8 декабря 2024 г. впервые в истории non/fiction был объявлен и успешно проведен День воспитателя как знак большого уважения к педагогам и признания особой важности дошкольного образования. Инициатор этой идеи — Международная педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО) и оргкомитет выставки постарались сделать праздничное событие для педагогов незабываемым, значимым и очень насыщенным.
Чтобы в 11 утра, в момент открытия ярмарки, зал семинаров для проведения круглого стола был не просто наполнен, а буквально переполнен, — очень редкий случай. При том, что, по проведенному опросу, все откликнувшиеся на приглашение специалисты дошкольного образования впервые побывали на этом книжном празднике, ни один из них не был разочарован: по собственным оценкам «дошкольников», они получили самые яркие позитивные впечатления и массу творческих идей. Никто не сдерживал своего восторга от встреч и с писателями, и с ведущими экспертами в области дошкольного образования, и с организаторами любимого Всероссийского форума «Ориентиры детства». Приятными сюрпризами стали книги с автографами авторов, участие в беспроигрышной лотерее на стенде издательства «Мозаика-kids», живое общение с коллегами и знакомство с огромным красочным миром лучших книг лучших издательств нашей страны.
Самые дорогие для организаторов эмоции выражались словами участников: «Большое вам спасибо за этот праздник!», «Вы исполнили мою мечту!», «Никогда бы не пошла сама, потому что думала, что здесь только научные книги», «Теперь никогда не пропущу это событие!», «Вы открыли нам новый мир!», «Настоящий предновогодний сюрприз!».
Контрапунктом программы для воспитателей стал круглый стол «Детская книга как источник идей для образовательного события», на котором выступили издатели, детские писатели и эксперты в области дошкольного образования. Целый час продолжался разговор об особой роли дошкольного образования, о миссии педагога-дошкольника, о правильных и хороших книжках, о важности воспитании у детей любви к чтению.
Собравшиеся поделились тревогой в связи с растущей популярностью гаджетов и видеоигр и утрате значимости печатной книги для подрастающего поколения. Педагоги-практики рассказали об успешном опыте в решении воспитательных задач с помощью книги; о том, каким образом привить детям любовь к чтению и сделать книгу центром значимого образовательного события. Конечно, затронули важную тему привлечения семьи к культуре домашнего чтения. Обсудили принципы формирования библиотеки в детском саду и ресурсы для пополнения библиотечных фондов группы. Воспитатели с интересом ознакомились с результатами актуальных научных исследований, которые помогут им в дальнейшем для успешного решения поставленной педагогической задачи с помощью книги.
Модератор круглого стола Эльфия Дорофеева, директор по инновациям Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО), генеральный директор издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», тепло поблагодарила собравшихся за участие и проявленный интерес к теме мероприятия, уделила внимание ключевым смыслам воспитательной работы с детьми дошкольного возраста, отметила роль книги в формировании личности ребенка на основе традиционных российских ценностей; рассказала о воздействии книг на развитие эмоционального интеллекта детей младшего возраста.
Александр Веракса, академик РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, заведующий лабораторией психологии детства и цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, доктор психологических наук, привел объективные данные, полученные в ходе изучения воздействия гаджетов на мозг и, соответственно, на интеллектуальные и когнитивные способности ребенка, объяснил степень угрозы и предупредил о необратимых последствиях неконтролируемого процесса вовлеченности ребенка в виртуальную реальность.
Ирина Комарова — кандидат исторических наук, проректор МПАДО, академик Российской муниципальной академии, поддержала выступление Александра Вераксы репликой о необходимости деликатно и внимательно включать информатизацию в дошкольную среду. В своем комментарии к главной теме мероприятия она подняла вопрос о необходимости использовать большой потенциал колаборации детского сада с городской/районной библиотекой, приведя воодушевляющие примеры такого сотрудничества в парадигме известного утверждения С.Я.Маршака, который считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя».
Юлия Брыкова —автор книг для детей, член Союза детских и юношеских писателей и Российского книжного союза, посвятила выступление важности знакомства дошкольников с современными произведениями и их авторами; призвала педагогов смело пользоваться возможностью приглашать писателей для встреч со своими воспитанниками и получения методической поддержки в вопросах максимально эффективного использования воспитательного контента книги.
Анастасия Шлемко, абсолютный победитель конкурса «Воспитатель года России»-2018, председатель Всероссийского клуба Воспитатель года «Созвездие», старший воспитатель МБОУ «Тридцать первая школа» из подмосковных Химок, подчеркнула значимость роли педагога в формировании у детей с самого раннего возраста читательской грамотности, любви к книге, умении понимать и ценить художественное слово.
Тамара Крюкова – член Союза писателей России, автор книг для детей и подростков, лауреат международных и всероссийских фестивалей и литературных конкурсов, обратилась к педагогам и родителям с просьбой читать детям хорошие книги; дала советы, как надо рассказывать малышам об окружающем мире, происходящих событиях и человеческих взаимоотношениях, обсуждая прочитанное; обратила внимание на то, что ребенку обязательно надо объяснять непонятное; ответила на вопрос, надо ли разделять книги по функциональной роли: чтение-развлечение, чтение-познание, чтение-воспитание. Автор убеждена, что каждая детская книга должна сочетать в себе все эти значения и что для маленьких детей надо писать просто и понятно, с юмором рассказывать увлекательные истории и при этом без назидания закладывать глубокие смыслы с педагогическим содержанием.
Старший методист школы №236, лауреат конкурса «Воспитатель года России»-2020, автор профессионального сообщества «Воспитателям в помощь» Светлана Тулайкина поделилась опытом реализации собственных успешных проектов для детей от 3 лет по формированию читательской грамотности, воспитанию любви и уважения к книге, реализованными в своей дошкольной организации и широко тиражируемыми в других садах: это тематические выставки, акция «Читай, мечтай и пей какао» и другие; рассказала о ценном опыте включения родителей, бабушек и дедушек в читательский марафон и большом эмоциональном эффекте от маленьких читательских клубов с участием членов семей своих воспитанников.
Председатель Ассоциации школьных библиотекарей Татьяна Жукова рассказала о большом потенциале своих всероссийских проектов «Читающая мама – читающий ребенок – читающая страна», «Клуб читающей мамы», о важности взаимодействия семьи и детского сада и об открытых методических ресурсах для поддержки родителей и педагогов как главных участников образовательного процесса и проводников детей в волшебный мир книги.
В заключительном слове Эльфии Дорофеевой прозвучала тема о необходимости создания единого ресурсного и экспертного центра по дошкольной детской литературе и систематическом проведении содержательных просветительских и обучающих мероприятий, развитии читательских клубов и других форм работы с педагогами и родителями, поддержке и тиражировании педагогических инициатив.
По завершении мероприятия воспитатели не спешили расходиться: всех очень заинтересовала информация о том, где можно узнать о книжных новинках, получить советы, почерпнуть идеи для книжных проектов и даже пригласить настоящего писателя в детский сад на встречу со своими маленькими читателями.
Круглый стол знаменовал старт нового направления деятельности педагогического сообщества, объединенного проектами МПАДО, — литературное, а День воспитателя отныне стал новой прекрасной традицией non/fiction.
Уверены, что при таком подходе и с такими педагогами книга вновь станет лучшим подарком, а чтение — естественной потребностью наших детей; прекрасные книжные истории обогатят и наполнят новыми смыслами, интересами и эмоциями внутренний мир каждого ребенка, научат правильным истинам, сделают жизнь лучше, интереснее.
НОВОСТИ ОТ ЖУРНАЛА «Современное дошкольное образование»
На площадке книжной ярмарки non/fiction№26 работали корреспонденты журнала «Современное дошкольное образование», с которым участники и спикеры поделились своими мыслями о книгах, о воспитании, о ценностных ориентирах для подрастающего поколения, а одна из участниц, воспитатель Екатерина Авилова, удивила и порадовала своим творчеством: уникальной авторской книгой с методическим наполнением, которую она написала по мотивам сказки «Гуси-лебеди». Об истории создания этого творческого книжного проекта и о том, какие педагогические задачи его автор успешно решает с помощью этого уникального инструмента, мы расскажем в материале на сайте «СДО: теория и практика».
Интервью с Екатериной Авиловой, Анастасией Шлемко, Юлией Брыковой, Тамарой Крюковой будут размещены в ближайшее время на сайте https://sdo-practice.ru/: следите за новостной лентой.
Редакция благодарит всех педагогов за активное участие в деятельности профессионального сообщества и интерес к теме «Детская книга как источник идей для образовательного события». Специально для вас в течение недели на сайте https://sdo-practice.ru/ будет размещена подборка статей на тему приобщения детей к чтению и воспитания читательской культуры.
На нашей платформе вы найдете также много интересных и полезных методических материалов для своей работы.
Но и это еще не все.
ВНИМАНИЕ! Каждый из вас, уважаемые педагоги, может опубликовать свой уникальный авторский материал или методику в профессиональном электронном издании «СДО: теория и практика» и получить сертификат автора. Для этого регистрируйтесь на сайте, открывайте личный кабинет и выкладывайте свои работы для размещения в журнале, следуя рекомендациям рубрики «АВТОРАМ» в поисковой строке. Будем рады сотрудничеству!
Текст: Анна Еланская
Фото: Ирина Ропот