ISSN 1997-9657
       
Боярчук О.Ю., Артеменко С.А. Познавательно-развлекательное экологическое мероприятие "Праздник серебряной рыбки"

Боярчук О.Ю., Артеменко С.А. Познавательно-развлекательное экологическое мероприятие
Боярчук Ольга Юрьевна, Артеменко Светлана Анатольевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида "Солнышко", Сахалинская область, г.Долинск


Цель мероприятия: формирование элементарной экологической  культуры старших дошкольников, общей эрудиции, воспитание начал нравственных идеалов как основы поведения ребенка-дошкольника в природе.

Задачи:

1. Закрепить знания о лососе; счёт в пределах 10, состав числа из 5.

2. Упражнять в определении лососевых рыб по внешним признакам.

3.Упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова: справа, слева, спереди, сзади.

4. Воспитывать позитивное и бережное отношение к природе, социально-ответственное поведение в ней, прививать любовь к природе родного края.

5. Формирование у детей чувство осознания своего единства с окружающим миром.

6. Содействовать сплочению детского коллектива, формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

7. Развивать творческие способности детей через художественное  творчество: рисование, музыку, драматизацию.

8. Совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа слов.

Оборудование: рисунки о природе Сахалина, фотографии с видами природы Сахалина; маркеры, мольберты;  СD-диск с видеозаписью миграции лосося на нерест, CD-диск с записью звуков природы, CD-диск с записью песни «Маленькая рыбка» (муз. Ч. н. п. обр. Ф. Зрно, слова М. Долинева); компьютерное оборудование в комплекте; иллюстрации с изображением рыб, маски-шапочки рыб по количесву играющих детей; карточки с цифрами от 1 до 5, с другой стороны-буквами (н, е, р, к, а, );  спортивный инвентарь: мячи, кубики, обручи, колокольчики;  жетончики для викторины.

Взаимодействие со специалистами: подбор музыкальных произведений музыкальным руководителем; подготовка эстафеты физкультурным руководителем.

Предварительная работа: Просмотр DVD – фильма «Природа Сахалина: рыбы семейства лососевых». Знакомство с видами и  разновидностями рыб, семейства лососевых на фронтальных занятиях. Беседы с детьми о вреде, который наносит браконьерство животному и растительному миру рек и водоемов области.  Обучение навыку отвечать полными предложениями на вопросы. Обучение умению составлять слова из букв: формирование навыка звукобуквенного анализа слов. Разучивание стихотворения О.С. Мучкаевой «Родной край». Составление слайд-шоу на основе материалов работы с семьями воспитанников. Разучивание ритмопластического этюда «Маленькая рыбка» и песни «Разноцветная планета».

Форма проведения: коллективно-подгрупповая.

Х О Д   М Е Р О П Р И Я Т И Я:

Воспитатель приглашает детей в зал. Фоном звучит музыкальная заставка со звуками природы. Дети садятся полукругом перед проекционным экраном.

Слайд-шоу с использованием рисунков детей,  подготовленных совместно с родителями по теме «Природа Сахалина». На фоне меняющихся изображений звучит запись стихотворения «Родной край» О.С. Мучкаевой, в исполнении воспитанников группы.

Где-то в океане, там, где волны плещут,

Есть остров, хоть и маленький, но очень он чудесный.

Сам он в виде рыбки,  есть хвост и голова.

И я о нём сегодня хочу Вам рассказать.

Здесь сопки, мне родные, и ели голубые.

Здесь утренние росы, закаты золотые.

Здесь белые берёзки и тонкие рябины,

Зеленые серёжки и красная малина.

Плакучей ивы ветви над речкою свисают.

Зелёные листочки от ветерка играют.

Тебя люблю я очень, мой милый Сахалин,

Нет острова красивей – такой лишь ты один!

Ведущий: Красив и прекрасен наш край, наша малая Родина – остров Сахалин. А какие богатства Сахалина Вы знаете, ребята?

Дети: Растения, ягоды, животные, газ, нефть, крабы, рыбы, вода, люди.

Ведущий: Вы все правы, никто не ошибся. Даже мы с Вами – богатство Сахалина. Без нашей любви, внимания, заботы природе придётся тяжело.  Для этого,  мы и собрались  в этом зале, чтобы показать свои знания, умения, как юных защитников родной природы. Потому что все знают – что природа – это наш общий дом, который мы должны беречь и защищать.  Начинаем нашу познавательно-развлекательную игру «Праздник серебряной рыбы»

Дети исполняют песню «Разноцветная планета»
Н. Лукониной, Л. Чадовой.

1-й куплет.

Там где горы голубые, там, где синяя вода,

Разноцветная планета из окошка мне видна.

Разноцветная планета не рисунок, не мечта,

Разноцветная планета – наша круглая земля!

Припев:

Планета людей, планета зверей,

Планета веселых и добрых друзей! – 2 раза.

Ведущий: Поприветствуем  участников нашего конкурса!

Дети, участвующие в состязании команд, занимают свои места.

Капитан 1команды: Команда…

Команда: Любознайки.

Капитан 1 команды: Наш девиз…

Команда: Сахалин наш дом родной - береги природу в нём!

Капитан 2 команды: Команда…

Команда: Говорунчики.

Капитан 2 команды: Наш девиз…

Команда: Запомни и передай друзьям: будущее Сахалина в наших руках!

Ведущий: А оценивать знания наших ребят будут члены жюри (представляются педагоги-члены жюри).

Ведущий: Все знают, что одним из главных богатств Сахалина является рыба, которую называют серебром нашего острова. А много ли вам известно о своем крае и об одном из его главных богатств, мы узнаем из первого конкурса - викторины.

Викторина «Кто больше знает?»

 Ход конкурса: Каждой команде ведущий по очереди задает вопросы. Участники команд быстро, коротко и верно должны ответить на них.

Оценивается: быстрота и правильность ответа. За каждый правильный ответ  - 1 балл.

Вопросы викторины:

1. Какими морями омывается Сахалин?

2. Какую форму имеет остров Сахалин?

3. Что значит экологически чистая река?

4. Кто живёт на растениях, растущих вдоль речки?

5. Что является естественным укрытием для рыбы в реке?

6. Всё ли равно лососю, в какую реку ему вернуться на нерест?

7. Как называются плавники у лосося?

8. Для чего нужны плавники лососю?

9. Какой плавник является отличительным признаком лосося?

10. Чем покрыто тело лосося? Зачем?

11. Чем дышит лосось?

12. Как можно определить возраст лосося?

13. С чего начинается жизнь лосося?

14. Как лосось узнаёт, в какую реку ему возвращаться на нерест?

15. Как плывёт лосось на нерест: вниз по течению или вверх?

16. Какая должна быть вода в реке для нереста?

17. Как называется группа лососей, которая идёт на нерест?

18. Что делает самка лосося, чтобы отметать икру: вьёт гнездо или сколачивает скворечник?

19.Как изменяется лосось во время нереста?

20. Что происходит с рыбой после нереста?

21. Кому служит мёртвый лосось?

22. Как раньше люди использовали лосося?

Ведущий: Следующий конкурс  покажет, чья команда сумеет нарисовать рыбу быстрее и красивее.  

Конкурс «Художники»

Ход конкурса: Каждый член команды по очереди должен дорисовать рыбе определенную часть: 1 ребенок – туловище, 2 ребенок – голову, третий ребенок – хвост и т.д. До мольберта участники должны пробежать между рядами из кубиков (дорожка шириной 30-40 см  начинается от линии старта), если при передвижении ребёнок сбивает кубик, то должен поставить его на место, чтобы он не мешал следующему участнику. Для передачи эстафеты ребёнок возвращается бегом.

Оценивается: быстрота, аккуратность и правильность выполнения. Максимальная оценка за конкурс - 3 балла. 

Ведущий: Повелось уж так во веки, не боюсь в пути устать.

Каждый год из моря в реки ходим мы икру метать.

-О каком семействе рыб идёт речь?

Дети: О рыбах семейства лососёвых.

Ведущий:  Верно. Теперь вместе вспомним и перечислим представителей этого семейства.

Игра «Чья команда назовет больше рыб».

Ход конкурса: Каждой командевыдаётся равное количество карточек с изображением пресных рыб, морских рыб и других морских обитателей.

Членам команды по очереди надо выбрать представителя лососёвых. Капитан команды подводит итог: перечисляет лососёвых, отобранных членами команды.

Оценивается: За каждый правильно названный капитаном ответ -1 балл

Дети: Горбуша, сима, кета, таймень, нерка, кунджа, кижуч.

Ведущий: Молодцы! Следующий конкурс называется «Рыбий хоровод». Под музыку ребята из обеих команд должны красиво двигаться - «плавать» по залу, как в море. С окончанием музыки, увидев определённое число, должны быстро создать круг из заданного числа с ребятами своей команды.

Подвижная игра «Рыбий хоровод»
(проводится под музыку).

Ход конкурса: Под веселую музыку все дети двигаются по залу. С окончанием музыки, воспитатель показывает цифру три(и другие в пределах пяти), дети должны быстро встать в круги с членами своей команды,  по заданному количеству. Игра проводится в пять заходов.

Оценивается: быстрота и правильность выполнения. За каждое правильно выполненное задание  - 1 балл. 

Ведущий: Каждый год представители семейства лососёвых, следуя зову природы, отправляются на нерест из морских вод в речные. Их путь тяжел. Преодолевая течение, избегая опасности быть пойманными людьми, животными, рыбы стараются доплыть до нерестовых мест.

Слова педагога сопровождаются видеозаписью «Рыба на нересте».

Ведущий: Давайте представим, что вы лососёвые рыбы и ваша победа зависит от силы, воли, ловкости, стремления. Вас ждёт рыбья эстафета. Оценивается не только скорость, но и правильность выполнения. Удачи!

Ход «Рыбьей эстафеты»

«Не попадись».По сигналу педагога добежать до дуги, пролезть под ней, не задев. Затем змейкой пробежать между камнями. Пересечь финишную прямую. Оценивается: 2 балла.

«Донеси икринку».У каждого игрока мяч. У стартовой линии мяч зажать коленями, прыгая на двух ногах, доставить мяч (икринку) в гнездо. Если мяч упал - поднимать нельзя, прыгать пустым до корзины .В результат засчитывается количество мячей в корзине.

«Круговорот».Команды строятся в две колонны по одному. У первых участников в руках по мячу. Поверху мяч передаётся в конец колонны, затем понизу между ног возвращается в начало колонны. Оценивается: 2 балла.

Воспитатель: Прошу участников конкурса присесть, сейчас для всех звучит музыкальная пауза,  жюри оценивает результаты эстафеты. 

Ритмопластический этюд «Маленькая рыбка»
(муз.ч.н.п. обр. Зрно,слова М.Долинева)

(Мальчики – рыбаки, девочки – инспектора по охране природы).

1.Здесь  река  глубока            (мальчики  с сачками идут  к  «реке»,                                                       

 Рыбка в ней резвится.          на полу лежит голубая ткань с рыбками).

 Заплыла  в  мой сачок         (кладут  рыбку  в сачок и показывают ее

 Мелкая  кунжица.                 припевая  припев).

Припев:

Тра-ля-ля-ля-ля-ля.

2.  Ах, рыбак, пожалей           (подходят девочки и грозя указательным

 Рыбку – невеличку,                 пальцем мальчикам произносят слова по

 Брось в реку поскорей            тексту. Мальчики «отпускают» рыбу в «реку»,      

 Бедную кунжичку.                  кладут сачки и взявшись за руки с девочками

Припев:                                   идут и припевают припев).

Тра-ля-ля-ля-ля-ля.

Ведущий: - С поучительной песней добрались мы до следующего конкурса: как называют людей, которые ловят рыбу сочками и сетками?

Дети: - Этих людей называют браконьерами.

Ведущий: - Каких людей называют рыбаками?

Дети: - Это люди, которые ловят рыбу удочкой.

Ведущий: - Как называют людей, охраняющих природу?

Дети: - Их называют инспектор по охране природы.

Ведущий: Как ещё можно отличить браконьера от рыбака?

Дети: У рыбака есть специальное разрешение на рыбалку.

Ведущий: Правильно. Настоящий рыбак имеет разрешение на вылов определённого количества рыбы. Такое разрешение называется квота. А у браконьера квоты нет, значит, он рыбачит незаконно, тайком и приносит большой вред природе. Мы с вами любим свой край и как законопослушные жители Сахалина прежде, чем отправится рыбачить должны, что получить?

Дети: Разрешение, квоту.

Игра «Составь слово»

Ход игры: Каждой команде раздаются карточки: на лицевой стороне - цифры от 1 до 5, на другой - буквы. Пяти членам команды надо взять по очереди карточку с цифрами и выстроится по порядку так, чтобы получилось слово «нерка». По команде ведущего  карточки переворачиваются. Выходит командир команды, читает сложенное участниками слово.

Оценивается: правильность и быстрота выполнения задания – 5 баллов.

Девочка- инспектор выдаётся разрешение на вылов рыбы – карточка с изображением нерки.

Ведущий:  Квоту мы получили. Сейчас ребята, которые не участвовали в предыдущем конкурсе, помогут выбрать предметы, необходимые для рыбалки. Ваш правильный выбор принесёт дополнительные баллы команде, за которую вы болеете.

Игра «Собери вещи для рыбалки»

Ход игры: Для каждой командывыдаются предметы. Игрокам необходимо по очереди выбрать то, что понадобится для законной  рыбалки.

Оценивается: быстрота, правильность выполнения.За каждый правильно выбранный предмет - 1 балл.

Ведущий: В следующем конкурсе ребята покажут свою ловкость, сноровку, умение правильно ориентироваться в пространстве.

Игра для участников команд «Весёлые рыбки»

(используются маски-шапочки).

Ход игры: Дети - рыбки становятся в круг с колокольчиками в руках, в середине круга - рыбак с удочкой. Рыбак закрывает глаза. Один из детей по указанию ведущего звонит в колокольчик. С помощью слов (справа, слева, спереди, сзади) рыбак должен объяснить, где проплыла рыбка. Если он не ошибся - рыбка  поймана, и отправляется в «ведро». Через некоторое время идёт подсчёт улова (Сколько всего, сколько симы, сколько горбуши и т.д.). Игра начинается заново с рыбаком из другой команды.

Ведущий: А сейчас, жюри подводит итоги игры. Для всех звучит еще одна музыкальная пауза.

Инсценировка песни М.Старокадомского «Любитель-рыболов».

Ведущий: Час торжественный настал -  приближается финал!

                  Славим наших знатоков, удальцов и молодцов!

                  Ну-ка, члены от жюри, кто здесь главный, выходи.

Объявляются победители, вручаются призы, медали.

Ведущий:  Наш экологический познавательно-развлекательный праздник  завершается. Сегодня мы с вами вспомнили о серебряном богатстве Сахалина - лососе, даже побывали в его роли. Мы, взрослые, надеемся, что вы, ребята, будете любить свой край, беречь природу, заботиться о ней и  уважать её. А главное, помните: мы  с вами – частичка родной природы.

Под музыкальное сопровождение дети покидают зал.