Гер Граус — Директор по международным образовательным программам KidZania, Великобритания. Ранее доктор Граус основал и возглавлял Детский университет. Сейчас он стал международной благотворительной организацией удостоенной ряда наград, и предоставляющей ученикам захватывающие и инновационные возможности обучения за пределами школьной программы. Однажды Гера Грауса метко назвали сочетанием Жан-Жака Руссо и Вилли Вонка». Доктор Граус выступил в Москве с докладом на международной конференции в области новых образовательных технологий EdCrunch2018.
- Господин Граус, полезна ли Kidzania для дошкольников с точки зрения образования?
Да, конечно. Самое интересное в Kidzania - то, что когда дети туда приходят, они берут на себя ответственность. Как же это происходит? Если вы объедините в группу детей возрастом 14, 10, 7 и 4 лет, то получите неожиданный результат: дети будут ладить друг с другом. Потому что младшие будут брать пример со старших и захотят стать похожими на них. Это ведь замечательно!
Другое дело, когда ребёнок находит собственную зону комфорта. Когда тебе 14, ты, скорее всего, не захочешь ездить на пожарной машине, но можешь стать пилотом или телеведущим. Если тебе 4 года, например, то ты определенно захочешь прокатиться в пожарной машине, но ты не сможешь создавать новости, потому что ты знаешь, что ещё не очень хорошо научился читать. Ребёнок найдёт для себя подходящее пространство для деятельности. В Kidzania дошкольники находят занятие по душе и могут задавать миллион вопросов.
- Как вы думаете, сможет ли классическое образование противостоять технологическому (особенно дошкольная ступень)? Я имею в виду образование, основанное на коммуникации, экспериментах, книгах и играх. Ведь сейчас технологии активно внедряются в учебный процесс.
Я считаю, что технологии могут улучшить образование. Такова человеческая природа – бояться перемен. И это полная бессмыслица. Перемены могут быть к лучшему и к худшему. Наша главная задача, по моему мнению, сделать изменения в своей жизни постоянными. Привыкнуть принимать новое. Когда мне было 14 лет, и я получал домашнее задание, мне приходилось ехать на велосипеде в библиотеку, чтобы найти нужную книгу и отыскать в ней правильный ответ.
Мой ребёнок в 12 лет приходит домой или в школу, выходит в Интернет, и может найти информацию и из любой точки мира.
Я думаю, что технология с такой точки зрения хорошая вещь. Классическое образование может только стать лучше, нет нужды конкурировать. Нужно просто перестать бояться новых вещей.
- А как же нравственное воспитание и чувства человека? Есть ли такая опасность, что развивая с одной стороны ребенка, т.е. навыки использования технологий, мы забываем о ценности человека, его души, индивидуальности и отношениях между людьми?
Так кажется на первый взгляд, но я с этим не согласен. Морали необходимо обучать детей, а учитель в этом вопросе незаменим. Есть другие способы передачи знаний детям. Интернет - самый быстрый из них. Сейчас мы уже можем использовать искусственный интеллект как средство к пониманию того, что же представляет собой ребёнок.
Разные дети учатся по-разному, и этот персонализирующий аспект никогда не исчезнет. В чем же проблема? Я часто слышу: «дети слишком много времени проводят перед экраном». Почему? Кто дал им эти экраны? Кто поставил телевизор в детской? И они же ещё и возмущаются: «сколько можно смотреть телевизор!». Вообще-то, вы сами купили им телевизор и поставили его в комнату. Именно взрослые, родители обязаны прививать детям нравственность.
Нужно учиться жить и взаимодействовать с технологиями. Мы сделаем немало ошибок на этом пути, но люди способны учиться на своих ошибках.
- В своём выступлении вы говорили, что дети должны быть счастливы. А что такое счастье для вас сейчас?
Это хороший вопрос. И я сейчас придумаю ответ специально для вас: счастье для меня просыпаться каждое утро, зная, что по крайней мере рядом ещё пять моих человек. Вот это счастье.
Беседовала Кристина Ковалёва