ISSN 1997-9657
       

«Золотой медвежонок» в борьбе за качество

Товаров для детей сейчас производится огромное множество. Заходишь в магазин – и глаза разбегаются: что же выбрать, что действительно необходимо ребенку и принесет ему только пользу? Какие товары самые качественные? Эти вопросы приводят в замешательство даже профессионалов. Чтобы определить наиболее качественные и полезные товары, в 2010 по инициативе Ассоциации индустрии детских товаров (АИДТ) была учреждена Национальная премия в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок». С каждым годом конкурс набирает популярность: растет количество номинаций и участников. Производители считают престижным само участие в конкурсе, для них важно заявить о себе, получить от ведущих специалистов в области индустрии детских товаров экспертную оценку своей продукции. За девять лет лауреатами премии стали 150 компаний со всей страны.

В этом году свои товары и услуги представили более 200 организаций в 22 номинациях. Жюри, в состав которого входят ведущие психологи, педагоги, врачи, маркетологи, дизайнеры, ведущие производители товаров для детей и др. несколько дней работали над изучением продукции конкурсантов, обсуждали, спорили, сами играли, экспериментировали, прежде чем вынести вердикт.

– Всегда интересно знакомиться с новинками, – делится впечатлениями член жюри, руководитель КМЦ Ирина Ивановна Казунина. – Приятно, что детская индустрия так бурно развивается, особенно это важно, когда в стране объявлен курс на импортозамещение.

Все игрушки, которые представляются на конкурс «Золотой медвежонок», обязательно: а) должны иметь сертификат соответствия; и б) если возникают какие-то вопросы, должны иметь заключение лабораторных испытаний. Если нет таких документов, то рассматриваться игрушка не может.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова отметила, что в рамках реализации госпрограммы «Десятилетие детства» открываются большие перспективы для того, чтобы отечественные производители детских товаров были на виду, пользовались максимальным режимом благоприятствования, и им создавали комфортные условия.

Никита Семенов, член экспертного совета премии, вице-президент ГК «Тополь», отметил:

– Становится очевидным, что российские производители сосредотачиваются на каких-то интересных, важных с маркетинговой и товарной точки зрения, историях и пытаются серьезно их развивать. Вполне возможно, что это связано с кризисом на рынке в целом, когда сама атмосфера не дает возможности игрокам идти широким фронтом во все товарные категории. Ситуация кризиса как раз и рождает лучшее качество.

Российские производители концентрируют свое внимание на качестве в самом полном смысле: на качестве продукции, на качестве проработки материала, подготовки продукта и т.д. Они работают над качеством и это очень позитивный тренд, который позволит в будущем российским производителям стать сильнее.

Игрушки, представленные на конкурс, вызывали споры среди экспертов: будет ли игрушка интересна, безопасна ли, не сломается, выдержит ли нагрузки. Особо тщательно проверяли различные «стрелялки», проверяя на себе, не нанесет ли разного рода оружие травму ребенку.

По поводу победителя в номинации «Игры и игрушки» мнение экспертов было практически единодушным – все высоко оценили серию игрушек «Космос наш». Игрушки сделаны из качественной пластмассы, дети могут собирать комплект: ракету, луноход и т.д. Производители творчески подошли к разработке серии.

Отметили эксперты и домик из плотного гофрированного картона белого цвета с нанесенным рисунком, который можно раскрашивать. Этот домик можно использовать как в семье, так и в детском саду. Ребенок может стать настоящим творцом.

Товары для творчества, краски, пластилин всегда интересны детям. Для производителей важно, чтобы эти товары были не просто привлекательными и полезными, способствовали развитию творческих способностей детей, но и были абсолютно безопасными. Лидеры в этом направлении – компании «Гамма», «Луч» – нашли рецепты безопасного пластилина, который не нанесет вред здоровью ребенку, даже если тот случайно проглотит его.

Конечно, в отрасли есть и проблемы, над чем работать. Одна из них – проблема возрастной адресности. Встречаются игрушки для детей старшего дошкольного возраста, на них стоит маркировка «3+», но для трех лет они не подходит.

Следующий момент – не всегда производители игрушек привлекают профессионалов в области педагогики, психологии, и особенно физиологии.

– Раньше в НИИ игрушки была лаборатория, которая эти игрушки апробировала, – рассказывает Ирина Ивановна Казунина. – Просчитывались такие параметры, как, например, вес, форма, размер и т.д, будет ли ручка погремушки или совочка удобна для захвата детской руки. Сейчас для производителей главное – продаваемость, будет рынок это покупать или нет? И здесь возможны неожиданности. Вы сначала купите внешне привлекательную игрушку, а потом поймете, что она ребенку не подходит, ему неудобно с ней играть. Игрушку покупает взрослый, он не видит руку ребенка, не может оценить. Такой лаборатории, наверное, на сегодняшний день нам не хватает. То, что нравится взрослым, не всегда нравится детям, и то, что нравится детям, подчас не нравится взрослым.

– Игрушка для современного ребёнка имеет колоссальное значение, и сегодня при тотальной маркетизации детства, важен именно качественный подход, – считает Анна Борисовна Теплова, старший научный сотрудник лаборатории психологической антропологии и профессионального развития педагогов ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО».

Ольга Цаплина, кандидат педагогических наук, доцент департамента психологии Института педагогики и психологии образования МГПУ, член экспертного совета по дошкольному образованию Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, посоветовала разработчикам игр и игрушек для детей обращаться к специалистам психолого-педагогического направления:

– Очень много участников проигрывают по причине того, что не имеют дидактической базы, разработанных предложений, как эти игры использовать. При этом как специалист заверяю, что вариантов – неограниченное количество, которые порой не видит сам производитель.

У отечественной индустрии игрушек огромный потенциал и есть надежда, что, благодаря в том числе и конкурсу «Золотой медвежонок», она будет двигаться в нужном направлении: делая упор на качество, предлагать детям оригинальные, увлекательные, безопасные игрушки.