ISSN 1997-9657
       
Абубекирова А.Р. Викторина "Эти забавные животные"

Абубекирова А.Р. Викторина
Абубекирова Альбина Рафаилевна

Прогимназия  НГДУ "Ямашнефть" ОАО "Татнефть", г.Альметьевск, Республики Татарстан


Цели:

Коррекционно – образовательные:

Закрепить знания детей о  животных  жарких стран и Севера (обогащать и активизировать словарь  детей  в  назывании  животных, их  детенышей, среде обитания диких животных северных и южных  широт, внешних  признаках и повадках,  в  определении  сходства  и различия  животных);

Коррекционно – развивающие:

 1. Совершенствовать грамматический строй речи:

- закрепить навык образования существительных с уменьшительно –ласкательными  суффиксами;

- закрепить навык  образования родственных  слов;

- упражнять  в подборе слов – определений к слову «солнце», названиям животных.

 2. Совершенствовать навыки  слогового,  звуко–слогового  и  звуко–буквенного анализа слов.

 3.  Развитие связной речи:

 - составлять сложные предложения с союзами а, потому что;

 - совершенствовать умение самостоятельно,  логически и последовательно  составлять  описательный  рассказ о животном  по  картинно – графическому  плану - схеме.

4. Развивать элементарные представления о целостности природы и взаимозависимости ее компонентов, взаимосвязи  живых организмов со средой обитания.

5. Развивать логическое мышление.

6. Развивать общую и мелкую  моторики.

7. Развивать память, внимание.

Коррекционно – воспитательные:

Формировать основы экологически грамотного поведения, экологической культуры, навыки ресурсосбережения.

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Развивать навыки общения детей со сверстниками.

Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Формировать доброжелательность, самостоятельность, ответственность.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация в программе Power Point 2007,  предметные  картинки с изображением  животных,  бейджики  участников, разрезные  картинки, картинно – графическая план - схема  для описания животного, фишки для звукового анализа слов, «звуковые  пеналы», буквы,  указка,  таблица с пиктограммами,   природоохранные знаки, медали «Юный эколог».

Предварительная работа: просмотр  слайдов, документальных  фильмов  на интерактивной  доске, беседы о жизни  животных  разных  широт,  заучивание пословиц, стихов, песен, разгадывание загадок, чтение художественных произведений, беседы о правилах поведения  в лесу,  заповедниках, рассматривание природоохранных  знаков.

Ход мероприятия:

Дети под музыку заходят в зал, садятся на стулья. (2 команды)

- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы   рады  видеть вас всех на нашем мероприятии. Сегодня состоится викторина между командами «Солнышки» и «Звёздочки».

Наша  викторина  посвящена  животным  разных  широт (севера  и юга). Поэтому команда, которая  защищает  животных  южных  широт – «Солнышки», а  команда, защищающая животных  северных широт – «Звёздочки».

«Здесь знает каждый, ты и я,

Животных  обижать нельзя!»

- Наша с вами Земля – прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. На  планете   обитает  много  разных  животных, птиц, рыб.  Всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению, люди не всегда замечают окружающую  красоту, не заботятся о природе, животных  и, что еще хуже, наносят непоправимый вред!

- Ребята, я надеюсь, что вы покажите свои знания о животных  разных  широт  и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы. А для того, чтобы правильно ответить на все вопросы, постарайтесь быть внимательными.

- Для проведения игры нам потребуется справедливое жюри. В составе нашего жюри сегодня… (представление жюри).

- За каждое правильно выполненное задание жюри будет выставлять баллы (фишки), и в конце игры, у чьей команды окажется больше баллов (фишек), та выиграет в нашей викторине.
-  Итак, начнем нашу викторину. 

1 задание - загадки.

От  каждой  команды   игроки  загадывают по 2 загадки.

Словно  царскую  корону,

Носит  он  свои  рога.

Ест  лишайник, мох зеленый.

Любит снежные  луга.

   (олень).

 

На севере снежном

Зверек обитает,

Пушистую  шубку

Его  всяк   узнает.

Роднёй он приходится рыжей  лисице,

Но  писем  не пишет

Он  хитрой  сестрице.

            (песец).

 

Уж очень  вид у них  чудной:

У папы – локоны волной,

А мама  ходит   стриженной.

На что она обижена?

    ( лев и львица).

 

Очень   много  силы  в  нем,

Ростом он   почти,  что  с дом.

У  него огромный нос,

Будто  нос,  лет  тысячу  рос.

        (слон).

Разминка  капитанов.

- Почему  животные  жарких стран, не  могут жить на севере? (потому  что  у них  нет  толстого  жира  и густой  теплой шерсти).

- Почему  животные  севера  не могут жить   в жарких  странах? (потому  что у  них  под  кожей  толстый слой  жира,  густая теплая    шерсть, им  будет очень жарко).

Разминка  для   команды.

- Какое  солнце  на  севере? (низкое, холодное, тусклое,   пасмурное, бледное).

Каждый участник должен  дать  определение. 

- Какое  солнце в жарких  странах? (яркое,  теплое, жаркое, искристое,  блестящее).

Психогимнастика  (проводит  психолог).

Каждое  утро  просыпается  солнышко  и радует  нас  своим  появлением.

Давайте  возьмёмся  за  руки  и сделаем  «солнышко». Наши  руки  будут  его  лучами: руки вверх  поднимаем, пальцы  расставляем  в стороны. У солнца  много  лучей, которые  своим  светом  радуют  всех,  а теплом  согревают  всё  вокруг: руки  опускаем  по  сторонам  и снова  берёмся  за них.

Обычно, видя  солнце, люди  невольно  улыбаются  ему. Вот  уже  улыбки  засияли  и на ваших  лицах. Улыбнитесь  себе!

Улыбнитесь  всем  и всему,  что  нас  окружает нас. Чем  чаще  вы  будете  улыбаться,  тем  светлее,  чище,  радостнее  и приятнее  будет  всем,  кто  находится  рядом  с вами.

Нас  солнца  луч смешит и дразнит,

Нам  нынче весело  с утра,

 Зима нам  дарит звонкий праздник

 И главный гость на нем – игра!

- Продолжаем  нашу  викторину.

2 задание.

Игра «Подбери  семейку» (подбор  родственных  слов с использованием  пиктограмм)

Логопед.  Команда «Солнышки» будут  подбирать   «семейку» к   слову  слон,   а команда «Звездочки» «семейку » к слову морж.  А поможет нам таблица.

Слон, слониха,  слоненок, слонята, слонище, слоник.

Морж, моржиха, моржонок, моржата, моржище,  моржик.

3 задание.

Игра «Опиши  животного» (по  схеме – таблице).

Выставляется  схема – таблица.

Кто  это?

Домашнее  или  дикое  животное? И т. д.

От  каждой  команды  вызывается  один  участник. Он  выбирает  картинку  с изображением  животного  и, опираясь  на схему – таблицу, описывает  животное.

4 задание. 

Упражнение « Узнай  животное».

Команды  получают  картинку с изображением  животного, не  показывая своим  соперникам,  изображают повадки  или походку  этого   животного. Соперники  должны  определить животное.

5 задание.

Игра «Назови  первый и последний  звук  в слове».

Ребенок выбирает картинку с доски, произносит название и определяет первый и последний звуки в слове.

6 задание.

Интерактивная игра « Посели  животное в свой  домик» (поделить  слово  на слоги).

Логопед. Возьмите  картинку, произнесите  название  животного, разделите  слово  на  слоги и  поместите: в дом с одним  окном – если в названии  слышится  один  слог, в дом  с двумя  окнами – если  в названии  слышится 2 слога,  в дом  с тремя  окнами – если  слышится  три  слога.

7 задание.

«Составь звуковую  схему  слова», используя фишки.

Слова -  слон, трава, морж, рыба.

Каждый  ребёнок выполняет  задание  индивидуально  за  столом,  затем  к доске  выходит   один  участник   от  команды.

(ребенок  должен  посчитать и определить  количество  слогов, звуков  в слове, определить  согласные, гласные).

Физкультминутка.

У жирафов пятна, пятна, пятнышки везде.

(Дети выполняют движения в соответствии со словами.)

У жирафов пятна, пятна, пятна,  пятнышки везде,

У жирафов пятна, пятна, пятна,  пятнышки везде-

На лбу, ушах, на шее, на локтях.

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде-

На лбу, ушах, на шее, на локтях.

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шёрсточка  везде,

У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шёрсточка  везде-

На лбу, ушах, на шее, на локтях.

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

На лбу, ушах, на шее, на локтях

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

8 задание.

Игра «Живые  буквы».

Дети, используя буквы,  становятся в нужном  порядке (слова - слон, морж).

9 задание.

«Собери  картинку» .

 Вызываются  по  2  участника  из  команд. Раздаются  разрезные  картинки.

Участники  собирают  картинки  с изображением  животных  на  время.

10  задание.

Игра «Будь  внимательным».

Логопед. Хлопнуть  в ладоши, если услышите  определения  или словосочетания, которые  подходят к описанию  вашего  животного.

Северный  олень – неуклюжий, быстрый, мощные  рога, охотится  на зайцев, питается  ягелем,  тонкая  кожа,  крылья,  копыта,  олененок, пышный  мех, рыжий, красивый  хвост.

Бегемот -  толстокожий,  тонкокожий,  быстрый, неуклюжий, прячется  под  снегом,  прячется  под  водой,  питается  мясом, питается  травой,  мощные  рога, длинные  уши..

11  задание.

Игра  «Отгадай  животное».

Логопед. Послушайте  внимательно и  переставьте  слоги   так, чтобы получилось  слово, обозначающее  животное.

РА – ЗЕБ, РАФ – ЖИ, ЛЕНЬ – ТЮ, РОГ – СО – НО, ГВИН – ПИН, ДИЛ – КО – КРО.

12  задание.

Игра « Сравни 2  животных» (крокодила  и  моржа).

Каждый  из  участников  команд  должен найти  отличительный  признак.

Побеждает  команда, которая   перечислит  больше  отличительных  признаков.

Ребята,  я вижу, что вы  очень  много  знаете о  животных  разных  широт. Но,  в настоящее  время  их  численность  уменьшается. Хотелось  бы  узнать, почему  так  происходит?

13  задание.

Задание для  капитанов «Почему  исчезают животные (севера, юга)?»

( на севере -  в тундре  от  гусениц тракторов  и вездеходов  нарушается  поверхность  почвы; местность  загрязняется  нефтью  во  время  её  добычи; незаконная  охота браконьеров, вытаптывание  оленьих  пастбищ;

на  юге – браконьерство, уничтожение  лесов, загрязнения почвы  и воды).

14  задание.

Задание  для  команды « Как  можно  сохранить  животных  (севера, юга)?»
(создавать  заповедники, взять  под  охрану  редких  животных, запретить  браконьерство, взять  под  охрану оленьи  пастбища, не  использовать  тяжёлую  технику, бережно  относиться  к природным  богатствам – воде, земле, лесу).

Презентация природоохранных  знаков, выполненных  совместно  с родителями.

15  задание.

«Знаки».

 - Рассмотрите  природоохранные знаки и объясните, что они означают? (по 3 знака каждой команде). (См. фото природоохранные знаки).

-  Пока наше жюри подводит итоги, послушаем стихотворения.

Читает Бортников Егор

                      ***
Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели.

Чтобы были голубыми небеса.

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодках роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной, колючий еж.

Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,

Чтобы лил веселый летний дождь.

Читает Хабибрахманов Альберт

                 ***

Рыбы, птицы и звери!

В душу людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не обижайте зря!

Ведь море без рыб – не море,

А небо без птиц – не небо,

А земля без зверей – не земля

- Ребята, настало время подвести итоги. Сейчас наше уважаемое жюри объявит, какая  же из команд стала победителем викторины.

Жюри подводит итог.

- Ребята,  мы  надеемся, что вы будете добры к окружающей нас природе,   бережно  относится  к  животным  и  будете радовать нас только хорошими поступками!

- Спасибо всем участникам, жюри и зрителям!