Новикова Г.П. Научные проблемы развития одаренности и способностей у детей дошкольного возраста
Скачать в формате PDF
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Новикова Г.П. Научные проблемы развития одаренности и способностей у детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №1. – С.38–45.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Статья посвящена концептуальным и теоретическим основам одаренности, анализу организационно-педагогических условий, определяющих готовность педагогов организаций дошкольного образования (ОДО) к инновационной деятельности, а также пониманию педагогами необходимых изменений в содержании дошкольного образования, развития интеллектуальных, творческих способностей и одаренности в условиях формирования инновационной системы образования и введения ФГОС ДО. Автор рассматривает шесть областей или сфер одаренности (таланта), которые охватывают способности большей части детей. Делается вывод, что в целом одаренные дети обладают преимуществами почти по всем параметрам развития. В сферах, отвечающих их одаренности, такие дети не только достигают уровня, характерного для более старшего возраста, но и сам процесс их развития и результаты их деятельности имеют уникальный характер. Автор статьи акцентирует внимание на том, что необходима специальная программа подготовки педагогов и родителей для работы с одаренными детьми, которая выступала бы в качестве теоретического и методического основания для практической работы.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 1–2. – М.: Педагогика, 1982.
2. Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Брушлинский А.В., Бабаева Ю.Д., Дружинин В.Н., и др. Рабочая концепция одаренности. – М.: Магистр, 1998.
3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др. Возможности образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками 5–7 лет // Дошкольное воспитание. – 1995. – №3.
4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – Москва, Воронеж: 1997.
5. Новикова Г.П. Проблемы готовности организаций дошкольного образования к реализации ФГОС / Новикова Г.П., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А. // Педагогическое образование и наука. – 2013. – № 5.
6. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. – М., 1997.
7. Одаренные дети. – М.: Прогресс, 1991.
8. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М., 2000.
9. Рензулли Дж.С., Рис С.М. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей // Современные концепции одаренности и творчества /Под ред. Д.Б.Богоявленской. М., 1997.
10. Савенков А.И. Психология одаренности. – М.: Генезис, 2009.
11. Bricklin B., Bricklin P. Bright child – poor grades: The psychology of underachievement. N.Y.: Delacorte Press. 1967.
12. Combs A. The professional education of teachers: A perceptual view of teacher preparation. Boston: Allyn & Bacon. 1965.
13. Fine B. Underachievers: How can they be helped? N.Y.: E.P.Dutton. 1967.
14. Fine, M. & Pitts, R. (1980). Intervention with underachieving gifted children: Rationale and strategies. Gift CNN Quarterly, 24, P. 51–55.
15. Gallagher J.J. Teaching the gifted child. Boston: Allynn & Bacon. 1985.
16. Hollingworth L.S. Children Above 180 IQ Stanford-Binet: Origin and Development, N.Y., 1942.
17. Hollingsworth L.S. Gifted Children. N.Y.:Macmillan. 1927.
18. Jung Carl G. Man and His Symbols, New York, 1964.
19. Karnes M. & Associates. Factors associated with underachievement & overachievement of intellectually gifted children. Exceptional Children. 1961. 28. P. 167–175.
20. Karnes M. & Associates. Preschool talent checklists manual. Urbana Il.: Publication Office, Institute for Child Behavior & Development. 1978.
21. Karnes M.B., McCoy G.F., Zehrbach R.R., Wollersheim J.P., Clarizio H.F., Costin L.
and Stanley L.S. (1961) Factors associated with underachievement and overachievement of intellectually gifted children. Champaign, II.: Champaign Community Unit Schools.
22. Karnes M., Schwedel A. & Williams M. Combining instructional models for young gifted children / Teaching Exceptional Children. 1983.
№14 (3). P. 128–135.
23. Pringle, M. (1970). Able misfits. London: Longman Group.
24. Renzulli J. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity // Sternberg R.I., Davidson J.E. (eds.). Conceptions of giftedness. Cambridge: Cambr. Univ. Press, 1986. P. 53–92.
25. Renzulli J. What makes giftedness? Reexamining a definition. Phi Delta Kappan. 1978. N 60. P. 180–184.
26. Renzulli J., Reis S., Smith L. The revolving-door model: A new way of identifying the gifted. Phi Delta Kappan. 1981. 62. P.648–649.
27. Star Cline, Ed. D. What Would Happen If, I Said Yes?...A Guide tu Creativity for Parents and Teachers., D.O.K. Publishers, East Aurora, New York, 1989.
28. Whitmore J.R. Giftedness, conflict and underachievement. Boston: Allyn & Bacon. 1980.
2. Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Брушлинский А.В., Бабаева Ю.Д., Дружинин В.Н., и др. Рабочая концепция одаренности. – М.: Магистр, 1998.
3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др. Возможности образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками 5–7 лет // Дошкольное воспитание. – 1995. – №3.
4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – Москва, Воронеж: 1997.
5. Новикова Г.П. Проблемы готовности организаций дошкольного образования к реализации ФГОС / Новикова Г.П., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А. // Педагогическое образование и наука. – 2013. – № 5.
6. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. – М., 1997.
7. Одаренные дети. – М.: Прогресс, 1991.
8. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М., 2000.
9. Рензулли Дж.С., Рис С.М. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей // Современные концепции одаренности и творчества /Под ред. Д.Б.Богоявленской. М., 1997.
10. Савенков А.И. Психология одаренности. – М.: Генезис, 2009.
11. Bricklin B., Bricklin P. Bright child – poor grades: The psychology of underachievement. N.Y.: Delacorte Press. 1967.
12. Combs A. The professional education of teachers: A perceptual view of teacher preparation. Boston: Allyn & Bacon. 1965.
13. Fine B. Underachievers: How can they be helped? N.Y.: E.P.Dutton. 1967.
14. Fine, M. & Pitts, R. (1980). Intervention with underachieving gifted children: Rationale and strategies. Gift CNN Quarterly, 24, P. 51–55.
15. Gallagher J.J. Teaching the gifted child. Boston: Allynn & Bacon. 1985.
16. Hollingworth L.S. Children Above 180 IQ Stanford-Binet: Origin and Development, N.Y., 1942.
17. Hollingsworth L.S. Gifted Children. N.Y.:Macmillan. 1927.
18. Jung Carl G. Man and His Symbols, New York, 1964.
19. Karnes M. & Associates. Factors associated with underachievement & overachievement of intellectually gifted children. Exceptional Children. 1961. 28. P. 167–175.
20. Karnes M. & Associates. Preschool talent checklists manual. Urbana Il.: Publication Office, Institute for Child Behavior & Development. 1978.
21. Karnes M.B., McCoy G.F., Zehrbach R.R., Wollersheim J.P., Clarizio H.F., Costin L.
and Stanley L.S. (1961) Factors associated with underachievement and overachievement of intellectually gifted children. Champaign, II.: Champaign Community Unit Schools.
22. Karnes M., Schwedel A. & Williams M. Combining instructional models for young gifted children / Teaching Exceptional Children. 1983.
№14 (3). P. 128–135.
23. Pringle, M. (1970). Able misfits. London: Longman Group.
24. Renzulli J. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity // Sternberg R.I., Davidson J.E. (eds.). Conceptions of giftedness. Cambridge: Cambr. Univ. Press, 1986. P. 53–92.
25. Renzulli J. What makes giftedness? Reexamining a definition. Phi Delta Kappan. 1978. N 60. P. 180–184.
26. Renzulli J., Reis S., Smith L. The revolving-door model: A new way of identifying the gifted. Phi Delta Kappan. 1981. 62. P.648–649.
27. Star Cline, Ed. D. What Would Happen If, I Said Yes?...A Guide tu Creativity for Parents and Teachers., D.O.K. Publishers, East Aurora, New York, 1989.
28. Whitmore J.R. Giftedness, conflict and underachievement. Boston: Allyn & Bacon. 1980.
- Комментарии
Загрузка комментариев...