ISSN 1997-9657
       
Автаева В.Н. Эколого-познавательная игра-викторина "Знатоки природы"

Автаева В.Н. Эколого-познавательная игра-викторина
Автаева Валентина Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида "Солнышко", Сахалинская область, г.Долинск


Участники: воспитанники старшей группы детского сада.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, художественное творчество.

Цели:

1.  Учить бережно относится к природе в повседневной жизни.

2.  Закрепить и обобщать знания о диких животных.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.

Материал и оборудование: Сюжетная картина «Лес»; предметные картинки с изображением животных; имитация травы и лесной дорожки; перчатки индивидуальные на каждого ребенка; мешки для мусора; запись голосов природы (звуки весеннего леса) и веселая музыка для динамической паузы; муляжи больших деревьев, пеньков; клеенки, салфетки, клей, кисточки, подставки, животные и растительные иллюстрации.

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ

Воспитатель: - Ребята, сегодня, мы проведем эколого-познавательную игру-викторину «Знатоки природы». Кто знает, что такое викторина?

Дети: - Это игра, ответы на вопросы.

Воспитатель: - Верно! Участниками нашей игры-викторины будете вы, а чтобы узнать, кто лучший знаток природы, разделимся на две команды. Первая команда – «Юные лесники», вторая команда «Юные экологи». Предлагаю представиться каждой команде и поприветствовать друг друга!

1-й Командир: Команда!

Дети первой команды: Юные экологи!

1-й Командир: Наш девиз!

Дети первой команды: Будем лес любить, оберегать.

                                            Будем взрослым в этом помогать!

2-й Командир: Команда!

Дети второй команды: Юные экологи!

2-й Командир: Наш девиз!

Дети второй команды: Беречь леса, поля и реки,

                                            Чтоб сохранялось все на веки!

Воспитатель: За каждый правильный ответ команда получает фишку. Итак, начинаем нашу экологическую викторину!

Конкурс-разминка: Блиц-опрос «Интеллектуалы»

Воспитатель задает вопросы, чья команда быстрее и правильнее ответит, получает фишку.

Чем отличается лес от рощи?

Назовите одним словом: лису, песца, рысь, оленя…

Почему медведя называют травоядным?

Что такое Красная книга?

Назовите одним словом: лебедя, дятла, синицу, клеста….

Кто кроме птиц умеет летать?

Что такое «зеленая аптека»?

Какие животные Сахалинской области  занесены в Красную книгу?

Какие растения Сахалинской области занесены в Красную книгу?

Чем еж на медведя похож?

Назовите трудолюбивое насекомое.

Может ли камбала жить в реке?

Воспитатель на магнитную доску прикрепляет цветные фишки, заработанные каждой командой.

Под веселую мелодию крутиться волчок со стрелкой.

Первый тур: Экспресс-викторина

Воспитатель: Вопрос команде «Юные лесники». Вы пришли в лес, увидели красивую цветущую полянку. Как вы поступите? Объясните.

Дети: Цветы трогать не будем, потому что их нельзя рвать, топтать и мять,  это пища для бабочек, пчел, шмелей и других насекомых.

Воспитатель: Вопрос команде «Юные экологи». Вы зашли в лес и вам хочется попрыгать, побегать, поиграть. Ваши действия.

Дети: Ходить, и бегать будем по тропинкам, траву возле стволов деревьев топтать не станем, потому что это погубит прикорневую систему дерева, и растение может погибнуть.

Воспитатель: Вопрос для команды «Юные лесники». Как вы думаете, можно ли в лесу шуметь, громко кричать. Объясните, почему?

Дети: Шум может побеспокоить птиц, животных живущих в этом лесу и они покинут эти места.

Воспитатель: Вопрос команде «Юные экологи». Назовите правила, которые следует соблюдать во время прогулки по лесу.

Дети: Нельзя подходить к птичьим гнездам и прикасаться к ним. Нельзя ловить и уносить с собой птенцов. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, это погубит лес, а у животных и  птиц не будет дома.

Воспитатель: Вы все ответили верно. Птицы - это санитары леса, они уничтожают вредных насекомых. А растения – это живые существа и причинять им боль нельзя, потому что они щедро делятся с человеком своими дарами. Но в то же время и растения, и животные, и птицы беззащитны и нуждаются в вашей помощи и бережном отношении.

Воспитатель на магнитную доску прикрепляет цветные фишки, заработанные каждой командой.

Под веселую мелодию крутиться волчок со стрелкой.

Второй  тур:  игровая ситуация «Что будет если…?»

Воспитатель задает ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети делают вывод, что необходимо проявлять чувство меры и беречь природу.

Воспитатель: Вопрос первой команде, что  будет, если один человек бросит банку?А два? Три? Много людей? (Ответ детей).

Воспитатель: Вопрос второй команде. Что будет, если в выходной день одна семья из леса привезет огромную охапку цветов? Две семьи? Все семьи нашего города? (Ответы детей).

Воспитатель:Вопрос первой команде. Что будет, если на родник приедет машина, которая выбрасывает в воздух выхлопные газы? А много машин? (Ответы детей).

Воспитатель: Вопрос второй команде. Что будет, если в лесу один человек включить магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Ответы детей).

Воспитатель: Вопрос первой команде. Что будет, если дети, пришедшие в лес, поймают красивую бабочку? А много детей? (Ответы детей).

Воспитатель:Вопрос второй команде. Что будет, если сломать одну ветку? А ствол дерева? А срубить несколько деревьев? А если много? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, вы все отвечали верно, делали правильные выводы. Вы большие молодцы!

Воспитатель на магнитную доску прикрепляет цветные фишки, заработанные каждой командой.

Под веселую мелодию крутиться волчок со стрелкой.

Третий тур: игра-эстафета

 «Чья команда чище и быстрее уберет мусор»

Открывается ширма, за которой изображена лесная поляна с мусором. 

Воспитатель: Представьте, что мы попали в лес. Посмотрите, что в лесу не так, чего не должно быть?

Дети: Везде разбросан мусор.

Воспитатель: Как вы думаете, кто его оставил?

Дети: Люди, которые отдыхали в этом месте.

Воспитатель: Как вы поступите?

Дети: Мы уберем мусор и очистим поляну.

Воспитатель: Ваша задача: быстрее и чище убрать мусор с поляны. Но чтобы на неё попасть,  надо преодолеть препятствия, взять один предмет (мусор) вернувшись назад выбросить его в мешок.

Капитаны команд держат мешки, дети по очереди выполняют задание.

Воспитатель: Обе команды справились с заданием отлично, я вами горжусь! Мы с вами попали на вторую поляну,  посмотрите, какие предметы вы здесь видите?

Дети: Это спички и ветки.

Воспитатель: Для чего они здесь лежит, как вы считаете?

Дети: Чтобы развести костер.

Воспитатель: А можно разводить в лесу костер?

Дети: Нет, огонь может быстро распространится по лесу и начнется пожар. В пожаре погибнут животные, птицы и растения.

Воспитатель: Предлагаю убрать опасные предметы, чтобы не случилось беды.

Воспитатель на магнитную доску прикрепляет цветные фишки, заработанные каждой командой.

Под веселую мелодию крутиться волчок со стрелкой.

Четвертый тур: Игра «Берегите природу».

На магнитной доске картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнце, воду. У каждой команды, воспитатель убирает одну из картинок, капитаны команд должны рассказать, что произойдет с оставшимися живыми объектами, если на земле не будет спрятанного объекта. Ребята могут дополнять ответы капитанов.

Воспитатель на магнитную доску прикрепляет цветные фишки, заработанные каждой командой.

Под веселую мелодию крутиться волчок со стрелкой.

Пятый тур: «Доскажи и объясни»

Воспитатель: Загадка первой команде: «Испугался на тропинке, изогнув дугою спинку. Но его вы не пугайте, так труслив наш бедный…..»

Дети: Зайка!

Воспитатель: -Чем интересен этот зверек? Расскажите.

Воспитатель: Загадка второй команде: «Только с виду неуклюжий, переспит любую стужу. Если голоден, реветь станет , он большой - …..»

Дети: Медведь!

Воспитатель: -Чем интересен это животное? Расскажите.

Воспитатель: Загадка первой команде: «На зеленом на шнурочке – белые звоночки. Знают даже малыши: то лесные.. .»

Дети: Ландыши!

Воспитатель: -Чем интересны эти цветы? Расскажите.

Воспитатель: Загадка второй команде: «И кисла и красна на болоте росла?.»

Дети: Клюква!

Воспитатель: -Чем интересна эта ягода? Расскажите.

Воспитатель на магнитную доску прикрепляет цветные фишки, заработанные каждой командой.

Под веселую мелодию крутиться волчок со стрелкой.

Шестой тур: «Наш любимый лес»

У магнитных досок лежат наборы элементов к коллажу «Природа родного края» (фигурки животных, птиц, растений и т.д.). Дети из каждой команды по очереди, по сигналу воспитателя, должны добежать до доски, прикрепить элемент, чтобы в итоге получился красивый коллаж.

Воспитатель: Дерево, трава, цветок и птица не всегда успеют защититься.

                          Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

М. Родович.

- Чтобы этого не случилось, мы должны помогать природе и заботиться о ней. Вы сегодня порадовали своими знаниями. Надеюсь, что когда вы всегда будете уважать и любить природу родного края.

Дети исполняют песню «Не дразните собак» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского).

Подводятся итоги викторины, награждаются победители.