мониторинга основано на использовании доступных для детей методов исследования, которые подбираются согласно возрасту, программе воспитания и обучения, исходя из реалий жизни. Для проведения мониторинга экологической среды территории детского сада привлекаются дети старшего дошкольного возраста. Участники мониторинга осуществляют наблюдение и измерение показателей природных объектов. Методы исследований, используемых в мониторинге, должны соответствовать возрасту детей, не должны выходить за зону их ближайшего развития, не должны превышать их психолого-физические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать у детей желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью. В детских исследованиях можно использовать  мониторинг биологических объектов, мониторинг воздушной среды и мониторинг почв.

Методы мониторинга биологических объектов (биоты)

Биота – совокупность всех живых организмов (растений, животных и микроорганизмов), населяющих какую-либо территорию. При организации мониторинга биоты выбирают постоянные участки с определенными видами растительности. Наблюдения над хорошо знакомыми птицами, растениями, насекомыми должны быть регулярными. При проведении мониторинговых исследований растений внимание уделяется морфологическим признакам листьев, хвои, особенностям коры, которые довольно просто регистрируются. При проведении мониторинга животных, дети  вместе с воспитателем могут определять их видовой состав.

Мониторинг зеленых насаждений

Растительность на улицах городов рассматривается, прежде всего, с точки зрения улучшения среды жизни для человека в гигиеническом и эстетическом отношениях. Растения обогащают воздух кислородом, увлажняют и очищают его, способствуют снижению шума, влияют на микроклимат территории. Загрязнение воздуха, воды, почвы оказывает влияние на физиологические функции растений, их внешний облик, состояние, продолжительность жизни. Среди растений есть виды, чувствительные к загрязнению среды, и есть более выносливые. Выполнение работ по учету зеленых насаждений дает возможность оценить антропогенную нагрузку на территории. При выполнении работы дошкольники овладевают методами исследования, знакомятся с видовым составом растений, их экологией.

Этапы работы:

I. Подготовительный этап:

  1. Постановка цели и задач.
  2. Подготовка материала и оборудования . (Планшеты, карандаши, линейки, резинки, мерные ленты, рулетки, веревка, бумага). 
  3. Знакомство с объектами.
  4. Составление план - карты объекта исследования.

II. Проведение исследования.

  1. Вместе с детьми рисуем план карту территории детского сада, разделяем на участки.
  2. На план - карту наносим объекты – деревья, определяем расстояние между ними. 
  3. Каждому дереву, кустарнику или группе кустарников присваиваем порядковый номер.
  4. В полевой дневник записываем данные в виде таблицы: вид насаждения, номер дерева, порода (вид), диаметр ствола.

Для подготовки материала и оборудования с дошкольниками можно провести игру «Отбери необходимые предметы». Составление план – карты для детей старшего дошкольного возраста доступное занятие, но данную работу они могут выполнить вместе с взрослыми (компьютерная версия плана). Подсчет и нумерация деревьев, измерение их диаметра – эта работа так же соответствует программным  требованиям.

III. Обработка материалов обследования.

  1. На основании рабочих карт отдельных участков, составляется общая карта зеленых насаждений.
  2. Вместе с воспитателем по данным полевых дневников, дети составляют «Паспорт зеленых насаждений объекта». (Приложение 1)

Данные исследования мониторинга дают возможность познакомить детей с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы, формировать умение «читать» простейшую географическую информацию.

Для получения объективного представления об особенностях сезонного развития природы  отдельной территории  проводим фенологические  (сезонные) наблюдения жизнедеятельности живых организмов. Данные наблюдения можно провести в форме совместной проектной деятельности детей, родителей, воспитателей. ( Приложение 2)

Наблюдения за растительными объектами в ходе проекта можно проводить в течение длительного времени. Это дает возможность проследить стадии развитий, пронаблюдать за сезонными изменениями в жизни растений.

Мониторинг воздушной среды

Чистый воздух необходим для жизни человека, растений и животных. Атмосферные загрязнения оказывают отрицательное влияние на живые организмы, что приводит к сокращению численности, видового разнообразия животных и растений, заболеваемости человека. Источников, вызывающих загрязнение атмосферы, - множество. Однако самыми значительными из них являются транспорт и индустрия.

Оценку состояния воздушной среды в условиях дошкольного учреждения можно проводить  по определению запыленности воздуха, автотранспортной нагрузке и определению степени чистоты воздуха по сосне обыкновенной.

Оценка чистоты воздуха по величине транспортной нагрузки

Наиболее мощным загрязнителем атмосферы в городских условиях является автотранспорт. Для исследования выбираем несколько дорог с незначительным, средним и интенсивным движением, прилегающих к территории детского сада. На выбранной дороге наблюдаем за движением транспорта. Каждую проехавшую мимо машину, отмечаем палочкой на листе. Подсчитать количество машин можно на  дневной и вечерней прогулках, наблюдая за движением машин с прогулочного участка. Место наблюдения должно быть безопасно для ребенка, поэтому во время  проведение данного исследования дети не покидают территорию детского сада.

Определение запыленности воздуха

Вблизи дороги и для контроля в удалении от нее выбираем несколько деревьев. Листья по очереди, не срывая, опускаем в стакан с водой и смываем с их поверхности пыль. Воду фильтруем. Взвешиваем сухой фильтр и фильтр с осадком после высушивания. Полученный результат дает массу пыли на поверхности листьев. Подобным образом смываем пыль с листьев контрольных растений. Места взятия проб отмечаем на карте территории детского сада. Полученные данные вносим в экологический паспорт детского сада.

Определение состояния воздуха по состоянию хвои сосны обыкновенной

Наиболее чувствительны к загрязнению воздуха сосновые леса. Поэтому сосну обыкновенную можно использовать как индикатор антропогенного влияния. На чистых территориях основная масса хвои сосны здорова, не имеет повреждений, и лишь малая часть хвоинок имеет светло-зеленые пятна. С нескольких боковых побегов в средней части кроны отбираем определенное количество хвоинок. Вся хвоя делится на три части: неповрежденная, с пятнышками и с признаками усыхания, и подсчитывается количество хвоинок в каждой группе. Данные заносятся в таблицу. (Приложение 3)

Чтобы не срывать хвою на растении, можно выбрать боковой побег и на нем подсчитать хвоинки, разделить их на группы. Данные внести в таблицу экологического паспорта. В нашем детском саду данные исследования проводили ребята из отряда «Юные экологи», на территории питомника хвойных растений «Ясельки». В рамках детско-родительского экологического проекта «Ясельки» дети вместе с родителями определяли загрязнение воздуха по состоянию хвоинок сосны в парке нашего микрорайона. Данный вид исследований будет способствовать совершенствованию навыков количественного счета, закреплять умение детей сравнивать предметы, классифицировать, группировать по цвету, форме.

Мониторинг почв

Оценить состояние окружающей среды можно с помощью растений – биоиндикаторов. В качестве биоиндикатора для характеристики состояния почв можно использовать клевер ползучий. Форма седого рисунка на пластинке листа и частота встречаемости может использоваться как индикатор загрязнения среды. Наблюдения осуществляются путем подсчета форм с различным рисунком и без него. Для данного исследования выбираем направление, по которому будет осуществляться движение («экологическая тропинка»). Обнаружив экземпляр растения, определяем какой рисунок на листочках и делаем отметку в таблице. (Приложение 4)

Эта процедура повторяется по ходу движения в заданном направлении до конца пробной площадки. Данные заносим в таблицу экологического паспорта.

Достаточно сложно для детей подсчитывать частоту встречаемости отдельных фенов, индекса соотношения фенов. Все подобные подсчеты они смогут выполнить в будущем, обучаясь в школе. Проводя данный эксперимент в старшем дошкольном возрасте, они приобретут навыки экспериментальной деятельности, ведь определение различных видов рисунков на листочках растений и их подсчет не вызовет трудности у детей, а наоборот будет способствовать развитию внимания, умению его концентрировать.

Исследовательские работы по экологии имеют свои особенности:

  • Дошкольники в процессе эксперимента решают поставленную проблему, аргументируя  свое решение полученными результатами.
  • Объективность эксперимента обеспечивается систематическими исследованиями.
  • Экологические исследования – это теоретические знания, экологическая культура и практические действия.

Выполняя исследовательскую работу, дошкольники развивают умения проводить наблюдения, поставить эксперимент, проследить, что изменилось по сравнению с предыдущими исследованиями, сделать выводы. Воспитательное значение имеет и эмоциональное воздействие экологического эксперимента. У детей возникает чувство сопричастности за судьбу природных объектов. Они с интересом участвуют в работе, которая приносит пользу природе, а знания и умения по охране окружающей среды, которые они получают в детском саду, пригодятся им в школе.

 По результатам мониторинга был оформлен экологический паспорт нашего дошкольного учреждения, описан видовой состав растений и животных, обитающих на территории детского сада.

 Исследовательская деятельность, участие ребят в экологических акциях, в работе отряда «Юные экологи» способствуют получению дошкольниками экологических знаний и превращению этих знаний в мировоззрение.