Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Все новости
    • Новости

    И.И.Комарова: «Самое главное - очень тонко и ответственно подходить к выбору средств ИКТ для обучения и воспитания детей»

    И.И.Комарова: «Самое главное - очень тонко и ответственно подходить к выбору средств ИКТ для обучения и воспитания детей»

    Ирина Комарова рассказала журналу "Современное дошкольное образование" о пользе и вреде использования ИКТ в дошкольном образовании.

    Очередной вопрос пятилетней дочери поверг меня в ступор.

    – Не знаешь?

    – Нет.

    – Ну, посмотри в интернете.

    Вот! И от этого не спрятаться – не скрыться. Интернет вокруг нас, компьютеры, планшеты, смартфоны и прочие гаджеты заполонили все пространство. Мы читаем в интернете, учимся на онлайн-курсах, общаемся в социальных сетях. Да чего там говорить, даже вопросы, касающиеся собственного ребенка, решаем с воспитателем в чате.

    Нет, достоинства такой удобной и «умной» жизни мы нисколько не умаляем. Записываемся к врачу, оплачиваем услуги и покупаем товары, имеем возможность смотреть хорошие фильмы и познавательные программы. Но все хорошо в меру. Особенно в том, что касается детей, их доступа, досуга, обучения и воспитания посредством информационно-коммуникационных технологий. Как определить эту меру? Как дать ребенку строго то, что соответствует его возрасту и развитию?

    И только ли компьютеры и современные средства связи входят в понятие "ИКТ"?

    На вопросы о проблемах, перспективах, задачах и целях использования ИКТ в дошкольном образовании отвечает ведущий научный сотрудник Совета по изучению производительных сил при Президиуме РАН и Минэкономразвития России, член Рабочей группы по развитию информационного общества в России Общественной палаты РФ Ирина Ильинична Комарова.

    - Ирина Ильинична, как используются ИКТ в дошкольном образовании?

    – Прежде чем говорить, как они используются, следует рассмотреть, что из себя представляют информационно-коммуникационные технологии, или, как формулирует закон об образовании, «информационно-телекоммуникационные технологии». Большинство из нас под ИКТ понимают компьютер, подключенный к интернету. В таком смысле ИКТ используются, к счастью, не очень активно как детьми, так и педагогами.

    Если же мы рассматриваем ИКТ в широком смысле слова как все то, что можно включить нажатием кнопки, – плееры, проигрыватели, видео- и аудионосители, телевизоры и многое другое, – то они практически не используются!

    Список ИКТ постоянно расширяется. Сегодня он пополняется музыкальными инструментами, новыми гаджетами и коммуникаторами.

    Таким образом, если говорить о функциях ИКТ в ДОО, то они достаточно обширны: управленческая, коммуникационная, информационная, образовательная и т.д. Из них только образовательная относится непосредственно к детям и то не в полном объеме.

    – Смартфоны и планшеты для просмотра мультфильмов, игр, рисования тоже входят в перечень ИКТ?

    – Да. Точно так же, как компьютер, системы видеонаблюдения, телевизор или экран и относятся к так называемым экранным средствам ИКТ. Сегодня уже никто не оспаривает, что ими наносится детям колоссальный вред. При этом ухудшение зрения является самым незначительным фактором, хотя среди родителей и воспитателей бытует мнение, что ухудшение зрения – основная опасность.

    Американские педиатры утверждают, что телевизор, компьютер, планшет разрешены детям только после трех лет и то в минимальных количествах. А канадские исследователи, например, считают, что бесконтрольный просмотр телевизора приводит к истончению костной массы у ребенка.

    – Ирина Ильинична, а есть ли все-таки какие-то нормы? Например, посадить ребенка за компьютер в пять, шесть лет и строго дозировать его деятельность. Ведь есть же масса не развлекательных, а обучающих программ.

    – Нормы есть, как правило, везде, однако регулируют они далеко не все и далеко не везде. Страны, где развитие экранных технологий началось раньше, раньше обнаружили наносимый ими ущерб. У них были введены более строгие ограничения использования ИКТ. Кроме того, эти нормы ограничивают использование технологий только в дошкольной организации, а не в семье, где ребенок остается уязвимым к воздействию техники.

    В ограничении доступа малыша к компьютеру роль играют, скорее, традиция и этические нормы. Например, мы все знаем, что излучение СВЧ отрицательно действует на человеческий организм, но продолжаем использовать ее, так как это удобно. Точно так же решается вопрос с телевизором, планшетом, компьютером. Правда, в случае с телевизором далеко не все родители знают об их отрицательном эффекте.

    Многие запреты и табу вырабатываются гражданским и профессиональным сообществом – родителями, педиатрами, работниками телевидения, режиссерами и др., прежде чем принимаются на государственном уровне.

    – Тогда какие средства ИКТ наиболее приемлемы в дошкольном образовательном учреждении, в семье, где есть маленький ребенок?

    – Неэкранные. К сожалению, сейчас совсем забыли о радио. А вот, например, в Латинской Америке оно является одним из средств обучения. Давайте вспомним, какую роль играло радио всего два-три десятилетия назад. Какие чудные были передачи и для дошколят, и для ребятишек постарше. И познавательные, и развлекательные. Я уж не говорю про утреннюю гимнастику, на которой выросло не одно поколение…

    – Ирина Ильинична, а как же аудиодиски? Со всевозможными песенками, сказками… Почему же они не используются?

    – Сегодня, наряду с существовавшими ранее, появилось множество новых средств воспроизведения. К радиоточкам, виниловым пластинкам, магнитофонам добавились плееры, телефоны, компьютеры и прочие средства. Новые средства более мобильны. С их помощью запись можно слушать, не сидя под приемником, а в любой точке. Поневоле диски воспринимаются уже как более архаичный носитель информации и часто не принимается в расчет. Однако в немилости не только диски. По данным Министерства образования, даже те ресурсы, которые дают методики использования компьютера и находятся в сети в свободном доступе, используются всего на 8-10 процентов.

    В то же время в разработку этих ресурсов вложены колоссальные силы и средства. Наверное, мы сейчас подходим к тому моменту, когда необходимо создавать четкие программы медиа-образования. Этот термин принят в международном педагогическом сообществе. Но я бы сказала иначе: электронное источниковедение.

    – Что это такое?

    – Это наука об источниках. Книжных, например. Есть графические, киноисточники, фотоматериалы. И даже зона раскопок археологов – это тоже источник. В электронном источниковедении источником является цифровой ресурс, который необходимо описывать не только как средство коммуникации, но и как информацию, которая необходима детям. То есть нужны совершенно четкие методические пособия по ресурсам, их распределение с точки зрения того, где это может быть использовано. Опять же, в интернете имеется много чрезвычайно полезных для работников системы дошкольного образования ресурсов: разработки игр-занятий, сценарии праздников, подборки стихотворений. Эти материалы тем ценнее, что достать их в печатном виде не представляется возможным. Таких ресурсов очень много, и они сильно различаются по качеству, а отобрать лучшие могут только специалисты. Обычные пользователи часто испытывают большие трудности, например, найти неискаженные тексты сказок.

    – А есть ли опасность, что ребенок, чувствуя легкость в получении информации, знаний из обучающих компьютерных программ, не всегда глубоких к сожалению, просто «нахватается по верхам»? То есть, достаточных для того, чтобы блеснуть эрудицией, скажем, в кругу друзей, но совершенно недостаточных для «образованности».

    – Этот вопрос, скорее, относится к школьному, чем дошкольному возрасту.

    Гораздо большая опасность в том, что экран обладает гипнотическим действием. Вот одно из наблюдений: малыш может смотреть интересный мультфильм по телевизору и при этом реагировать на что-то еще. Но как только начинается реклама, он превращается на пять минут, образно говоря, в зомби. Дети не защищены. И если с более старшими детьми мы могли бы проводить занятия по медиа-образованию, учить их защищаться от этого, то малышам сложно это объяснить.

     Еще одна большая опасность: классификация передач 0+ – это условность. Новости, например, влияют на ребенка так же плохо, как и просмотр боевиков и спортивных передач, которые принято смотреть всей семьей.

    Очень часто сталкиваемся с тем, что ребенок до пяти лет, смотря любое кино, воспринимает все происходящее на экране как происходящее с ним. Отсюда кошмарные сны, расстройство психики. Если говорить об интернете, то, к сожалению, в большинстве семей компьютер выполняет функцию няни. И не всегда просматриваемые страницы контролируются. 

    – Ирина Ильинична, узнав о таких опасностях, проблемах, которые могут возникнуть, любой родитель готов сказать: «Может, ну его, этот технический прогресс! Давайте, как раньше – воспитывать и учить по книжкам, картинкам, рисовать, читать, рассказывать».

    – Ничто не заменит ребенку укачивание мамой, а не электронными качелями. Ничто так не отложится в голове, как прочитанная бабушкой книжка с картинками. И уж конечно, с ребенком обязательно нужно разговаривать. А то, что именно рисование развивает мелкую моторику – это давно доказанный факт (кстати, известно ли родителям, зачем нужно развивать мелкую моторику?).

    Давно установлено, что наилучшим вариантом использования компьютерных технологий детьми является следующий:

    От 0 до 3 лет – взрослый оберегает детей от компьютера.

    От 3 до 5 лет – знакомит ребенка с функциями компьютера.

    От 5 до 7 лет – использование компьютера исключительно для обучающих программ по математике и языку.

    Кроме того, очень распространены сейчас книги, создаваемые вместе с детьми, в единственном экземпляре. Фотографии, позволяющие сохранить памятные мгновения. Сайты, разработанные специалистами, из разряда «собери картинку» и тому подобное. Различные проекторы, интерактивные доски. Никто же не говорит, что это опасно или плохо.

    Самое главное – очень тонко и ответственно подходить к выбору средств ИКТ для обучения и воспитания детей.

    Итак, использование ИКТ в дошкольном образовании – тема достаточно обширная. Есть много "за" и "против". Есть, кстати, и книга «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании», соавтором которой выступила Ирина Ильинична Комарова. Этой теме будет посвящена и отдельная секция в рамках Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», которая пройдет в мае в МГУ им.М.В.Ломоносова. Диалог явно станет конструктивным, и, возможно, мы узнаем много нового об этой теме из рекомендательных документов по итогам конференции.

    Автор: Елена Рожкова


    Подписывайтесь на канал журнала "СДО" в Телеграм

    Бесплатный вебинар на площадке МПАДО
    7 мая на вебинарной площадке МПАДО пройдёт бесплатный вебинар: "Актуальный разговор: новости законодательства и образовательной политики".
    ПОДРОБНЕЕ
    0
    Опубликована подробная программа ЕССЕ 2020 Онлайн
    На сайте Конференции опубликована подробная программа ЕССЕ 2020 Онлайн.
    ПОДРОБНЕЕ
    0
    Ирина Комарова интервью ИКТ в дошкольном образовании

    Назад к списку
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью