Гогоберидзе А.Г., Езопова С.А., Калабина И.А. Петербургская модель подготовки педагога дошкольного образования. Модернизация длиною в век
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Введение. В статье представлены результаты анализа этапов становления системы подготовки педагогов дошкольного образования в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена. Цель проведенного анализа – выявление исторических этапов и отличительных черт Петербургской модели подготовки педагога дошкольного образования, от периода существования Педагогического института дошкольного образования до современного этапа модернизации педагогического образования в России.
Методологической основой исследования стали системный и контекстный подходы, актуальное научное знание о профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, возможностях высшего образования в подготовке педагога дошкольного образования в разные исторические периоды в течение 1918–2018 гг. Методами исследования выступили работа с архивными документами (учебными планами, протоколами заседаний кафедр), историко-ретроспективный и теоретический анализ нормативных документов разных лет и исследований по проблеме, выделение этапов становления Петербургской модели подготовки педагога дошкольного образования.
Результатом исследования явилось описание четырех этапов становления Петербургской модели подготовки педагога дошкольного образования в условиях высшего образования, включающее: этап подготовки в условиях функционирования Педагогического института дошкольного образования (1918–1925); этап оформления дошкольной педагогики и методик дошкольного образования как учебных дисциплин и содержательного ядра подготовки педагогов (1926–1992); этап уровневой и вариативной подготовки педагога дошкольного образования (1992–2013); этап разработки новых практико-ориентированных моделей подготовки бакалавров и магистров по профилю «дошкольное образование» (2014 – по сегодняшний день).
Вывод. Проведенное исследование позволяет охарактеризовать сущностные, отличительные черты петербургской модели подготовки педагога дошкольного образования, выделить перспективные направления развития, определить идеологию проектирования новых Примерных образовательных программ подготовки педагогов дошкольного образования.
Литература
2. Гогоберидзе А.Г., Головина И.В. Модернизация процесса подготовки педагогов дошкольного образования: маркеры новых основных профессиональных образовательных программ. / Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23. – №1. – С. 38–45.
3. Гогоберидзе А.Г., Калабина И.А., Савинова Л.Ю. Педагогическая магистратура в институте детства Герценовского университета: история, современность, перспективы // Педагогическая наука и современное образование: Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки 9 февраля 2017 года. Том 1 / Под ред. И.В. Гладкой, С.А. Писаревой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – С. 40–45.
4. Езопова С.А. Исследование направленности учебно-методического обеспечения образовательных программ бакалавриата на развитие готовности студентов к обучению в магистратуре // Педагогическое образование в переходный период: результаты исследований 2009 года. Сборник статей по материалам внутривузовской научной конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, НИИ непрерывного педагогического образования; науч. ред. Н.Ф. Радионова и др. – 2010. – С. 206–214.
5. Езопова С.А. Подходы к разработке магистерской программы подготовки специалистов в области методического сопровождения // Педагогическое образование в эпоху перемен: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике. Опыт исследований в рамках научного направления «Интегративная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования»: сборник статей по материалам Международной научной конференции / Науч. редакторы: Г.А. Бордовский, В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова. – СПб., 2009. – С. 259–263.
6. Езопова С.А. Проектирование паспорта формирования компетенций в рамках основных образовательных программ подготовки бакалавров // Педагогическое образование в переходный период: результаты исследований 2010 года: сборник статей
по материалам внутривузовской научной конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, НИИ непрерывного пед. образования; науч. ред. Н.Ф. Радионова и др., 2011. – С. 154–160.
7. Езопова С.А., Калабина И.А., Новицкая В.А. Дошкольное образование в Санкт-Петербурге // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2018. – №1. – С. 6–20.
8. Езопова С.А., Маневцова Л.М. Ретроспективный анализ подходов к подготовке руководителей системы дошкольного образования // Педагогика детства: Петербургская научная школа / СПб.: РГПУ, 2005. – С. 234–242.
9. Инновационная система подготовки педагога. Теории и технологии дошкольного образования в бакалавриате: Научно-методическое пособие / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.Н. Сомковой – СПб.: Книжный дом, 2008. – 363 с.
10. Институт детства Герценовского университета. Коллективная монография / Под ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – 432 с.
11. История факультета дошкольного образования РГПУ им. А. И. Герцена / Сост.: Э.В. Онищенко, Л.В. Романюк. – СПб.: НИИ химии СПбГУ, 1998. – 76 с.
12. Крулехт М.В., Бабаева Т.И., Онищенко Э.В. Кафедра дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герце-на: страницы истории и современность // Педагогика детства: Петербургская научная школа. – СПб.: РГПУ, 2005. – С. 17–32.
13. Марголис А.А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – №5. – С. 45–64.
14. Образование студента. Теоретические и практические аспекты проблемы развития субъектной позиции в условиях педагогического вуза: Монография / Под ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: НИИ Химии СпбГУ, 2001. – 273 с.
15. Подготовка прикладных бакалавров для работы в сфере дошкольного образования. Коллективная монография / Под научной редакцией А.Г. Гогоберидзе. – СПб., 2015.
16. Савинова Л.К. 70 лет факультету дошкольного воспитания РГПУ им. А.И. Герцена // Становление теории и практики дошкольного воспитания: межвузовский сб. науч. тр. – СПб.: Образование, 1992. – С. 3–20.
17. Gogoberidze A., Kalabina I., Pogosian V., Savinova L. Theory and Practice Integration in Subject-Priented Teacher Preparation. Jointly Offered Master‘s Degree Programs: the Experience of the Institute of Childhood (Herzen University) Astra Salvensis. 2018. Vol. 6. pp 49-58.
- Комментарии