На выставке «Россия» на ВДНХ встретились представители частных школ, колледжей, вузов, дошкольного образования, государственных структур, бизнеса, экспертного сообщества. Они обсудили вызовы, стоящие перед системой образования, и оценили потенциал частного сектора отрасли.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ, 13 февраля 2024 г.
Всего на площадке собралось более 500 участников, среди которых – представители профильных комитетов Госдумы РФ, Минобрнауки РФ, Рособрнадзора, Минпросвещения, Совета Федерации, руководители частных образовательных организаций, представители экспертного и бизнес-сообщества.
«Частные школы, колледжи и вузы дополняют государственную систему образования. А именно от нее сегодня как никогда зависит то, во что будет верить и каким будет новое поколение», – отметил в приветственном слове первый заместитель руководителя Администрации Президента Сергей Кириенко. В послании участникам Форума Сергей Владиленович также акцентировал внимание на важности реализации в каждой образовательной организации воспитательной миссии в соответствии с традиционными ценностями нашего общества.
Спикеры и участники Форума обсудили сходства и различия, формы взаимодействия, нашли точки кипения и точки роста и сошлись во мнении, что цель у образовательных организаций, какого бы они ни были статуса, – одна; источники – разные.
Президент Ассоциации негосударственного образования, ректор Университета «Синергия» Артём Васильев рассказал, что современный сектор частного образования насчитывает более 2 тысяч организаций, в которых обучается более 1 миллиона граждан, однако у этого образовательного сегмента нет единого центра управления и общих правил игры. «Задача нашего Форума – включить частный сектор в фарватер государственной политики», ― пояснил Васильев.
В первый день Форума спикеры говорили о роли и потенциале частного сектора в формировании суверенной системы образования, о синхронизации профобразования с запросами рынка, рассматривали негосударственный сектор как мощный ресурс развития системы образования. Уделили внимание государственным приоритетам в молодежной политике, новому содержанию школьного образования, экспорту образования, коллаборации высшей школы и бизнеса, подготовке квалифицированных кадров, созданию суверенной отечественной образовательной системы. В фокусе внимания спикеров были также вопросы разработки и внедрения современных образовательных технологий.
Были отмечены сильные стороны негосударственного сектора и сформулированы проблемы, тормозящие его развитие.
Зафиксировали подтвержденные авторитетным исследованием ВЦИОМ «Восприятие родителями сферы школьного образования» цифры, отражающие степень интереса к частному образованию:
- 39% из опрошенных выбирают негосударственные образовательные организации;
- 27% хотели бы для обучения ребенка выбрать частную школу.
ПАЛИТРА МНЕНИЙ
Руководитель фракции «Новые люди» в Государственной Думе РФ Алексей Нечаев пояснил, что повышенный интерес родителей к частному образованию вызван прежде всего тем, что возможности этого сектора значительно превышают возможности государственных школ.
Заместитель Председателя Государственной Думы Борис Чернышов высказался о миссии частного образования и его преимуществе перед государственным сектором:
«Если говорить про миссию частного образования, то его миссия дать человеку в любой момент качественное образование по той программе, которую он хочет.
Частное образование дает самое главное – мобильность. Государственный сектор учится у негосударственного и перенимает практики». С этим мнением согласились все участники дискуссии.
Председатель Комитета Государственной Думы по просвещению Ольга Казакова обратила внимание на повышение запроса на взаимодействие государства и частного образования: по ее мнению, государственный сектор способен успешно встроиться в образовательную политику России благодаря профессионализму и сильным возможностям. Важно то, что для государства нет разницы, где учатся дети: они все в едином пространстве.
Председатель Ассоциации негосударственного образования Любовь Духанина в своем выступлении подтвердила отличную динамику развития образовательных организаций на всех уровнях: дошкольного, школьного, СПО, высшего образования, дополнительного и профессионального. Любовь Николаевна обозначила важность создания единой платформы ассоциации частного сектора и отметила преимущества частных образовательных организаций школьного уровня перед государственными: «Частные школы дают достаточно много новых идей и реально реализуют их – это и работа с детьми с ОВЗ, и работа с детьми с неравномерным развитием. Это та работа, с которой государственному сектору справиться сложно».
«Образование ― это охраняемая законом ценность. Право на образование ― неотъемлемая часть права каждого гражданина. Некорректно рассматривать его как услугу», – напомнила заместитель руководителя Рособрнадзора Светлана Кочетова.
Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова обратила внимание участников Форума на вопрос о ценностях образования: «Ценности – это то, что формируется на всех уровнях образования и во всех образовательных организациях. Принципы воспитания должны быть едины во всем образовательном пространстве».
Это мнение поддержал Алексей Гусев, ответственный секретарь Координационного совета Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» тему следующим образом: «Мы должны выстраивать единое воспитательное пространство. Потому что мы выпускаем детей, которые будут жить в едином обществе. Если мы говорим, что в любой школе мы должны работать с родителями очень плотно, так и должно быть в частных школах. Родитель должен принимать соучастие в детско-родительских мероприятиях».
Участники пленарного заседания сошлись во мнении, что частные образовательные организации обладают большей гибкостью по сравнению с государственными и имеют больше возможностей в подготовке квалифицированных кадров. По данным за последние пять лет, которые озвучила советник министра просвещения Российской Федерации, президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Наталия Золотарева, студенты более половины частных колледжей России трудоустраиваются в 70% случаев. Она пояснила, что именно негосударственный колледж более гибок в выстраивании уникальных образовательных продуктов, в обновлении образовательных программ и механик, а также более ориентирован на запрос работодателей.
СОБЫТИЯ ФОРУМА
- Объявлено о создании рейтинга российских негосударственных высших учебных заведений как совместного проекта Ассоциации и информационного агентства «Интерфакс».
- Подписано соглашение между Ассоциацией негосударственного образования и #Волгоградской ассоциацией частных образовательных организаций; #Всероссийским общественным движением наставников детей и молодежи «Наставники России».
Форум негосударственного образования стал частью образовательной программы выставки-форума «Россия», генеральным партнером которой выступает Российское общество «Знание».
Организатор Форума – Ассоциация негосударственного образования, созданная для консолидации опыта и экспертности представителей частного сегмента сферы образования в России и открытого диалога с профильными ведомствами и заинтересованными организациями.
Информационные партнеры Форума: Международная педагогическая академия дошкольного образования, Ассоциация развития качества дошкольного образования, журнал «Современное дошкольное образование»
Фото: сайт Ассоциации негосударственного образования