ISSN 1997-9657
       
Савина И.Е. Экологический проект "Человек природе друг или враг?"

Савина И.Е. Экологический проект
Савина Ирина Евгеньевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка – детский сад №66", г.Владимир


Направленность проекта: взаимосвязь экологического воспитания с трудовым .

Предпосылки: видоизменение развивающей среды.

Возраст: старшая, подготовительная группа.

Вид проекта: познавательно - творческий.

Продолжительность: долгосрочный.

Актуальность:

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень в общем образовании детей. Дошкольное образование является  и начальным звеном непрерывного экологического воспитания.  Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания.            

Экологическое воспитание оказывает огромное влияние на формирование личности –развитие нравственных, физических качеств, способствует развитию логического мышления, речи, творческих способностей детей.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к экологическому образованию и воспитанию детей является технология проектирования. Размышляя о природе вместе с педагогом или родителем, дошкольники обогащают свои знания, чувства, у них формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Именно с дошкольного возраста нужно создавать условия для полноценного и своевременного развития ребенка, ориентируясь на разнообразные формы и методы и обязательно привлекая к участию родителей.

Цель проекта:

формирование начал экологической культуры, направленной на выработку активной гуманистической позиции по отношению к природе, способствовать развитию интереса в деле сохранения природных богатств, формированию чувства сопричастности ко всему живому, развивать творчески свободную личность ребенка.

Задачи проекта:

1. Образовательные:

• расширять представления о разнообразии живой и неживой природы,

• формировать ответственное и бережное отношение к природе,

• вовлекать в природоохранительную деятельность

• развивать трудовые умения и навыки.

2. Развивающие:

• развивать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения,

• развивать интерес к закономерностям в развитии природы,

• развивать познавательные способности и коммуникативные навыки  в процессе ознакомления с природой,

• развивать творческое мышление, воображение, наблюдательность.

3. Воспитательные:

• воспитывать самостоятельность, трудолюбие,

• воспитывать чувство сострадания к обитателям природы попавшим в беду.

Участники проекта: воспитанники старшей, подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги МБДОУ№ 66, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования (ИЗО), инструктор по ФИЗО.

Место реализации проекта: город Владимир, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №66 «Дельфиненок».

 Принципы реализации:

1. Актуальность.

2. Системность.

3. Доступность.

4. Наглядность.

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня знаний у детей по экологии и охране окружающей среды в целом и родного края в частности;

- воспитать любовь к природе (через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия);

- воспитать у  детей умение сопереживать ее бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности)

- повышение уровня педагогической компетенции педагогов;

- совершенствование уровня знаний, экологического сознания родителей, их

активное участие в экологическом образовании дошкольников.

Этапы реализации проекта:

I этап -  организационно - подготовительный.

1. Подбор программно – методического обеспечения: за основу принята программа «Детство», раздел «Ребенок открывает мир природы».

В дополнение отобрала следующие технологии:

- В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Экология: конспекты занятий в старшей и подготовительной группе детского сада;

- программа «Мы» Н.Н. Кондратьевой;

- «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте» С.Н. Николаевой;

- «Добро пожаловать в экологию!» О.А. Воронкевич.

2. Изучение опыта педагогов – новаторов: Н. В. Виноградовой,

В.Н. Волчковой, С.А. Веретенниковой, П.Г. Саморуковой, Н.В. Степановой, С.Н. Николаевой.

3. Выбор и утверждение темы.

4. Определение целей и задач проекта.

5. Создание эколого – развивающей среды.

6. Создание картотеки игр природоведческого характера.

7. Сбор и систематизация демонстрационного материала, способствующего  уточнению и закреплению знаний о природе, охране окружающей среды родного края.

8. Подбор художественной литературы и музыкальных произведений  природоведческого характера, в том числе и произведения писателей, художников и композиторов Владимирской области.

9. Составление перспективно - тематического плана.

10. Обеспечение условий для проведения проекта.

11. Проведение анкетирования с родителями

12. вовлечение родителей в  поиск  материала и изготовлению игр экологической направленности.

13. Осуществление контроля над реализацией проекта.

II этап – рефлексивно – диагностический.

1. Мониторинг уровня знаний и мотивации детей.

Мониторинг позволил оценить не только успехи детей, но и позволил проанализировать степень работы педагогов. На основании результатов мониторинга были сделаны выводы о правильности выбора технологий и методов работы с детьми, спрогнозирован желаемый результат.

2.  Анкетирование родителей по данной проблеме, выявление социального запроса семей воспитанников.

III этап – практическая реализация проекта.

1. Корректировка планов. Были внесены дополнения в планы

воспитательно – образовательной работы группы: интеграция экологического воспитания с различными видами деятельности детей, использование игр природоведческого характера как метода достижения целей приоритетных направлений педагога, включение в режим дня посещение детьми цветочной галереи с целью трудового воспитания детей.

2. Запланированы семинары – практикумы для педагогов, презентации авторских игр, тематические праздники с родителями, родительские собрания на основе запросов семей воспитанников.

3. Проведение бесед по охране окружающей среды в целом и родного края в частности.

4. Ознакомление детей с детским фольклором, художественными произведениями детских писателей Владимирской области.

5. Знакомство детей с народными, подвижными, дидактическими играми природоведческого характера.

6. Ознакомление детей с образцами декоративно-прикладного творчества.

7. Организация выставок.

8. Просмотр слайдов о живой и неживой природе, об их взаимодействии и взаимосвязи.

9 Разучивание песен, хороводов, стихов.

10. Театрализованная деятельность.

11. Экскурсии в природу.

IV этап - заключительный.

1. Разработанный проект позволил решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель: дети успешно осваивают содержание программы «Детство», а раздел «Ребенок открывает мир природы».  Проведенный  мониторинг позволил сделать следующие выводы: проведенная в рамках проекта работа стимулирует познавательные процессы и творческую инициативность у детей, формирует умение дать оценку своей работе и полученному результату.

2. Данная работа позволила повысить педагогическую компетентность педагогов посредством развивающего игрового взаимодействия с детьми.

3. Участие в проектной деятельности обеспечило развитие творческого потенциала и повышение экологического сознания родителей воспитанников.

Формы работы по реализации проекта:

- создание презентаций, слайд шоу;

- наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;

- эколого-познавательные праздники, развлечения, КВН совместно с родителями;

- детская лаборатория (опыты и эксперименты);

- выпуск экологический газеты;

- экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия;

- музыкальные гостиные;

- художественные мастерские.

Итоговое мероприятие.

Музыкально познавательное развлечение «Мы - спасатели».