Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Понимание детского развития с позиции экологической теории У.Бронфенбреннера
Скачать в формате PDF
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Понимание детского развития с позиции экологической теории У.Бронфенбреннера // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. – №10. – С.56–65.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Одно из направлений современной социальной психологии связано с изучением среды, в которой развивается человек. В статье рассматривается понимание психического развития ребенка с позиции экологического подхода У.Бронфенбреннера. Приводятся примеры, раскрывающие взаимосвязь между составляющими социальной ситуации развития с точки зрения экологического подхода. Описана структура экологического окружения человека, представленного встроенными друг в друга микросистемой, мезосистемой, экзосистемой и макросистемой. На материале проведенных исследований демонстрируются особенности каждой из структур экологического окружения человека. Показано, что развитие человека обусловлено взаимодействием четырех основных факторов: его личностных особенностей, экологического окружения, деятельностью, в которую он вовлечен, и временем, которое накладывает свой отпечаток на дальнейший ход становления субъекта. Обсуждается понятие экологической валидности. Показана важность учета экологического подхода при построении образовательной работы с детьми, планировании исследований и развивающей деятельности.
Литература
1. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР. – М., 1976.
2. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.
3. Левин К. Динамическая психология. – М., 2001.
4. Baumrind D. Child care practices anteceding three patterns of preschool behavior // Genetic Psychology Monographs. – 1967. – №75.
5. Bronfenbrenner U. Ecological systems theory // Annals of Child Development. –
1989. – №6.
6. Bronfenbrenner U. The ecology of cognitive development: Research models and fugitive findings // Development in context: Acting and thinking in specific environments / R.H.Wozniak, K.W.Fischer (Ed.). – Hillsdale, 1993.
7. Bronfenbrenner U. The Ecology of Human Development. – Cambridge, 1979.
8. Caspi A., Bem D.J., Elder G.H. Moving Against the World: Life-Course Patterns of Explosive Children // Developmental Psychology. – 1987. – №2. – Р. 313.
9. Ceci S.J., Liker J.K. A Day at the Races: A Study of IQ, Expertise, and Cognitive Complexity // Journal of Experimental Psychology: General. – 1986. – №3.
10. Dornbusch S.M., Ritter P.L., Leiderman P.H., Roberts D.F., Fraleigh M.J. The Relation of Parenting Style to Adolescent School Performance//Child Development. – 1987. – №58.
11. Haney C., Banks C., Zimbardo P. Interpersonal Dynamics in a Simulated Prison // International Journal of Criminology and Penolo-gy. – 1973. – №1. – Р. 69
12. Ross G., Kagan J., Zelazo P., Kotelchuck M. Separation Protest in Infants in Home and Laboratory // Developmental Psychology. – 1975. – №11. – P. 256.
13. Scarr-Salapatek S., Williams M.L. The Effects of Early Stimulation on Low-Birth-Weight Infants // Child Development. – 1973. – №44. – P. 100.
14. Seitz V., Abelson W.D., Levine E., Zigler E. Effects of Place of Testing on the Peabody Picture Vocabulary Test Scores of Disadvantaged Head Start and Non-Head Start Children // Child Development. – 1975. – №46. – Р. 484.
15. Sherif M. Experiments in Group Conflicts // Scientific American. – 1956. – №195.
16. Skeels H.M. Adult Status of Children with contrasting Early Life Experience // Monographs of the Society for Research in Child Development. – 1966. – №3.
- Комментарии
Загрузка комментариев...