Нисская А.К., Савина Е.В. Общение педагогов и родителей. Анализ взглядов и предпочтений для позитивной коммуникации
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Проблематика общения педагогов и родителей в исследованиях, законодательстве и практике. Показана актуальность проблематики коммуникации образования и семьи. Вовлеченность родителей положительно влияет на успехи ребенка, качество образования, интенсивность детско-родительских отношений, помогает ребенку чувствовать себя комфортно. Вместе с тем вмешательство в жизнь образовательного учреждения может создавать напряжение, ассоциироваться с недоверием, воспитанием несамостоятельности у ребенка, давлением на образовательный процесс. В основу решения данного противоречия и построения доброжелательной, эффективной коммуникации должно быть положено ясное представление о том, в чем совпадают и разнятся мнения педагогов и родителей, какие характеристики коммуникации способствуют большей удовлетворенности общением. Целью данной работы является изучение предпочитаемых педагогами и родителями форм участия родителей в жизни дошкольного учреждения и условий удовлетворенности общением друг с другом.
Методы исследования и выборка. В исследовании приняли участие родители и педагоги дошкольных организаций г. Тулы и г. Москвы (более 1000 человек), которым предлагалось заполнить опросники в бумажном и электронном виде, содержавшие вопросы о наиболее предпочитаемых формах участия родителей в жизни детского сада и мере удовлетворенности коммуникацией педагогов и родителей.
Формы участия родителей в жизни детского сада, предпочтительные для педагогов и родителей. Показано, что представления педагогов и родителей во многом сходятся: «живое» общение предпочтительнее дистанционного, популярны такие традиционные формы участия семьи в жизни сада, как посещение праздников, групповых собраний. Непопулярна работа в родительском комитете всей организации и участие в оценке качества условий образования. Выявлен ряд расхождений в представлениях педагогов и родителей: первые чаще предпочитают привлекать родителей к роли помощника или пассивного зрителя, в то время как вторые чаще стремятся предпочесть активные формы участия.
Удовлетворенность педагогов и родителей коммуникацией друг с другом. Удовлетворенность общением педагогов связана, прежде всего, с участием родителей в оформлении сада. Педагоги, которые предпочитают финансовую помощь родителей, наименее удовлетворены общением. Удовлетворенность родителей связана с тем, насколько учитывается их мнение, с инициативой педагога в коммуникации. Как родители, так и педагоги приписывают роль инициаторов общения именно себе.
Литература
2. Денисенкова Н.С. Влияние семьи на развитие способностей ребенка // Современное дошкольное образование. – 2012. – №2.
3. Поливанова К.Н., Вопилова И.Е., Михайлова (Козьмина) Я.Я., Нисская А.К., Сивак Е.В. Самоэффективность как содержательная основа образовательных программ для родителей // Вопросы образования. – 2015. – №4. – С. 184–200.
4. Собкин В.С., Халутина Ю.А. Отноше-ние родителей детей дошкольного возраста
к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения // Современное дошкольное образование. – 2018. – №1. – С. 6–18.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.12 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
6. Corallo C., McDonald D. (2001) What Works with Low-performing Schools. de AEL.
7. Henderson A.T. and Berla N. (1994). A new generation of evidence: The family is critical to student achievement. Washington, DC: National Committee for Citizens in Education.
8. Hill N., and Taylor L. (2004). Parental school involvement and children’s academic achievement: Pragmatics and issues. Current Directions in Psychological Science, 13(4) 161-164.
9. Jeynes W. H. (2005). A meta-analysis of the relation of parental involvement to urban elementary school student academic achievement. Urban Education. 40(3), 237-269.
10. Jeynes W.H. (2007). The relationship between parental involvement and urban secondary school student academic achievement: A meta-analysis. Urban Education, 42(1),82-110.
11. Marzano R.J., Waters T., McNulty B.A. (2005) School leadership that works: From research to results.
12. Marzano Robert J. (2003) What Works in Schools: Translating Research into Action.
13. Mortimore P. (1998) The Road to Improvement. Reflections on School Effectiveness. Swets & Zeitliner Publishers.
14. Noel A., Stark P., Redford J., & Zukerberg A. (2013). Parent and family involvement in education, from the National Household Educations Surveys Program of 2012 (NCES 2013-028), Washington, DC: U.S. Department of Education, National Center for Education Statistics. Table 2. [Электронный ресурс]. URL: http://nces.ed.gov/pubs2013/2013028.pdf
15. Nord C.W. and West J. (2001). Fathers’ and mothers’ involvement in their children’s schools by family type and resident status. U.S. Department of Education, National Center for Education Statistics. [Электронный ресурс]. URL: http://nces.ed.gov/pubs2001/2001032.pdf.
16. Nord C.W., Brimhall D., and West J. (1998). Fathers’ involvement in their children’s schools. U.S. Department of Education, National Center for Education Statistics. [Электронный ресурс]. URL: http://nces.ed.gov/pubs98/fathers/ (дата обращения 31.10.2017).
17. Parental Involvement in Schools (2013). [Электронный ресурс]. URL: http://www.childtrends.org/?indicators=parental-involvement-in-schools (дата обращения 31.10.2017).
18. Stewart E.B. (2008). School structural characteristics, student effort, peer associations, and parental involvement: The influence of school– and individual-level factors on academic achievement. Education and Urban Society,40(2), 179-204.
19. Tinkler B. (2002, March, 25). A review of literature on Hispanic/Latino parent involvement in K-12 education. Retrieved from ERIC database (D469134). [Электронный ресурс]. URL: http://www.eric.ed.gov/PDFS/ED469134.pdf (дата обращения 31.10.2017).
20. Tschannen-Moran M. and Hoy A. W. (2007). The differential antecedents of self-efficacy beliefs of novice and experienced teachers. Teaching and Teacher Education, 23(6), 944-956 (дата обращения 31.10.2017).
- Комментарии