ISSN 1997-9657
         

Подведены итоги II Всероссийского онлайн-совещания «Августовка Учи.ру – 2021»

Образовательная онлайн-платформа Учи.ру подвела итоги II Всероссийского онлайн-совещания «Августовка — 2021», которое ежегодно проводится для учителей, завучей и директоров школ России перед началом учебного года. 

Более 22 000 педагогов приняли участие в совещании в этом году. Организаторы «Августовки» ежегодно выносят на обсуждение наиболее актуальные темы для педагогического сообщества. В прошлом году на совещании обсуждалось школьное образование в период пандемии и использование дистанционных инструментов в обучении. Центральными темами этого года стали безопасность учеников, итоги прошлого учебного года и изменения в учебном плане в новом сезоне — от преподавания финансовой грамотности и новых ФГОС до интеграции цифровых технологий в работу с учениками на уроке. 

На совещании выступили педагоги-практики, эксперты из НИУ ВШЭ, «Лаборатории Касперского», специалисты в области образования и психологии, среди которых программный директор Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности Анна Макарчук; академик РАН и РАО, завкафедрой МГУ Алексей Семенов; кандидат педагогических наук, эксперт международного исследования PISA по направлению финансовая грамотность Елена Рутковская; семейный психолог, педагог и публицист Людмила Петрановская; редактор интернет-издания об образовании и воспитании детей «Мел» Надежда Папудогло. Модерировал совещание главный редактор электронного издания «Педсовет» Сергей Сафронов.

Первый день «Августовки Учи.ру — 2021» был посвящен безопасности учеников — физической, психологической и цифровой. Эксперты отметили, что безопасность в школе складывается из трех основных элементов: отсутствие буллинга, психическое здоровье учащегося, отсутствие зависимостей и комфортная для ребенка атмосфера в семье. Учителя и психологи сошлись на мнении, что любое девиантное поведение, как правило, чем-то обусловлено. В подростковом возрасте чаще всего причина кроется в стремлении к самостоятельности и независимости. Факторы, влияющие на формирование девиантного поведения у подростков, могут быть следующими: семейный фактор, плохие отношения со сверстниками, низкая мотивация к обучению, низкая самооценка и нехватка внимания.

Валерий Майоров, руководитель отдела по работе с учителями благотворительного фонда «Шалаш»: «В России ежегодно четыре с половиной миллиона детей в возрасте от 7 до 18 лет сталкиваются с трудным поведением. Это большая цифра — 14% от всех детей страны. Трудное поведение проявляется в том, что они могут красть, употреблять алкоголь, наркотики, вести себя агрессивно. Часто дети с трудным поведениям становятся акторами травли в классе. При этом неправильно перекладывать ответственность полностью на конкретного агрессора, так как травля в классе — это проблема группы. На вопрос, что делать учителю, чтобы пресечь травлю я бы дал следующие рекомендации: для начала необходимо признать проблему, принять за нее ответственность и постараться решить. Далее — обозначить группе, что происходящее в классе — травля или насилие. После того как явление будет названо своим именем стоит дать однозначную оценку происходящему. Скажите, что травля – это плохо, обсуждайте травлю как проблему группы, а не конкретных людей. Нужно дать понять, что вся группа с помощью взрослого сможет преодолеть этот кризис».

Во второй день эксперты подводили итоги прошлого учебного года, обсуждали последствий пандемии, изменения в проведении ВПР, ОГЭ и говорили о том, как повышать мотивацию учеников. Так один из наиболее эффективных элементов геймификации для работы со школьниками — это соревновательная механика. Прохождение заданий на время, интерактивные квесты по группам в классе вовлекают детей в учебный процесс и развивают навыки кооперации.  Подробнее о том, как использовать геймификацию очно и дистанционно на уроках для повышения мотивации и образовательных результатов учеников можно на бесплатном курсе повышения квалификации Геймификация на уроках в начальной школе в условиях цифровой среды обучения.

Конструктивное отношение к ошибкам может дополнительно мотивировать учеников улучшать свои образовательные результаты. Так ошибка может быть отправной точкой для ее содержательного обсуждения. Изменение отношения к ошибкам создает возможность для проявления инициативы, сравнения стратегий и гипотез. А неоднозначные пути решения и возможность экспериментировать — отличные источники мотивации, отмечают специалисты.

Семейный психолог, педагог и публицист Людмила Петрановская отмечает, «для того чтобы эффективно учиться, ребенок должен находиться в зоне умеренного стресса. Это состояние, в котором требуются усилия для усвоения новой информации, но ученику это по силам. На дистанционном обучении сделать это намного сложнее, чем в привычном классе. В зоне умеренного стресса должны быть удовлетворены базовые потребности. Ребенку не должно быть холодно, он не должен хотеть есть или спать. И самое важное — не должен бояться наказания, боли и унижения. Педагог должен уметь удерживать ребенка в зоне умеренного стресса и строить обучение, не прибегая к запугиванию. И тогда вместо страха у детей» будет присутствовать азарт и интерес к тому, получится ли у них достичь цели».

В завершающий день совещания много внимания было сосредоточено вокруг обучения школьников финансовой грамотности. По данным исследования НАФИ, которое проводилось летом 2021 года, 75% подростков хотят повышать свою финансовую грамотность. При этом согласно проведенному опросу Учи.ру, 82,4% родителей рассказывают детям о том, как меньше тратить, и знакомят их с базовыми экономическими понятиями, а 10% респондентов затрагивают такие сложные темы, как инвестиции. Новость о том, что с 1 сентября 2022 года преподавание финансовой грамотности станет обязательным в 1-9 классах, актуальна запросам сообщества родителей и школьников.

Елена Рутковская, старший научный сотрудник института стратегии развития образования РАО, эксперт международного исследования PISA по направлению финансовая грамотность, кандидат педагогических наук: «Обязательное преподавание финансовой грамотности закреплено в новых федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования. Соответственно возникает объективный запрос на учебно-методические материалы для педагогов школ, так как впервые во ФГОС наряду с включением финансовой грамотности в состав универсальных учебных действий сделан акцент на необходимости формирования функциональной грамотности учащихся, которая выражается в способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации. Методические наработки по преподаванию финансовой грамотности уже есть у Института развития образования РАО, Ассоциации развития финансовой грамотности и Банка России, которые могут стать надежным помощник в работе учителей».

Помимо финансовой грамотности в третий день совещания специалисты Учи.ру представили результаты независимого мониторинга знаний по русскому языку и математике среди учеников 1-9 классов. Контроль знаний — новый инструмент мониторинга успеваемости класса, доступный в Личном кабинете учителя для платформе Учи.ру, который позволяет быстро и эффективно оценить знания и устранить пробелы. 

Дарья Островская, руководитель проекта Учи.ру «Измерение знаний»: «Мониторинг является важным инструментом для своевременного выявления проблем учеников. Всероссийский мониторинг знаний по математике и русскому языку на Учи.ру не только позволит выявить пробелы, но и поможет учителю выстроить индивидуальную работу с ошибками для каждого ученика с помощью сформированных рекомендаций обучающих задний Учи.ру».

Полные выступления всех экспертов «Августовки 2021» можно посмотреть в записи в личном кабинете учителя на Учи.ру в разделе «Вебинары» и на сайте мероприятия.

Партнеры мероприятия: Mail.ru Group, «ВКонтакте», «Одноклассники», годнауки.рф, безопасностьдети.рф, Большая перемена, Благотворительный фонд «Шалаш», Группа компаний «Рикки», Еврейский музей и центр толерантности, Ассоциация развития финансовой грамотности, Kaspersky, Программа «Травли NET», Приложение «Где мои дети», платформа «Сферум», Атлас новых профессий.


Информационные партнеры проекта:

Российская газета, Мел, Сноб, Вечерняя Москва, Вестник Образования РоссииEdExpert, Классный журнал, Новости образования, Проф-обр.рф, Образование 4.0: Skillbox Media, Современное дошкольное образование, Geek Teachers, Центр проблем Аутизма (Инклюзия LAB), Образование и инновации, Atlas communications.