Арнаутова Е.П., Воробьева И.Н., Жукова Е.В., Кондратьева Н.Л., Рычагова Е.С. Опыт реализации образовательного проекта «Счастливые дети в университете»
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Статья посвящена описанию опыта реализации инновационного образовательного проекта, в рамках которого в Московском педагогическом государственном университете при Институте детства был открыт Центр семейного воспитания, объединивший преподавателей, студентов факультета начального образования, сотрудников кафедры психологической антропологии и родителей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста. Созданная предметно-развивающая среда Центра основывается на принципах Монтессори-педагогики. В связи с этим, в содержании деятельности Центра интегрируются психолого-педагогические основы отечественной системы дошкольного образования и сильные стороны педагогической системы М. Монтессори.
В статье делается акцент на анализе разных ресурсов высшего учебного заведения для осуществления замысла проекта по организации Центра семейного воспитания; на описании специфики разработанных и апробированных программ дополнительного образования детей и взрослых, на основе которых строится содержание работы Центра. Реализация исследовательского проекта сосредотачивается на результатах апробации следующих программ, разработанных сотрудниками кафедры психологической антропологии Института детства: общеразвивающая общеобразовательная программа дошкольного образования «Плюс-Монтессори», досуговая парциальная программа «Семейные праздники», вариативная образовательная программа психолого-педагогической поддержки родителей «Школа мотивированного родительства».
Первые результаты реализации проекта «Счастливые дети в университете» показали, что работа над проектом стала хорошим стартом к объединению разнообразных образовательных интересов преподавательского профессионального сообщества, студенческой молодежи университета для воплощения интересных и плодотворных решений во благо российского дошкольного образования. Анализ результатов также убеждает в том, что Центр семейного воспитания как структурное подразделение вуза выступает для московских родителей доступным вариантом выбора образовательных маршрутов развития своих детей с раннего возраста, а также источником собственного личностного роста и воспитательной компетентности.
Литература
2. Арнаутова Е.П. Мониторинг родительского запроса на качество образовательных услуг дошкольного образования: аналитический материал // Детский сад от А до Я. –
2013. – №6. – С. 4–19.
3. Арнаутова Е.П. Современные тенденции психолого-педагогической поддержки российского родительства // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» 10–13 мая 2017 г. / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: МГУ, 2017. – С. 403–408.
4. Гмошинская М.В., Воробьева И.Н. Творчество с младенчества, или Художники в памперсах. Подготовка детей раннего возраста к изобразительной деятельности. –
М.: ГЕНЖЕР, 2007. – 24 с.
5. Далецкая М.Э. О волонтерах в контексте истории // Библиотека в школе. – 2012. – № 3(294). – С. 20–21.
6. Даты семейного календаря в практике работы ДОУ. Всероссийский день матери в детском саду / Сост. Е.П. Арнаутова, Т.А. Котова // Вестник московского образования. – 2011. – №20. – С. 131–226.
7. Демакова И.Д. Януш Корчак: живая педагогика изменяющегося мира. – М.: ЦНПРО, 2013. – 200 с.
8. Ильина И. Воспитание ребенка по Монтессори от 0 до 3 лет. – Ростов-на-Дону, 2017. – 157 с.
9. Казакова Т.Г. Теория и методика детского изобразительного творчества. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 255 с.
10. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников: Монография. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 144 с.
11. Лыкова И.А. Цветные ладошки. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей в изобразительной деятельности. – М.: Цветной мир, 2014. – 144 с.
12. Необъятный мир материнства: беседы с дошкольниками и взрослыми. (Серия: Даты семейного календаря) / Автор-сост. Е.П. Арнаутова. Авторский коллектив: Е.П. Арнаутова, И.Н. Воробьева, Т.Н. Зенина, Н.Л. Кондратьева, Е.С. Рычагова. – М.: Русское слово – учебник, 2018. – 115 с.
13. Обухов А.С., Жукова Е.В. Реальность выбора – значимое условие становления субъектности в контексте профессионализации студентов бакалавриата // Проблемы современного образования. – 2017. – №5. – С. 72–90. URL: http://www.pmedu.ru/images/pso2017-5/72-90.pdf (дата обращения: 01.03.2018).
14. Старостина Ю.А. Феномен форсирования развития дошкольников в современной российской семье: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М.: 2017. – 27 с.
15. Стожарова М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольника. – М.: Флинта, 2011. – 115 с.
16. Стэндинг Э.М. Жизнь и творчество Марии Монтессори. – СПб.: Благотворительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2012. – 476 с.
17. Сумнительный К.Е. Метаморфоз развития. 25 лет с системой М. Монтессори: Сборник статей к VII Международной конференции «Интеграция педагогики М. Монтессори с отечественным образовательным пространством» / Под ред. К.Е. Сумнительного. – М.: Новое время, 2017. – 284 с.
18. Тамани К.М. Воспитание по Монтессори. Главная книга продвинутых родителей. – М.: АСТ, 2018. – 160 с.
19. Тимошенко Е.И. Чудо Монтессори, или Учение без мучения и воспитание без оценки, наград и наказаний. Заметки для родителей. – М.: Форум, 2015. – 208 с.
20. Хилтунен Е.А. Детский сад по системе Монтессори. От 0 до 3 лет: Методические рекомендации для педагогов. – М.: Национальное образование, 2016. – 96 с.
- Комментарии