Основная цель данного нововведения – создание единого образовательного пространства, повышение качества образования. Дошкольные учреждения восприняли такое решение настороженно, ведь им в короткие сроки предстоит выстроить свою работу в соответствии с ФОП. Как это осуществить и насколько кардинальные изменения ждут дошкольное образование – на эти и другие вопросы мы попросили ответить Александру Гививну Гогоберидзе, доктора педагогических наук, профессора, заведующую кафедрой дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия).
– Александра Гививна, насколько глобальные перемены ждут дошкольное образование в связи с введением Федеральной образовательной программы?
– Я считаю, что глобальных перемен в дошкольном образовании ожидать не стоит, потому что оно развивается динамично и не революционно. Это эволюционное развитие, и данный переход нужно воспринимать как этап эволюционного развития. Введение Федеральной образовательной программы – это естественный переход от Примерной программы к Федеральной. Единое образовательное пространство у нас и до этого было, оно и сейчас регулируется ФГОС дошкольного образования.
Федеральная программа конкретизирует содержательное наполнение и действия воспитателя по отношению к детям. Что касается самих методик реализации этого содержания, то они, естественно, по-прежнему остаются вариативными, регулируются особенностями и возможностями детей, готовностью педагога к реализации разных методик работы. Наше дошкольное образование развивается естественным образом. Ожидать революций не стоит. У нас основной нормативный документ остался прежним – ФГОС ДО.
– Тем не менее, педагогам предстоит вносить изменения в свою работу, приводить программы в соответствие с Федеральной, при этом времени на это у них не так много. Как в столь короткие сроки осуществить переход?
– В первую очередь, необходимо внимательно ознакомиться с текстом Федеральной образовательной программы, что довольно сложно, потому что это объёмный документ. В помощь педагогам на платформе Министерства просвещения проводятся вебинары, которые я рекомендую посещать.
Ознакомившись с текстом, нужно сравнить Федеральную программу с образовательной программой, по которой работает детский сад. Для этого предлагаются разные инструменты сравнения для проведения внутреннего мониторинга. После того, как сравнение будет сделано, станет понятно, насколько программа детского сада соответствует Федеральной программе, какие изменения нужно внести. Здесь мне хотелось бы заострить внимание, что согласно закону, ФОП должна реализовываться в детском саду не менее чем на 60%. Это значит, что эта цифра может доходить даже до 99%. Поскольку сама Федеральная программа написана детально и подробно, она, по сути, составляет программу детского сада. На вариативной компонент детский сад может не оставлять 40%, а намного меньше на свои региональные или парциальные программы, которые реализуются в образовательной организации.
– Наше дошкольное образование – одно из лучших в мире. ДОО накоплен солидный опыт работы по таким проверенным временем программам, как «Детство», «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», «Радуга». Могут ли дошкольные организации продолжать их использовать?
– На этот вопрос даст ответ Министерство просвещения. Я так понимаю, что комплексные и парциальные программы будут в перспективе проходить экспертизу в Федеральном учебно-методическом объединении общего образования.
– Все предыдущие программы дошкольного образования разрабатывались именитыми авторами, базировались на многолетних научных исследованиях, а также проходили апробацию в течение многих лет. ФОП написана в сжатые сроки и апробацию не проходила. Могут ли по этой причине у дошкольных организация возникнуть сложности с ее реализацией?
– У меня таких опасений нет, потому что ФОП сделана на основе всех имеющихся программ, она не регулирует методики работы с детьми. Она регулирует только задачи и содержание. Я считаю, что переход на ФОП пройдет безболезненно для дошкольного образования, даст толчок его развитию и позволит повысить качество.