Родители стали чаще занимать пассивную позицию и проявляют меньше внимания к активности детей за компьютером: за последние 3 года доля родителей, считающих контроль необходимостью, сократилась на 6 п.п. с 91% до 85%, а доля тех, кто использует «родительский контроль», сократилась на 10 п.п. с 43% до 33%.
Людмила Спиридонова, исполнительный директор НАФИ: «Сравнительно низкая доля россиян, использующих “родительский контроль” на устройствах своих детей – это тревожный признак. Во-первых, большое число детей остается потенциально открытыми для угроз в сети, и эти угрозы реальны. Во-вторых, это свидетельствует о низком уровне цифровой грамотности родителей. Изменить подход может только смена установок людей в отношении использования цифровых устройств и сервисов, но, как показывают наши исследования, этот компонент поведения тяжело поддается изменениям. Это должно стать общей задачей регуляторов, общественных организаций, производителей устройств и вендоров софта».
По мнению россиян, первый телефон или планшет у ребенка должен появиться не раньше 9 лет, а компьютер – не раньше 11 лет. «При этом чаще всего цифровые устройства дети начинают использовать намного раньше, – отмечает Людмила Спиридонова. – Это могут быть родительские устройства, которые дети используют для игр или доступа в сеть».
Родители отметили, что дети стали чаще пользоваться компьютером для обучения (22%, рост на 7 п.п. за 3 года). При этом для досуга, по их мнению, дети стали использовать компьютер реже – доля родителей, сообщивших об использовании компьютера для досуга, сократилась на 9 п.п. с 45% до 36%. «Подобная динамика объясняется пандемией: перевод на дистанционное обучение поспособствовал тому, что дети в целом стали чаще использовать цифровые устройства и сервисы, а доля времени на общение и игры соразмерно сократилась. Это воспринимается как данность, поэтому внимание к контенту, потребляемому детьми в сети, может быть притуплено», – прокомментировала Людмила Спиридонова.
Цифровая гигиена в потреблении контента в сети – важнейший компонент цифровой грамотности современного человека. Узнать свой уровень цифровой грамотности или заказать тестирование для своих сотрудников можно на портале НАФИ «Цифровой гражданин»: https://it-gramota.ru/.
Об Аналитическом центре НАФИ:
НАФИ – это многопрофильный аналитический центр. Мы проводим исследования рынков и общественного мнения для крупных компаний и государственных структур. Наша экспертиза охватывает сферы финансов, высоких технологий, предпринимательства, социальную сферу, HR и рынок труда, недвижимость, туризм.
Источник: НАФИ