В гостеприимном и стильном, современном городе Сочи (где температура -17 градусов тепла!) состоялся серьезный разговор о том, как сделать наших малышей талантливыми, успешными и при этом счастливыми гражданами общества. Задачка – не из простых. Мы живем в эпоху глобальной конкуренции: за недра, территории, интеллектуальный потенциал. Профессиональные педагоги попытались выработать стратегический взгляд на проблему, они понимают, что сегодняшний мир – мир инновационной экономики, которая диктует свои правила. Но как безболезненно внедрить инновационные методы обучения в той самой «дошколке», которая всего лишь год назад не считалась даже первой ступенькой обучения? Модернизация российского образования началась с вузов, затем коснулась школ, и лишь год назад – дошкольного образования. Цель ее – не сложить, а умножить потенциал учебных заведений, сохранить и развить творческое начало в профессиональной среде, сберечь доверие всего общества. Не секрет, что интенсивное развитие мозга человека происходит в возрасте до 6 лет. Так что дошкольные педагоги – это как раз те люди, которые определяют и закладывают будущее нации и общества. С докладом «Государственная политика в сфере дошкольного образования: проблемы и перспективы» выступил Дмитрий Ливанов, министр образования и науки России. Он отметил, что в последнее время частные детские сады приобретают все большую популярность. Были устранены многие барьеры, которые препятствовали развитию этой формы негосударственного дошкольного образования. Как результат – только за прошлый год количество детей, посещающих частные детские сады, увеличилось почти в 10 раз. Наталья Третьяк, заместитель министра образования РФ подчеркнула, что «Россия – одна из стран – лидеров по охвату дошкольным образованием, что практически каждый ребенок в стране проходит через систему дошкольного образования». При этом 400 тыс. детей (с 3-7 лет) и более миллиона младших дошкольников ждут своего места в детском саду. Было отмечено, что вместе с внедрением новых стандартов для детских садов важно не забывать и о переподготовке кадров. По заверению замминистра, уже около 40% воспитателей страны прошли курсы повышения квалификации. И перед региональными департаментами и министерствами стоит задача довести этот показатель до 100%.
О региональном аспекте реализации госполитики в сфере дошкольного образования рассказала Галина Золина, вице-губернатор Краснодарского края. Она рассказала о специальных программах по сохранению престижа профессии в регионе. «Теперь в педагогику идут действительно по призванию. Сейчас конкурс на все педагогические специальности – 3 человека на место! Это позволяет нам из хороших выделять лучших,» – заявила Золина. Сергей Степашин, президент Российского книжного союза подчеркнул в своем выступлении, что впервые за много лет к вопросам дошкольного образования подходят системно и отметил важность такого подхода. И еще один сюжет: обучение детей с ограниченными возможностями. Обеспечить индивидуальный подход каждому ребенку (с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта), дать максимально высокое качество образования – вот задача, которую ставит перед собой профессиональное сообщество.
Вообще на съезде говорили об итогах внедрения Федерального государственного стандарта дошкольного образования, о примерных образовательных программах, о ключевых линиях образовательного процесса: об ответственности государства и миссии педагога в процессе воспитания личности, о повышении престижа профессии, об образовательных информационных технологиях, о качестве дошкольного образования и развитии негосударственного сектора дошкольного образования.
Не обошли вниманием и вопрос о едином учебнике по литературе, русскому языку и истории. Здесь ответ однозначный – нельзя возвращаться в прошлое, теряя вариативность содержания и форм образования, страна может потерять конкурентоспособность на мировом образовательном рынке. Были и восторженные аплодисменты, которые заслужила Марьяна Безруких, академик РАО, д.б.н., профессор, директор «Института возрастной физиологии РАО» за доклад, посвященный развитию мозга и познавательной деятельности дошкольников. Лозунгом съезда мог бы стать девиз: «Развиваться и быть счастливым!»
По мнению Л. Вербицкой, президента Российской академии образования, съезд очертил круг вопросов, решение которых позволит обеспечить эффективную работу в целях процветания России и в интересах каждого человека.
Справочно:
В работе II Съезда приняли участие более тысячи человек, среди которых представители Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки России, российского парламента, Российской академии образования (РАО), Российского книжного союза (РКС), Министерства образования и науки Краснодарского края, региональных и муниципальных управлений образованием, руководители и педагоги дошкольных образовательных организаций, заслуженные воспитатели, эксперты и представители научной и педагогической общественности. Делегаты съезда посетили детские сады Адлерского и Центрального районов Сочи, различные выставки, посвященные дошкольному образовательному процессу.