ISSN 1997-9657
       

Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий

Материал базируется на опыте работы ГБОУ города Москвы «Школа №1529 имени А.С. Грибоедова», приказах Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации, исследованиях и рекомендациях ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», требованиях СанПиН. 

Волкова Татьяна Валерьевна, руководитель образовательных и международных программ, научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования»

Мансарлийская Людмила Федоровна – старший методист ГБОУ города Москвы «Школа №1529 имени А.С. Грибоедова»

В связи с распространением коронавирусной инфекции COVID 19 (Весной 2020 года Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) объявлена пандемия коронавирусной инфекции) и принятыми мерами в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения* общество и система образования в частности, столкнулись с рядом задач, требующих новых подходов и решений для полноценного функционирования основных сфер жизни в том числе и образовательного процесса. Образовательный процесс был переведен в дистанционный формат с использованием мультимедийных технологий, в частности онлайн-платформ.

________

*В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

В начале апреля 2020 года Министерство просвещения Российской Федерации объявило о запуске нового портала для обучения школьников в дистанционном формате, созданного в помощь ученикам, учителям и родителям. Портал «Моя школа в online» https://cifra.school/ содержит учебные материалы по каждому предмету по программе с 1-го по 11-й класс.

В дошкольном образовании реализовать формат онлайн общения педагогов с детьми с одной стороны сложней, с другой стороны больше вариативных возможностей, которые зависят от креативности педагогов. Например, педагогический коллектив дошкольного отделения ГБОУ «Школа №1529 имени А.С. Грибоедова» разработали «Дневник дошкольников» на период самоизоляции, выстраивая индивидуальную онлайн-работу с детьми и родителями. Помимо онлайн-занятий, педагоги присылают родителям видео занятий, своих мастер-классов, тематические презентации.

В помощь педагогам и родителям также существует электронный сервис самоподготовки и самопроверки «Мои достижения» https://myskills.ru/, разработан ГАОУ ДПО МЦКО – Московским центром качества образования Департамента образования и науки города Москвы.

Новая социально-образовательная ситуация призывает специалистов системы образования находить новые решения педагогических задач для реализации образовательного процесса и взаимодействия с детьми в формате дистанционного образования.

Для эффективной реализации процесса дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения следует учитывать ряд факторов, которые помогут продуктивной организации процесса взаимодействия педагога с ребенком и семьей в новой образовательной ситуации.

Нормативно-правовая база

При организации процесса взаимодействия педагога с ребенком и семьей, проведения занятий в дистанционном формате с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий следует руководствоваться следующими документами:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.13 п.2, ст.15, ст.16, ст.17, ст. 41 п.5).
  • Приказом Минпросвещения России от 17.03.2020 №103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2015 года № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ (с Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и в сетевой форме)» (п. 2.2.).
  • Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».
  • Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями).
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Постановление от 15 мая 2013 года N26 (с изменениями на 27 августа 2015 года).
  • СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Постановление от 13 июня 2003 года N118 О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (с изменениями на 21 июня 2016 года).

Разработка локальных актов

Для эффективной реализации процесса дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения образовательной организации необходимо разработать следующие локальные нормативные акты:

  • положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации ФГОС ДО;
  • положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных программ (на бюджетной и внебюджетной основе);
  • рекомендации для родителей по организации дистанционного образования ребенка;
  • методические рекомендации для педагогов по организации процесса взаимодействия и эффективной коммуникации с семьей ребенка, с самим ребенком в дистанционном формате; реализации процесса дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.  


Дистанционное образование. Форма и правила проведения

Согласно статье 15. п.1.1. Федерального закона от 28 февраля 2012 г. №11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании»: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Дистанционное образование – образование, которое полностью или частично осуществляется с использованием компьютера и телекоммуникационных и информационных технологий и средств, которые позволяют ребенку получать образование на расстоянии.

Онлайн-обучение – это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету в режиме “здесь и сейчас”. Этот формат обучения еще называют e-learning или “электронное обучение”. И оно считается логическим продолжением дистанционного. А слово “онлайн” лишь указывает на способ получения знаний и связи педагога и ребенка. Во время онлайн-обучения ребенок может смотреть занятие в видеозаписи или в прямой трансляции.

То есть существует два режима:

Offline – местонахождение и время не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме;

Online – обучающийся с родителем (законным представителем) и педагог находится у автоматизированного рабочего места.

Для проведения педагогом дистанционного занятия в любом из режимов необходимо:

1. Составить расписание и режим дня для группы или для каждого ребенка индивидуально.

2. Совместно с педагогом-психологом выстроить индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка, учитывая возможности выбора уровня и вида представления материала.

3. Разработать сценарии занятий и подготовить демонстрационный и раздаточный материал к занятиям с элементами видео и аудио, с включением иллюстраций.

4. Перед проведением занятий предоставить семье ребенка всю необходимую информацию: время, правила проведения занятия, режим проведения, канал свиязи. А также уведомить родителей, какие материалы и оборудование занятия необходимо подготовь к занятию.

5. Необходимо организовать обратную связь с семьей по обсуждению вопросов воспитания и образования ребенка.


Психофизиологические закономерностей развития ребенка и санитарно-гигиенические требования к организации занятий с использованием компьютера

Эффективность решения педагогических задач при использовании компьютера в образовательном процессе определяется не только соблюдением всех гигиенических требований к организации рабочего места (они определены СанПиНами), эргономических требований к компьютеру, продолжительности работы, но и тем, какие программы используются при такой работе, насколько их содержание, формы и методы работы соответствуют возрастным психофизиологическим закономерностям развития детей разного возраста.

Согласно пункту 4.20 – СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» организация и режим занятий детей дошкольного возраста с использованием компьютерной техники должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Санитарными правилами и нормативами регламентируются гигиенические требования к развивающим игровым занятиям с использованием видеотерминала и клавиатуры при условии использования ПЭВМ с детьми с 5 лет. Вместе с тем санитарно-эпидемиологические требования к просмотру телепередач, а также изображений на индивидуальном мониторе компьютера в процессе дистанционного обучения детей от 3 лет не разработаны.

При организации проведения с ребенком занятия с использованием компьютера (и других гаджетов) педагогам и родителям следует руководствоваться «Методическими рекомендациями по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», разработанными ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования».

Для того чтобы работа за компьютером была эффективно включена в учебный процесс, необходимо учитывать следующие факторы:

  • гигиенические требования (СанПиН) к организации работы за компьютером;
  • возрастные особенности детей;
  • адекватные возрасту сертифицированные программы.

При работе с компьютером следует иметь в виду, что на организм детей воздействуют следующие специфические факторы:

  • излучение от компьютеров;
  • изменение качества воздушной среды в помещении, где находится компьютер;
  • особенности условий зрительной работы;
  • длительность и сложность различных видов работы.

Занятия с использованием электронных устройств должно строго регламентироваться как по длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями детей. Дистанционное обучение не должно рассматриваться только как многочасовое включение ребенка в онлайн-работу. Необходимо помимо онлайн-обучения активно использовать другие формы дистанционной работы и чередовать разные виды деятельности.

Из опыта практической работы

«Дневник дошкольника» ГБОУ города Москвы «Школа №1529 имени А.С. Грибоедова»

  1. Проведение собраний педагогического коллектива на платформе Zoom (платформе для проведения онлайн-занятий и конференций), обсуждение и выстраивание образовательного процесса и взаимодействия с семьями и деться в формате дистанционного образования.
  2. Создание «класса» на платформе Zoom (проведение онлайн-занятий – 2 раза в неделю с детьми 5–7 лет по 20 минут).
  3. Аудиозапись «Сказки воспитателя» – воспитатель записывает и пересылает родителям аудиозапись сказки детям, как обычно делается перед дневным сном в детском саду, что оказывает благоприятное психологическое воздействие на ребенка.
  4. Создание аудиозанятия в формате презентации или ролика с закадровым голосом воспитателя, который рассказывает ребятам о теме занятия, проводит физкультминутку, играет и дает задание.
  5. Работа воспитателей с детьми над проектами (составление рекомендаций для родителей) по темам: «Мой огород на окне», «Космос», «Перелетные птицы» в течении недели или двух. По результатам присланных родителями детских рисунков, фотографий, видео составление коллажей и небольших видеороликов.
  6. Запись воспитателем видео мастер-классов по определенной теме с пошаговой инструкцией для самостоятельных занятий ребенком дома «Пластинография», «ИЗО», «Проведение опытов».
  7. Создание видеороликов и размещение их на видеохостинге YouTube (Например, «Спорт – это МЫ» https://www.youtube.com/watch?v=ItNV1e3gK9c) с участием педагогов школы, представляющих детям и родителем свои мастер-классы и видеозанятия.
  8. Подбор для детей и родителей мероприятий посредством интернет–ресурсов (интерактивные экскурсии по музеям города, детские онлайн-спектакли, представление информации и пояснение родителям возможностей и правил использования электронного сервиса самоподготовки и самопроверки "Мои достижения" https://myskills.ru; информирование родителей об открытых Интернет-ресурсах для детей и родителей (полезные Интернет-ресурсы и городские онлайн-сервисы для московских семей и педагогов http://deti.mosmetod.ru/resources, об играх и занятиях «Актуальные материалы и полезные ссылки для организации развивающих игр и занятий с дошкольниками в группе и дома» http://deti.mosmetod.ru/, размещенных на сайте Городского методического центра и пр.).
  9. Индивидуальные консультации для родителей педагогами дошкольных групп.


Практика проведения онлайн-занятия

Для проведения онлайн-занятий с детьми педагоги ГБОУ города Москвы «Школа №1529 имени А.С. Грибоедова» на текущий период времени используют платформу Zoom. Данная платформа хорошо подходит для реализации индивидуальных и групповых занятий с детьми. В платформу встроена интерактивная доска, видео- и аудиосвязь с каждым участником, есть возможность включать и выключать микрофон. Занятие можно запланировать заранее и записать для последующего просмотра.

Организуя образовательную деятельность в формате онлайн для детей старшего дошкольного возраста, важно соблюдать несколько принципов:

1. Ребенок участвует в деятельности исключительно по собственному желанию (не стоит уговаривать и предлагать разные варианты в формате видеоконференций).

2. Количество воспитанников – не более 7–12 детей на одной онлайн-встрече.

3. Так же, как и образовательная деятельность в группе детского сада, онлайн-встреча должна быть четко регламентирована по времени (с учетом требований СанПиН 2.4.1. 3049-13). Следует учесть, что довольно длителен подготовительный этап работы.

4. Материал занятия должен быть близок детям. Желательно, чтобы в нем находили отражения интересы детей и формы работы, усвоенные на прошлых занятиях, еще актуальные в памяти ребенка. Не стоит в первое время просить детей выполнять какие-то абсолютно новые для них действия.

5. Родители воспитанников – ваши лучшие помощники и ваши «руки и глаза». Таким образом, в виртуальном формате создается единая образовательная среда (детский сад – семья).

6. Во время онлайн-занятия педагог не только демонстрирует приемы и методы работы с материалами, но и прорабатывает каждый этап вместе с воспитанниками, демонстрируя, отслеживая и закрепляя материал.

7. У педагога есть возможность видеть каждого ребенка, вербально поддерживать после каждого этапа работы.

8. Каждые 10 минут желательно делать динамическую паузу. Во время творческой деятельности в формате видео-встречи дети получают высокую нагрузку на органы восприятия. Динамические паузы могут быть сидячими, но должны содержать комплекс движений направленных на расслабление мышц шеи, спины, рук, зрительную гимнастику.

Заключение

Педагогический процесс – постоянно развивающееся взаимодействие педагога и ребенка, направленное на решение задач обучения, воспитания, формирования и развития личности ребенка.

Дистанционное образование представляет собой взаимодействие педагога и детей на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое мультимедийными средствами интернет-технологий, предусматривающими интерактивность, но как бы не был интересен процесс образовательной деятельности с применением компьютера, ребенку дошкольного возраста несомненно важно максимально живое участие взрослого. Настоящее творчество – способность, присущая все же пока только человеку, это особый тип мышления, которое невозможно перевести на формально-логический язык компьютера. Компьютер и компьютерные технологии – всего лишь посредники, а главными героями всё же являются ребёнок и педагог.

Литература

  1. Безруких М.М., Макарова Л.В., Параничева Т.М. Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / ФГБНУ «ИВФ РАО», Москва – 2020
  2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А., Параничева Т.М., Филиппова Т.А., Макарова Л.В. Педагогическая физиология: учебное пособие / под ред. М.М. Безруких. – М.: ФОРУМ, 2013.
  3. Волкова Т.В. Учет психофизиологических закономерностей развития и санитарно-гигиенических требований к организации работы детей за компьютером в условиях новой образовательной ситуации // Практическое приложение к журналу "Современное дошкольное образование». – 2020 – №7 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sdo-journal.ru/journalpril/tv-volkova-uchet-psihofiziologicheskih-zakonomernostej-razvitiya-i-sanitarno-gigienicheskih-trebovanij-k-organizacii-raboty-detej-za-kompyuterom-v-usloviyah-novoj-obrazovatelnoj-situacii.html
  4. Леонова Л.А. Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка. – М.: Вентана-Граф, 2002. – 16 с. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 6 до 10 лет)
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
  6. Приказ Министерство просвещения Российской Федерации № 103 от 17 марта 2020 г. «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» https://docs.edu.gov.ru/document/d8273e59ca68baf01b8a30ad3fe33ee8/
  7. СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” Постановление от 15 мая 2013 года N 26 (с изменениями на 27 августа 2015 года) http://docs.cntd.ru/document/499023522
  8. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Постановление от 13 июня 2003 года N 118 О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (с изменениями на 21 июня 2016 года) http://docs.cntd.ru/document/901865498
  9. Сергей Кравцов сообщил о запуске онлайн-платформы для дистанционного обучения школьников // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://edu.gov.ru/press/2309/sergey-kravcov-soobschil-o-zapuske-onlayn-platformy-dlya-distancionnogo-obucheniya-shkolnikov/
  10. Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004020025
  11. Федеральный закон от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  12. Электронный сервис самоподготовки и самопроверки «Мои достижения» (разработан ГАОУ ДПО МЦКО – Московским центром качества образования Департамента образования и науки города Москвы https://myskills.ru/