Гилева А.В., Протасова Е.В. Формы педагогического самообразования: опыт уральских специалистов дошкольного воспитания во второй половине ХХ века
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность тематики статьи. Одним из направлений развития дошкольного образования на современном этапе является его регионализация, осуществление которой невозможно без самообразования педагогов, связанного с новаторским поиском. Изучение регионального наследия в области дошкольного воспитания позволяет учитывать имеющийся опыт в реализации современных форм повышения квалификации и разработке программ совершенствования педагогов. Проблемность анализа заключается в воссоздании опыта, отвечающего внутренней потребности педагогов в изменении образовательной ситуации, профессиональной рефлексии, осмыслении продуктивности процесса саморазвития.
Цель исследования – историко-педагогический анализ основных форм самообразования специалистов дошкольного воспитания во второй половине XX века, реализованных в образовательных учреждениях Пермского края.
Описание исследования. Предметом исследования являются формы педагогического самообразования уральских специалистов дошкольного воспитания во второй половине XX века и их актуализация для региональных программ профессионального развития педагогических кадров. В качестве источников используются нормативные документы, регламентирующие деятельность дошкольных учреждений в 1950–1990 годы, документы из архивных фондов Пермского края, воспоминания старейших специалистов дошкольного воспитания, экспедиционные и педагогические материалы авторов. Для решения поставленных задач применяется комплекс методов историко-педагогического исследования, обобщение педагогического опыта, метод актуализации. Рассматриваются как организованные и управляемые формы самообразования, так и способы подлинно самостоятельной деятельности по приращению профессионального опыта. Приведены примеры форм индивидуальной и коллективной работы на местах, специальной образовательной подготовки, конкурсных и экспериментальных подходов в развитии мастерства.
Результаты исследования. Результатом исследования является анализ форм педагогического самообразования в рассматриваемый период и выделение важнейших ценностных идей, обладающих потенциалом для разработки современных региональных программ совершенствования мастерства и практической деятельности специалистов дошкольного воспитания.
Выводы. Условия для динамичного развития форм самообразования во второй половине XX века создавала интенсивно развивающаяся теория и практика дошкольной педагогики, организованная деятельность по самообразованию, направляемая руководителями учреждений, методическими кабинетами, педагогическими учебными заведениями, новаторский поиск педагогов-мастеров и образцовых детских садов. Перспективы интеграции описанных форм с технологиями самообразования на современном этапе видятся в усилении таких подходов, как приглашение известных педагогов для курсовой подготовки и творческих встреч, проведение открытых занятий и семинаров в режиме онлайн, организация исследовательских групп с целью изучения альтернативных методик, создание экспериментальных площадок, интегрирующих дошкольное воспитание и школьное обучение. Для разработки региональной концепции совершенствования педагогического мастерства свою актуальность сохраняет идея активного участия в подвижничестве всех участников образовательного процесса.
Литература
- Асаева И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2009. – 23 с.
- Владимиров Д. Союз учителей и воспитателей // Соликамский рабочий. – 1970. – № 40 (6418). – 4 апреля // МБУ «Архив г. Соликамска Пермского края» (АС). – Ф. 275.
- Воспоминания Казанцевой Валентины Григорьевны об этнокультурных традициях воспитания. Записаны А.В. Гилевой. Село Юсьва Юсьвинского муниципального района Пермского края, июль 2016 года.
- Воспоминания Монаевой Ольги Ивановны о взаимодействии дошкольного учреждения с социальными партнерами. Предоставлены информантом. Соликамск Пермского края, июнь 2020 года.
- Воспоминания Сыстеровой Анны Никитичны о формах работы со специалистами дошкольных учреждений. Записаны А.В. Гилевой. Село Юсьва Юсьвинского муниципального района Пермского края, июль 2016 года.
- Временное Положение о дошкольном учреждении в РСФСР. Утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 119. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_18273.htm (дата обращения 18.07.2020).
- Ганченко И.О. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального самообразования: автореф. дис. д-ра пед. наук. – Ставрополь, 2004. – 42 с.
- Гилева А.В. Ленец Г.А. Люблю тебя, мое Прикамье! Программа по краеведению для детей 5–7 лет. – 2-е издание, стереотипное. – Соликамск: РИО СГПИ (филиал) ПГНИУ, 2015. – 104 с.
- Годовые отчеты о работе детских садов района за 1949 год. Юсьвинский районный отдел народного образования // Архивный отдел администрации Юсьвинского муниципального района Пермского края. – Ф. Р-28. – Оп.1. – Д. 6. – Л. 1–60.
- Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М.: Издательство АСТ, 1996. – C. 8–33.
- Ленская Г. Школа и детский сад // Соликамский рабочий. – 1970. – № 40 (6418). – 4 апреля // АС. – Ф. 275.
- Личный фонд Галкиной Фаины Георгиевны, заведующей Кунгурским детским садом №2, отличника народного просвещения, ветерана труда // Муниципальное бюджетное учреждение «Кунгурский городской архив» (КГА). – Ф. Р-470. – Оп.1. – Д. 3. – Л. 1–10.
- Личный фонд Ескиной Валентины Матвеевны, директора Кунгурского детского дома №2, отличника народного просвещения // Дошкольное воспитание. – 1950. – №4. // КГА. – Ф. Р-121. – Оп.1. – Д. 10. – Л. 18–22.
- Личный фонд Штибена Владимира Константиновича, директора ГБОУ СПО «Соликамский педагогический колледж имени А.П. Раменского», заслуженного учителя школы РСФСР // Семинар для учителей, педагогов, психологов и работников дошкольных учреждений «Педагогическая система Марии Монтессори». 27 февраля – 1 марта 1996 год, Соликамский педагогический колледж, муниципальный лицей // АС. – Ф. 389. – Оп. 1. – Д. 7.
- Поданева Т.В. Совершенствование профессионального взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук. – Барнаул, 2009. – 23 с.
- Программа воспитания в детском саду / Отв. ред. М.В. Залужская // Из фондов Российской государственной библиотеки. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1962. – 178 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева – М.: Просвещение, 1985. – 174 с.
- Руководство для воспитателя детского сада / Ред. М.В. Залужская. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1953. – 164 с. // Из фондов Российской государственной библиотеки.
- Руководство для воспитателя детского сада. Устав детского сада. – М.: Учпедгиз, 1945. – 152 с. // Из фондов Российской государственной библиотеки.
- Феофилова А. Премьера в учительском доме // По ленинскому пути. – 1966. – № 257 (11084). – 31 декабря // Из фондов Пермской государственной краевой библиотеки имени А.М. Горького.
- Черникова Л.В. Развитие профессиональной успешности педагога-воспитателя в процессе повышения квалификации: дис. канд. пед. наук. – Новосибирск, 2018. – 210 с.
- Чеховских О.Г. Формирование профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе повышения квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук. – Самара, 2013. – 26 с.
- Экспедиционные материалы: документальные источники и воспоминания педагогов Пермского края. – Автор-составитель Е.В. Протасова. 2010–2020 гг.
- Яковлева Г.В. Управление самообразованием педагогов инновационных дошкольных образовательных учреждений // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т. 12. – № 3. – С. 83–89.
- Аbdullaeva N.S. (2020). Pedagogical possibilities of design activity in the process of increasing the qualification of preschool workers. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol, 8(1), pp: 90–94.
- Peterson T., Veisson M., Hujala E., Härkönen U., Sandberg A., Johansson I., & Bakosi E. K. (2016). Professionalism of preschool teachers in Estonia, Finland, Sweden and Hungary. European Early Childhood Education Research Journal, 24(1), pp: 136–156. DOI: 10.1080/1350293X2015.1120529.
- Smilgiene J., & Masiliausikene E. (2019). Conditions and opportunities of workplace teaching/learning of teachers of preschool educational institutions (the case of lithuania). Social welfare: interdisciplinary approach, 1(9), pp: 104–118. DOI: http://dx.doi.org/10.21277/sw.v1i9.451.
- Комментарии