ISSN 1997-9657
       

Лариса Тутова: «Важно, чтобы ребенку в каждом российском детском саду было комфортно»

В работе конференции ECCE 2018 приняла участие депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, кандидат педагогических наук Лариса Николаевна Тутова, которая посетила круглый стол «Исследования качества дошкольного образования в России – 2017. Основные результаты и ориентиры развития».

– Лариса Николаевна, какое внимание уделяется дошкольному образованию в Государственной Думе?

– Госдума уделяет огромное внимание всем вопросам нашего образования – дошкольному, дополнительному, среднему, профессиональному и высшему. У нас в Комитете Государственной думы по образованию и науке есть Экспертный совет по дошкольному образованию, куратором которого являюсь я. Председатель Экспертного совета – Татьяна Николаевна Доронова. На площадке Госдумы мы обсуждаем важные, актуальные проблемы этой сферы.

Один из самых важных вопросов, которые мы обсуждаем в Госдуме, это принятие бюджета. В последние годы на развитие дошкольного образования выделяются значительные средства. Недавно мы решали вопрос, связанный с доступностью дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. Отрадно отметить, что по всем критериям и показателям у нас достигнуты определенные успехи, регионам из федерального бюджета выделяются средства на рефинансирование, что является важным достижением. Сейчас мы говорим о доступности ясельных групп. До 2021 года поставлена задача обеспечить местами в яслях те семьи, которые жизненно в этом нуждаются. Тем мамам, которым нужно определить детей в ясли и необходимо работать или учиться, должна быть предоставлена такая возможность. Мы, как государство, должны это обеспечить.

На сегодняшней площадке обсуждаются вопросы, которыми мы также занимаемся, связанные с качеством дошкольного образования, помимо его доступности.

– Как между собой соотносятся доступность и качество дошкольного образования?

– Если мы говорим о том, что каждый ребенок должен иметь место в детском саду, то это должно быть не просто место, но и обеспечение качественного воспитания и образования.

– Сейчас поступает много жалоб, что проблема доступности решается за счет уплотнения групп.

– Мы видим эту проблему. В каждом регионе ее решают по-разному. Есть сложности в крупных городах, особенно в центральных районах этих городов, когда невозможно построить детский сад или адаптировать площадь под это учреждение. И некоторые родители сами согласны отдавать ребенка в такую переполненную группу, но чтобы детский сад был в шаговой доступности. Это точечная проблема, которую решает сам регион. Большинство сельских детских садов не имеют такой проблемы. Там, наоборот, мы видим недостаточную наполненность групп, хотя сами детские сады прекрасные.

– Лариса Николаевна, каким, на ваш взгляд, должно быть качество дошкольного образования?

– Сегодня мы прослушали доклады о разных исследованиях качества дошкольного образования. Конечно, прежде всего, это те условия, которые созданы в детском саду, образовательная среда. Безусловно, это кадры – я имею в виду воспитателей, сотрудников детских организаций, которые работают с детьми. Это безопасность, которая обеспечена в дошкольных образовательных организациях. Наверное, это и те дополнительные услуги, которые сейчас ставятся во главу угла как требование к дошкольному образованию со стороны родителей. Все это в комплексе и составляет качество дошкольного образования.

– Как должно измеряться качество дошкольного образования, чтобы это не стало очередной проверкой, которых так боятся воспитатели?

– Наверное, как в любом виде деятельности, качество должно измеряться, иметь определенные критерии. Чтобы и сам человек понимал, куда он движется, в том ли направлении, и организация понимала, как она выглядит на уровне остальных. Здесь важным звеном являются родители, ведь они – главные заказчики услуг дошкольного образования, насколько они удовлетворены теми условиями, в которых находится ребенок, теми педагогическими кадрами, которые работают с их детьми и остальными критериями, о которых мы говорили. Не давать оценку, наверное, было бы неправильно, потому что для педагога существует определенный самоанализ, он делает выводы о том развитии, на котором находится на данном этапе, определяет цели и задачи, куда двигаться и как развиваться дальше.

– Это должно измеряться и контролироваться на государственном уровне или нужна независимая оценка качества?

– У нас есть структура, которая проводит проверки – Рособрнадзор, есть СанПиН, есть те государственные инструменты, которые определяют соответствие образовательных организаций необходимым требованиям, есть ФГОС дошкольного образования. Сегодня говорили о дополнительных исследованиях качества дошкольного образования – это добровольное участие каждой дошкольной образовательной организации, которая вступает в этот процесс. Были приведены цифры, что у нас не все детские сады проводят такую самооценку или оценку с участием экспертов. Те люди, которые понимают, что им нужно двигаться вперед, нужно развиваться, готовы участвовать в таких исследованиях. Мне кажется, что это нормально, потому что это стимулирует движение вперед, дает определенный импульс к дальнейшему развитию. А просто сидеть, зарыться и копаться в том, что есть, считать себя великими и самодостаточными, неправильно.

 – Качество образования во многом зависит от педагогов. В Государственной Думе обсуждается престиж профессии педагога?

– Если говорить о дошкольном образовании, то в последнее время в этом направлении наметился прогресс, сделано движение вперед. У нас появился День дошкольного работника (27 сентября) и отношение к воспитателю в обществе, как мне кажется, поменялось. Если раньше мы считали, что детский сад – это «сопли и горшки», то сейчас мы говорим об образовательной программе, о реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Дошкольное образование стало уровнем образования. Мы все хорошо понимаем, что будущее России – это дети, которые сейчас находятся в детском саду, а не только те, которые сидят за школьными партами. Именно в детском саду создается фундамент и для будущего школьного обучения ребенка и вообще для будущего России. Поэтому именно дошкольному образованию сейчас уделяется большое внимание, и я считаю, что это правильно.

– Какое впечатление оставила конференция?

– Очень благодарна организаторам конференции, участникам площадки по развитию качества – и тем, кто представлял результаты исследований, и тем, кто находился в зале. Было много вопросов, состоялся настоящий живой, продуктивный диалог. По итогам этих исследований очень важно, каким будет результат, какими будут управленческие решения. Они могут быть и на уровне конкретного детского сада, и на уровне государства. Важно и то, и другое. Смысл сегодняшнего диалога в том, чтобы ребенок в каждом российском детском саду был здоров, ему было комфортно, чтобы он развивался и будущее России было в надежных руках.