ISSN 1997-9657
       

Детские площадки будущего: нейродинамический подход

25 мая состоялась презентация новой методики благоустройства городской среды и создания игровых пространств: «Детские площадки будущего: нейродинамический подход». Концепция новых детских площадок основана на научных исследованиях и опыте неврологической клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз».

Виктория Ефимова, кандидат педагогических наук, психофизиолог, автор научных книг и статей о развитии мозга является инициатором и идейным вдохновителем проекта. Исследования говорят нам, что 89% детей, которые испытывают серьезные трудности с обучением, имеют дисфункции в работе вестибулярной системы. При этом данная система практически полностью формируется в течение внутриутробного периода, а ее совершенствование заканчивается в возрасте 13 лет. Когда ребенок совершает первые движения: пытается держать головку или учится переворачиваться – он уже тренирует вестибулярный аппарат. Детские подвижные игры помогают развиваться вестибулярной системе, при этом определенные движения помогают определенным ее частям. Нейродинамический подход (то есть развитие через движение) способствует развитию не только вестибулярной системы, но и тактильной системы, проприоцептивной (ощущение собственного тела), слуховой и зрительной систем.

В данный момент в мире наблюдается стремительный спад детской двигательной активности, дети меньше играют в подвижные игры, с удовольствием пользуются гаджетами и смотрят видео. Кроме того, естественная среда, особенно в городах, заменяется максимально безопасной средой однотипных детских площадок. Искусственное покрытие не дает достаточно сенсорных ощущений, игровые комплексы задают ограниченный набор движений, готовые образы ограничивают фантазию, многофункциональное использование оборудования, а, следовательно, и двигательные сценарии ребенка. Практически отсутствуют ситуации приемлемого риска. Исключения составляют площадки центральных парков, но на них дети гуляют не каждый день.

На презентации Виктория рассказала, что нарушения работы вестибулярного аппарата не ограничиваются тем, что после карусели кружится голова или вас тошнит в машине. Эти нарушения гораздо серьезнее и в разных возрастах они проявляются по-разному:

  • до года – задержка физического развития;
  • в дошкольном возрасте – задержка речи, плохая координация движений, гиперактивность или заторможенность, боязнь темноты и высоты, сложность освоения новых навыков и т.п.;
  • в школе такие дети с трудом выражают мысли с помощью слов, не могут спокойно сидеть на уроке, испытывают трудности с освоением чтения и письма, не ориентируются во времени, мало общаются с другими детьми, не любят кататься на велосипеде.

Собственно инновация состоит в том, чтобы клинические методы стимуляции вестибулярной системы перенести из врачебных кабинетов на детские площадки. При таком подходе психомоторные навыки будут «прокачиваться» уже от того, что дети играют на «правильной» площадке, которая не только развлекает ребенка, но и помогает развитию мышления, предотвращая появление проблем в школе.

Для этого Виктория Ефимова с коллегами совместно с архитектурным бюро «Дружба» (проектирование детских площадок) и компанией «Чехарда» (создание природных площадок) отобрали типовые элементы существующего оборудования, которые помогают работать разным отделам вестибулярной системы, часть из них усовершенствовали и даже придумали несколько новых объектов, которые были бы не только интересны, но и полезны детям.

Чтобы показать на примерах, что имеется в виду, вкратце расскажем, как устроена вестибулярная система: в каждом полушарии есть по пять органов, которые реагируют на гравитацию и разные виды движений головы. Три полукружных канала реагируют на угловое ускорение, а отолитовые органы – на гравитацию и линейное ускорение (вверх-вниз, взад-вперед). Эта информация передается в головной мозг, используется для управления телом, а также глазами, и даже эмоциями и памятью. Так, если отолитовые органы недоразвиты, ребёнку сложно переписать информацию с доски в тетрадь, так как при этом задействованы движения головы «вверх-вниз».

Рассмотрим три упрощенных примера. Качели, которые качаются взад-вперед развивают одну часть вестибулярной системы, а если качели-гнездо закрепить в одной точке так, чтобы они могли раскачиваться в разных направлениях, да еще и крутиться вокруг своей оси, будут задействованы все части вестибулярной системы. Дорожки из звуковых подушек, которые уже появились на некоторых площадках, автоматически запускает механизм развития чувства времени, так как ребенок слышит звук своих шагов. Для того, чтобы дети могли действовать в трехмерном мире, зрительная система должна работать вместе с вестибулярной. Одно из упражнений для этого навыка – слежение за движущимся предметом. Так различные мячи-подвесы, которые нужно отбить или закрутить вокруг столба, дадут ребенку возможность автоматически управлять движениями глаз во время чтения и письма, что предотвратит дислексию и дисграфию. И такие легкие изменения и усовершенствования касаются почти всех объектов детской площадки и их гармоничного сочетания: от горок до «лазилок».

Данный подход уже используется в ЖК West Garden. Авторы проекта надеются, что нейродинамический подход будет востребован и в государственных программах городского обустройства.

Елена Дорофеева