ISSN 1997-9657
       
Девятова Н.О., Кирбенева С.В., Никишина В.К. Проектно-исследовательская деятельность "Емелина вода"

Девятова Н.О., Кирбенева С.В., Никишина В.К. Проектно-исследовательская деятельность
Девятова Наталья Олеговна, Кирбенева Светлана Валерьевна, Никишина Валентина Константиновна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка-детский сад №20, г.Нижний Новгород


Цель. Формирование основ экологического сознания детей.

Задачи.

  • Продолжать обогащать опыт взаимодействия ребенка с неживой природой (водой).
  • Развитие познавательно-исследовательской активности детей в разных видах деятельности.
  • Побуждение детей к выдвижению гипотез, нахождению творческих способов и средств.
  • Учить детей планировать совместную деятельность, распределять обязанности, взаимодействовать по правилам.

Материал.

Аудиозаписи для тренингов, компьютер,  программа символов для компьютера, два ведерка со льдом, сенсорные карточки с геометрическими фигурами, шершавыми табличками и шумящими коробочками, набор материалов  для опытов на каждого ребенка ( бутылочка с водой, стаканы, мерный стакан, воронка, большая емкость для воды, узкий сосуд, фишки), салфетка, клеенка, поднос, лимон, сахарный песок, апельсин, стаканы с напитками, сухой ленточный дождь, тактильная дорожка, панно « Круговорот воды в природе».

Предварительная работа.

Чтение художественных произведений: Б.Заходер «Дождик», «Что случилось с речкой»; О.Григорьева «Капает дождь»; В.Лифшиц «Видел сам», Т. Маршалова «Гонит капля дождевая»,  русская народная сказка « По щучьему велению».  Наблюдение на прогулке за дождем, облаками, росой, снегом, лужами, искусственными водоемами и их обитателями. Проведение дидактических и подвижных игр «Капелька воды», «Солнышко и дождик», «Мы - капельки». Проведение опытов с водой: «Вода - прозрачная»,  «У воды нет вкуса», «Лед  - это твердая вода», «Вода - жидкая, может течь», «Лед легче воды», « Вода бывает теплой, холодной, горячей». Совместная работа детей и родителей в домашних условиях: очищение воды с помощью фильтров. Экскурсия к рекам Волге и Оке. Участие в экологических акциях в рамках форума  «Великие реки». Решение логической задачи « Почему вода обиделась?». Беседы с детьми: « Можно ли жить без воды?», «Что растет в воде?», «Природные  водоемы», « Искусственные водоемы», « Поделись с другом!». Цикл бесед с юными экологами.

Ход деятельности

1. Воспитатель приглашает детей в круг на ковре.

Эколого-психологический тренинг «Природный оркестр».

Педагог предлагает послушать звуки природы и определить их.

Воспитатель: У кого мяч, тот говорит, что услышал.

Дети: Вода шумит, дождь идет, слышен водопад, вода капает, вода льется и др.

Стук в дверь, в группу входит Емеля ( ребенок ) с двумя ведерками, в которых заледенела вода.

Дети: Здравствуй, Емелюшка! Что с тобой приключилось?

Емеля: С вечера припас воду, оставил ее на крыльце, а поутру не смог ею воспользоваться и не пойму, что случилось?

Воспитатель: Ребята! Как мы сможем помочь Емеле?

Дети: Разморозим воду. Расскажем, почему вода замерзла.   Почему вода   превратилась в лед.

Воспитатель: Приглашаю вас отправиться в лабораторию, где  познакомим Емелю  со свойствами воды. У каждого из вас карточка, по которой  вы найдете свое место в ней.

Упражнение « Найди пару».

Для выполнения упражненияиспользуются сенсорные карточки с геометрическими фигурами, шершавыми табличками, шумящими коробочками.

Воспитатель: Вашей работе в лаборатории поможет умный компьютер.

2. Дети нажимают клавиши на компьютере, появляется символ «Слияние  Оки и Волги».

Дети: Наш город  стоит на двух больших реках: Волге и Оке.

Емеля: Воды я набрал вчера на Стрелке, где река Ока впадает  в реку Волгу. Одно ведро воды из Оки, другое из Волги.

Дети обращают внимание на ведра Емели и обнаруживают, что лед превратился в воду.

Воспитатель: Емеля, посмотри на свои ведра. В них опять вода. Ребята, что произошло?

Дети: В группе тепло и лед растаял.

Дети рассматривают воду и определяют, что она не совсем чистая.

Воспитатель: Ребята, а какую воду вы бы хотели пить?

Дети: Чистую, вкусную, прозрачную и т.д.

Воспитатель обращает внимание на компьютер.

Компьютер показывает слайды и рассказывает детям об экологическом состоянии рек Волги и Оки в старые времена.

Ребята рассказывают, что в домашних условиях воду помогают очищать бытовые фильтры ( Аквафор, Гейзер ).

Воспитатель: В нашей лаборатории тоже имеется способ очистки воды и для этого нам понадобятся  специальная бумага и воронка. Как вы думаете для чего?

Дети: Специальная бумага задерживает грязь.

Предлагаю вместе попробовать очистить Емелину воду.

Опыт «Очищаем воду»( Дети берут воронку, вкладывают  в нее листок специальной бумаги и начинают пропускать грязную воду через эту воронку в бутылочку.  Смотрят, что получается).

Дети: Вода стала чистой, прозрачной.

Воспитатель: а что стало с нашей бумагой?

Дети: Она стала грязной.

Воспитатель: Это значит, что вода в ведре была грязной. Что может сделать человек, чтобы сохранить водоемы чистыми? (Ответы детей).

3. Дети нажимают клавиши компьютера и появляется символ «Поделись с другом».

Емеля: Захотелось мне попробовать чистой водицы.

Дети: Мы с тобой Емеля с удовольствием поделимся. Так положено друзьям: все мы делим пополам.

Воспитатель: Ребята, как же нам поделить воду пополам?

Дети: Нужно измерить воду в бутылочке.

Воспитатель: Чем можно измерить воду?

Дети: Нам поможет мерный стакан.

Воспитатель: Верно. Наливаем воду в стакан до мерной линии. Каждый мерный стаканчик отмечаем фишкой. К воде относимся бережно, не проливаем ее (Показ воспитателя).

Дети меряют воду мерными стаканчиками и переливают  ее в большую емкость (стаканчики разные по объему, поэтому количество фишек у детей будет разным). Затем самостоятельно делят воду поровну.

Воспитатель: Молодцы, ребята!  А равно ли количество воды в стаканчиках? Что нужно сделать?

Дети ставят стаканчики рядом и приходят к выводу: уровень воды в стаканчиках одинаковый, значит и одинаково количество воды.

4. На компьютере следующий символ «Облако и солнышко».

Емеля предлагает отгадать загадку.

Шумит он в поле и в лесу,

А в дом не попадает.

И никуда я не иду,

Покуда он гуляет.

Дети: Это дождь.

Физкультминутка: эколого-психологический тренинг «Холодный и теплый дождь».

В упражнении используется сухой ленточный дождик с тактильной дорожкой. При появлении картинки тучки, дети проходят сквозь холодный дождик и изображают дрожь, озноб. При появлении картинки солнышка и радуги, дети с радостью проходят сквозь теплый дождик.

5.  На экране компьютера - следующий символ « Узкая бутылочка».

Емеля: Хочу взять с собой  стакан чистой воды, но боюсь ее расплескать по дороге.

Воспитатель: Что бы сделали вы, ребята?

Дети предлагают Емеле, перелить воду в пустую, узкую бутылочку, с помощью воронки. Самостоятельно переливают воду.

Емеля: Мне кажется воды в бутылочке больше, чем в стаканчике.

Дети доказывают Емеле, что количество воды в емкостях не изменилось,

и оно не зависит от формы.

Воспитатель: Вода принимает форму сосуда.

6. Воспитатель: Ребята, подскажите Емеле, какими основными свойствами обладает вода?

Дети: Вода не имеет вкуса, цвета, запаха.

Затем нажимают на клавишу, и на экране новый символ « Стакан с окрашенной водой».

Дети: Вода может изменять цвет.

Воспитатель: Ребята! Как можно превратить обыкновенную воду во вкусный, разноцветный напиток.

Дети: Можно добавить в воду сахар, развести воду с лимоном, добавить апельсиновый сок, заварить чай и др.

Дети самостоятельно готовят напиток, пробуют его, определяют вкус, цвет, запах.

Дети: Сахар, лимон, апельсин растворились в воде, и изменили ее цвет, запах и вкус.

Емеля: В воде растворяются вещества.

7. На экране появился символ « Капелька».

Воспитатель: Предлагаю вам превратиться в капельки.

Образная игра «Капли водят хоровод». ( Дети вместе с воспитателем произносят слова игры).

Капли водят хоровод,

Тучка-мама им поет:

Надо вам цветы полить,

Землю круглую умыть.

Снова к тучке возвратиться,

В ручейки всем превратится.

В реку влиться ручейкам.

Превратиться в океан.

Кружат капли в океане,

Возвращаясь к тучке-маме.

(Ребята окружают маму-тучу, водят вокруг нее хоровод. Затем она отпускает их на Землю, дает наставления полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом  собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки. Затем соединяются вместе, образуя реку. Река впадает в океан (дети делают широкий круг), мама – тучка зовет их домой, дети возвращаются к тучке, (круг замкнулся).

Воспитатель: так происходит круговорот воды в природе. ( Обращает внимание на планшет про круговорот воды).

Емеля: Спасибо вам, ребята! Сегодня я узнал много нового о моей воде. Работать в лаборатории мне понравилось.

На экране появляется фотография с кристаллом. Экран мигает. Дети восхищаются предметом, гадают, что это (драгоценный камень, бриллиант и др.).Экран мигает.

Воспитатель: Наши предположения неверны. Как узнать, что это такое?

Дети: Давайте сходим в библиотеку, спросим у мамы,  и др.

Емеля: Я поищу ответ в моей домашней энциклопедии.  Мне кажется, что этот предмет тоже связан с водой. До  свидания, ребята. (Емеля уходит).

8. На экране появляется лабиринт с символами, которые встречались при работе в лаборатории.

Воспитатель: Ребята, что узнал Емеля о воде?

Дети: вода от холода замораживается; вода в тепле тает; вода принимает форму сосуда; вода растворяет вещества; воду можно очищать.

Воспитатель: Молодцы,  ребята! Сегодня на занятии вы раскрыли Емеле некоторые тайны воды.