ISSN 1997-9657
       

Ольга Шиян: «Конференция – всегда мозаика»

Впечатлениями о работе конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» делится Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ:


– Конференция – всегда мозаика непохожего: в том и смысл, чтобы собраться разным, встретить другого, узнать то, на что и не рассчитывал. Пестрота – прелесть конференций.

Но в этот раз именно благодаря разнообразию проступила некоторая общая линия – линия на изменение, развитие. И при этом соединяющая ЕССЕ с только что завершившимся исследовательским ECERS-meeting. Настолько отчетливая линия, что хочется про это сказать.

Урсула Штенгер сделала интереснейшее сообщение, сравнивая Реджио-подход и детский сад школы Тубельского. Кто-то может усмехнуться, спросив – а смысл сравнивать, если с одной стороны подход, а с другой – всего один уникальный садик? Но Урсула развернула все так: она видит у тубельцев именно воплощение сути культурно-исторического подхода, когда у детей не отнимается свобода, но при этом им дается много культурных средств. И вот эта ее идея – что во всех образовательных культурах интересно искать лучшие, «пиковые» образцы, чтобы их узнавать и анализировать, мне кажется очень прекрасной!

И встреча проекта журнала «Современное дошкольное образование» «Давайте дружить садами» (где заведующие ярких детских садов со всех концов России берут интервью друг у друга), была, как мне показалось, блистательной иллюстрацией к этому.

Всех роднят общие ценности, но у каждого сада есть свой вариант решения острейших проблем: все с ними сталкиваются, но некоторые их решают.

Воронежцы (Татьяна Кривцова и команда) так обустроили среду детского сада, что пространством развития стала и площадка и все закоулки сада; в Якутске (Айталина Кротова) – много языков и пространства выбора; в «Лесовичке» (Москва Школа №1944, Инна Мирошникова, Наталья Лапардина, Ирина Кирина, Зайтуна Толмачева) много-много способов проявить и сделать слышным всем (в том числе и самим детям) голос ребенка; «Волшебный возраст» (Екатерина Макарова, Надежда Пестрякова) – московский сад с уникальной методикой развивающего диалога (выращенной на идеях Г.П. Щедровицкого и Ю. Громыко); детский сад №56 из Костромы (Вероника Кузьмина), в котором выращивается новая культура отношений внутри команды – и благодаря этому появляются всякие вещи «продетей» – и свободная игра и живая среда; альметьевские чудеса (Альбина Гузаерова, Елена Якупова) с развитием рефлексии, планирования и моделирования в живых пространствах; детские сады «Журавушка» (Татьяна Юстус) и школы Тубельского (Елена Шувалова, Лариса Журавлёва, Александра Марамзина) вообще в представлениях не нуждаются.

Конечно же, не все лучшие практики приехали на ЕССЕ (некоторые интервью только в процессе подготовки), и все же собралась невероятно энергетичная команда единомышленников.

И вот что интересно – все участники этого проекта принимали участие в НИКО, у всех высокий балл по ECERS, при том, что все очень яркие и разные. Это я к тому, что ECERS – это про универсальные соответствующие стандарту требования, это как общий язык (причем во всем мире). А вот дальше встает вопрос о том, в чем же проявляются ЛУЧШИЕ практики, выросшие в культурно-историческом контексте, и чем они могут быть интересны не только городу, но и миру!

И еще один важный момент ЕССЕ: я попала в разных секциях на очень интересные выступления представителей четырех региональных команд, работающих уже не внутри сада, а с педагогами в регионе (и тоже с использованием шкал ECERS, причем в очень разных вариантах): Ярославский ИРО (Татьяна Захарова), Саратовский ИРО (Мария Спицына), Ивановский пединститут (Вера Селиверстова), и Воронежский ИРО (Татьяна Кривцова). И какие интересные идеи появляются!

Кажется, назревает проект «Давайте дружить институтами». На самом деле, на этом уровне, возможно, поддержка нужна не меньше, чем на уровне сада.

Выступления Н.Е. Вераксы и Сергея Плахотникова удивительным образом срифмовались и закольцевали конференцию – пространство детской реализации в теории и практике. Такая режиссура складывается только на настоящих событиях!

Как всегда, во время конференции вообще ни на что не хватило времени: думали, все соберутся и пообщаемся – но нет, конференция – мозаика и кутерьма. Но зато все-таки «развиртуализировались», прикоснулись буквально друг к другу, а значит в виртуальном общении появится новая энергетика.