ISSN 1997-9657
       

О «Клубе экспертов образования» из первых уст

Как правильно воспитывать ребенка, какие игрушки ему покупать, как привить любовь к чтению, много ли времени малыш может играть с планшетом... У молодых родителей множество вопросов. Конечно, можно самостоятельно искать ответы, а можно обратиться в Клуб экспертов образования. О том, как он работает, мы попросили рассказать руководителя Клуба Веру Курбатову.

- Вера, расскажите о проекте, что представляет собой Клуб экспертов образования?

Если говорить языком презентации – это коммуникационная площадка для общения всех заинтересованных сторон. Если объяснять более понятно, то это всем привычный лекторий. Несмотря на то, что подобных лекториев развелось огромное количество – различные офлайн-мероприятия и встречи, наш проект является уникальным – мы целенаправленно работаем только с экспертами образования. Таких нишевых площадок больше нет, во всяком случае, я о них не знаю.

- Каким критериям должны соответствовать эксперты образования?

Эксперты – это те люди, профессионалы, которых я приглашаю на встречи или дискуссии. Я сама определяю, кто может быть экспертом, чье мнение является компетентным, и, безусловно, в нашем сознании есть определенный круг специалистов, которых можно назвать экспертами.

- Как появилась идея создания Клуба?

Год назад я запускала интернет-издание МЕЛ: мы хотели сделать первое массовое издание про образование и воспитание ребенка, и в этой связи очень хотелось работать и с экспертами. Удавалось это не очень хорошо, потому что все-таки, чтобы стать массовыми, нужно выпускать огромное количество интересных доступных текстов. Работа с экспертами очень кропотливая, и ее было тяжело выполнять. Поэтому, когда я покинула издание, у меня родилась идея сделать такой нишевый проект, где будут задействованы эксперты.

У МЕЛа и у всех наших проектов один общий инвестор – это Александр Рудик, руководитель компании «Новокапитал», собственно ему идею клуба я и предложила. Сначала мне это виделось как медиа-клуб, куда приходят не только эксперты в роли лекторов и родители в роли слушателей, но и СМИ, потому что какая-то информация от экспертов может быть полезна и им в том числе.

- Как изменилась организация встреч Клуба с момента его основания?

Когда мы только запускали проект, у меня была гипотеза о том, что такие встречи необходимы родителям – это такой полезный ликбез – все, что вы хотели знать про образование и воспитание, вы можете не только узнать здесь, но и прийти сами и задать вопросы эксперту. Но мне было страшно, потому что эксперты обычно не то что бы разговаривают не-человеческим языком, но сложно формулируют мысли, общаются в основном с профессиональным сообществом, а лицом к лицу с родителями не сталкиваются. И у родителей нет такой культуры – узнавать все что нужно от экспертов, достаточно сарафанного радио, встреч, мастер-классов, не более того. Но гипотеза подтвердилась: оказывается, это кому-то все-таки нужно, это нужно и экспертам, как ни странно, и родителям. Поэтому, в сущности, ничего не изменилось, я все время работаю на конечного потребителя, то есть родителя, выбираю какие-то темы, которые могли бы быть им интересны в зависимости от сезона. Понятно, что глупо летом обсуждать ЕГЭ – все уже устали о нем говорить, поэтому темы шли более общие, например, альтернативное образование. Когда начался сентябрь, было полезно поговорить об адаптации младшеклассников к школе. На тот момент это была больная тема, и к концу сентября мы организовали такую встречу. Я поняла, что не очень хочу организовывать в клубе дебаты и сталкивать позиции экспертов, мне скорее важно, чтобы каждый эксперт, если это дискуссия, дополнял своими мыслями общую тему, и родители после встречи в любом случае выходили с полезной информацией. Если тема большая и нужно несколько экспертов – это дискуссия, если тема понятная и полностью ее осветить может один эксперт, то это лекция.

- Какие вопросы дошкольного образования обсуждаются в Клубе?

Вопросы дошкольного образования всегда актуальны, поскольку все навыки и качества формируются в детстве, и от них зависит, как ребенок будет учиться в школе, потом в университете, поэтому большое количество родителей приходит к нам. Их интересует и адаптация ребенка к школе, и физиологические особенности, и самый большой блок – это вопросы психологии: взаимодействие родитель – ребенок, как ребенку привить интерес к чтению, как сделать, чтобы он был готов пойти в первый класс, стоит ли с 4–5 лет отдавать на английский и в кружки или разрешить ребенку играть и радоваться детству. В дошкольном образовании есть определенные реперные точки:  например, 6 лет - вроде детство закончилось и нужно идти в школу, а вроде это еще маленький ребенок и, может быть, не надо его насиловать и заставлять писать и читать по слогам – пусть играет.

- Кому будет интересно и полезно посетить лекции по дошкольному образованию?

Тут ответ очевиден: всем родителям, у которых есть дети дошкольного возраста. Как правило, тем, кто только планирует завести детей, не очень интересно погружаться в сферу образования – им сначала нужно думать о том, как их родить, как прожить первые несколько лет, поэтому основная масса родителей – это, например, у кого родился второй маленький ребенок с большой разницей в возрасте с первым, а первый уже дошкольник, или те, у кого первый ребенок.

- Какие планы на будущее у Клуба экспертов образования?

Планы такие же, как были в мае, то есть развиваться, масштабироваться. Хочется увеличивать сообщество мотивированных родителей, которым будет интересно приходить на встречи, которые относятся к сфере их интересов. Любой проект стремится вырасти, стать более успешным, заметным и т.д. Если говорить о планах на сегодняшний день, то мы собираемся запустить несколько спецпроектов. Я поняла, что разрозненные лекции – это хорошо, сегодня была лекция по психологии, через две недели – лекция про физиологию, а еще через две недели – лекция про семейное образование, но этого не достаточно. Есть большой спрос на блок по психологии и воспитанию, поэтому в данный момент я готовлю спецпроект с «точкой пси»: мы выберем три самые актуальные для родителей темы психологии, то есть это треугольник «родители – школа – ребенок» и сделаем блок из трех-четырех встреч, также у меня будет еще несколько спецпроектов. Если говорить в общем, хочу большое количество интересных спецпроектов, которые будут включать не одну встречу, а 2–3 и больше. Также я развиваю и расширяю количество площадок, если мы летом были на одной площадке парка Музеон (павильон «Школа»), то сейчас у меня есть договоренности с музеями, библиотеками, просто площадками, которые готовы принимать образовательные проекты, и я буду смотреть, где какую тему лучше запустить. Отдельно отмечу, почему в моем листе площадок появились музеи – здорово, когда у людей есть возможность не просто прийти на лекцию, но и погрузиться в социокультурный фон, и в этом плане музей, мне кажется, как нельзя лучше и интеллигентнее вписывается в общую концепцию Клуба экспертов образования.

Беседовала Александра Мельцева