ISSN 1997-9657
         

Подготовка кадров для дошкольного образования: проблемы и перспективы

Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) при поддержке Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО) в рамках серии мероприятий «Управление. Финансирование. Образование» провел экспертный семинар «Оценка состояния и прогноз развития системы дошкольного образования: подготовка кадров».

На организованной ИПЭИ РАНХиГС площадке ZOOM работало 105 экспертов, представляющих Аналитический центр при Правительстве и Минобрнауки России, органы управления образованием ряда субъектов РФ и муниципальных образований, руководство самих дошкольных организаций и структур дополнительного образования детей. Научные центры были представлены структурами РАНХиГС и НИУ ВШЭ, МГУ имени М.В. Ломоносова и ИСРО РАО, РГГУ им. А.И. Герцена, МПГУ и МГПУ, ГИВЦ МИРЭА, ЛОИРО, Крымским киномедиацентром, партнерами МПАДО и другими структурами.

К организованному МПАДО вещанию на ютюб-канале https://mpado.ru/obuchenie/vebinary/vebinar-otsenka-sostoyaniya-i-prognoz-razvitiya-sistemy-doshkolnogo-obrazovaniya-podgotovka-kadrov/ присоединилось 2905 представителей системы дошкольного образования из всех субъектов Российской Федерации и ряда зарубежных стран.

На мероприятии были представлены доклады: ведущего советника Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Инны Каракчиевой «Кадровый вопрос в системе дошкольного образования», а также заместителя директора ЦЭНО РАНХиГС Елены Полушкиной и старшего научного сотрудника Центра Ларисы Бедаревой «Прогноз развития кадрового потенциала в дошкольном образовании».

Презентацию, отражающую позицию профессионального сообщества сферы дошкольного образования, представила проректор МПАДО, ведущий научный сотрудник ВАВТ / Минэкономразвития России Ирина Комарова.

В выступлениях было отмечено, что только треть выпускников системы СПО по педагогическим специальностям приходит на работу в дошкольные организации по профилю. В то же время по статистике более 60% выпускников педвузов, подготавливаемых для системы дошкольного образования, приходят на работу по профилю, однако почти 40% выпускников уходит в более перспективные отрасли экономики.

Эксперты отметили, что только 15% субъектов Российской Федерации упоминают в своих стратегиях социально-экономического развития тематику дошкольного образования, дошкольное образование не выделено по какой-то причине в отдельное направление профильных национальных проектов, в связи с чем сложно ждать от органов управления образованием системного подхода к проектному управлению в рассматриваемой области. Также было отмечено, что с мониторингом дошкольного образования существует очень большая проблема в раздельном сборе информации для категорий детей от года до трех и от трех до шести лет.

В завершение модератор семинара Елена Полушкина объявила о выпуске новой монографии «Система дошкольного образования: оценка состояния и прогнозы развития», которая будет опубликована в декабре 2021 г. в издательстве РАНХиГС «Дело». Монография будет размещена в свободном доступе на ресурсе ЦЭНО РАНХиГС www.ufo-lib.ru.